Тема: «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей »
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Ахмедова Юлия Олеговна

«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение        «Детский сад  № 7»

152150  Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д. 10

 

 

 

     

 

 

 

 

 

Тема: «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей »

 

 

Подготовила

Воспитатель

Ахмедова Ю.О

 

 

 

 

 

 

Март 2017 год

Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали этих предметов выделяются чаще. Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего возраста, т.к это время наиболее благоприятно для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. 

Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. 

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с раннего возраста.

Наблюдая за деятельностью воспитанников в непосредственно – образовательной и самостоятельной деятельности, мною было выявлено следующее: 
- дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы и молнии; 
- им трудно собрать мелкие детали конструктора и мозаики; 
- не могут скатать из пластилина «шар», «колбаску»; 
- во время простых игр с пальчиками испытывают значительные трудности в сгибании и разгибании пальцев. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому, когда ребенок сгибал один палец, остальные пальцы выполняли аналогичное действие; 
- прослеживалась быстрая утомляемость детей, они часто чувствовали себя несостоятельными в элементарных действиях, а это влияло на их эмоциональное благополучие и самооценку.

Для целенаправленной и продуктивной работы с детьми по развитию мелкой моторики через пальчиковые игры, необходимо было провести педагогическую  диагностику исходного уровня детей для дальнейшей работы по данной проблеме. Исследование уровня мелкой моторики детей в 2 группе раннего развития проводилось на основе диагностики авторской разработки детского сада №7.

Исходя из педагогической диагностики мною была поставлена цель по самообразованию: Способствовать развитию речевых способностей детей дошкольного возраста через сенсомоторные игры.

Задачи :

1. Способствовать развитию речи как средства общения.

2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.

3. Обучение детей сенсомоторным играм.

4. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.

 

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры очень увлекательные и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения,логического мышления. Чтоб игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике.

Игры - шнуровки развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование. В играх со шнуровками рзвивается глазомер ребенка.

Особый интерес вызывают у детей "сухие бассейны", опустив кисти рук в сухой бассейн, дети помешивают фасоль, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук.

На занятиях обучаю детей элементами самомассажа кистей рук. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему: покатать между ладонями сосновую шишку, бельевой прищепкой "кусаем ногтевые фаланги".

Вдавливание деталей в тесто: полезно вдавливать различные мелкие предметы в слой теста для развития силы рук. По творческим работам можно проследить, как развивается мелкая моторика.

Функциональные застежки. Советую начинать с расстегивания пуговиц. Навыки очень полезны по саообслуживанию.

Лабиринт: каталка игрушка для развития мелкой моторики, тренировка мыщц кисти и отработки кругового движения (готовимся писать).

Если такую работу своевременно проводить с детьми раннего возраста, то среди речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте реже будут встречаться стойкие нарушения звукопроизношения, фонемотического восприятия, бедный словарный запас. 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа

В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФГОС ДО».

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной...

Публикация на тему "Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста."

В.А. Сухомлинский сказал : " Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев . От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити- ручейки,которые питают ум ребенка."...

Доклад на тему: «ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

quot;Игра - это искорка, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". В.А. Сухомлинский....

Статья на тему «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста»

laquo;Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста»...