Выступление на педсовете Тема: "Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
« Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»
Доклад на тему
«Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Хакимьянова С.А.
с. Сафакулево
Одной из основных задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются и развиваются при познании окружающего мира. Так как основным и наиболее характерным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, следовательно , игровая деятельность становится средством воспитания детей. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие
Словесно-развивающие игры способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в развитии речи детей, здесь дидактический элемент сочетается с занимательностью эмоциональностью, игровой замысел с непринуждённостью выполнения заданий. Для удобства использования словесно-развивающих игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: Отгадай-ка, Магазин, Да- нет. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать ,сопоставлять ,делать правильные умозаключения: Похож- не похож, Кто больше заметит небылиц? Игры с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам ,объединены в третьей группе: Кому что нужно, Назови три предмета, Назови одним словом. В особую четвёртую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты, мышления, выдержки ,чувства юмора: Испорченный телефон, краски, Летает- не летает. Из словесных игр очень интересными для развития словаря являются игры- предложения. Игры-предложения : Что было бы? Что бы я сделал? Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии ,игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами .Например игра:Что бы я сделал, если бы был волшебником –эти игры зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Особая ценность этих игр происходит активизация и обогащение словаря. Игры-загадки широко используют, как словесные игры при словарной работе с детьми. В настоящее время загадки, загадывание отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры при словарной работе с детьми. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса. Словесно-развивающая игра как форма обучения детей содержит два начала6учебное(познавательное)и игровое (занимательное).Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет , а дети играя учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания, то в словесной- развивающей игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащения и активизация словаря. Таким образом , словесно-развивающие игры являются широко распространённым методом развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если успешно использовать словесно-развивающие игры как на занятиях так и вне учебной деятельности .
В старшем дошкольном возрасте у детей начинается формироваться словесно-логическое мышление и необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.Приведу пример некоторых словесных игр, которые не требуют специального материала, определённых условий, а требуют лишь знаний взрослым самой игры.
1.Словесные игры на развитие фонематического слуха «Вспомни слово»
Воспитатель называет какой-нибудь звук и играющие начинают вспоминать слова, которые начинаются на этот звук по очереди.
«Поймай звук»
Воспитатель объясняет что слово которое недоговорит , надо закончить одним звуком
На крыше спит котёноК
Внимательно следить за тем чтобы ребёнок произносил не всё слово, а добавлял только один звук.
«Какой звук потерялся»
Воспитатель произносит слова, специально не проговаривая первый звук. Дети внимательно вслушиваются в слова и называют звук который пропущен.
Это… омашка,это …каф или в стихах Наша Таня ….ромко плачет .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Дидактические, словесные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка на тему: «Роль русских народных сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
ООД по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»Образовательная область: речев...
Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"
Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...
Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»....
Картотека словесных игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Словесные игры по развитию речи детей дошкольного возраста...
Картотека словесных игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
По развитию речи детей старшего дошкольного возраста...