«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
консультация (младшая группа) на тему
Доклад на тему:«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
Губайдуллина Э.Г.
Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
«Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
М.Горький
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.
Игра - это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравится самому играющему, она – самоцель, и поэтому выбирается свободно.
Умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. Игра необходима ребёнку как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребёнка, созидающий его личность. Интерес рождается там, где есть место удивлению. Удивление – это всегда встреча с неожиданным, загадочным, таинственным. Интересы ребёнка тесно связаны с верой в чудо. «Нет ничего прекраснее,- считает А. Дусавицкий, - чем мир таинственного, в которым ребёнок вступает с замиранием сердца. В этом мире его подстерегают в «чистом» виде добро и зло, прекрасное и безобразное. Но ещё важнее то, что в этом мире ребёнок ничем не скован: никакими предрассудками, правилами, законами. Там он всесилен и всемогущ. И это ощущение безграничного могущества полнее и точнее отражает его сущность, чем самая «точная» научная теория человеческих способностей, объясняющая нам, что человек может, а что ему недоступно. Лишая ребёнка тайны, сказки, чуда, мы оказываем ему «медвежью услугу», так как, отвергаем его безумные гипотезы и переводим тему разговора на язык реальных, «земных» фактов.
Стремление взрослых ввести ребёнка в мир рациональный, практической жизни, лишить его игры, сказки, фантазии формирует у него чувство ущербности, блокирует развитие целостного познания, творческого воображения, речевой и интеллектуальной активности. Играя, ребёнок познаёт мир, удивляясь его полноте и многообразия. Нет более важной задачи в искусстве воспитания, чем сохранение удивлённого взгляда ребёнка на мир!
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи. Играя, ребёнок заменяет отсутствующие объекты предметами - заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребёнок в последующем будет встречаться постоянно. В игре он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнёров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малышей, его надо учить играть – сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребёнок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми. На этом этапе действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы заменяться другими, с помощью которых можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом, обозначающим действие. Когда ребёнок пройдёт весь этот игровой путь, он приобретёт очень многое, значительно продвинувшись в своём развитии. Сначала формируются и осмысливаются сами действия с предметами, потом – отношения между людьми, окружающими ребёнка, их взаимозависимость, собственное место ребёнка в этих взаимоотношениях. Дальше – нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее. Нужно также учить малыша рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать, ведь продуктивные виды деятельности оказывают своё специфическое влияние на развитие детской речи. Учёные давно заметили, что речь и ручные действия очень тесно связаны между собой, а рисование есть особая – «графическая» - речь, успешное освоение которой является важнейшей предпосылкой овладения письменной речью в период школьного обучения.
Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.
К четырём годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм – играм в слова. Это естественное желание ребёнка необходимо всячески поощрять, так как приобщение к словесному творчеству активизирует потребность в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих; способствует формированию у него множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность и т.п. Не следует думать, что малыш сразу же начнёт использовать морфологически, грамматически и синтаксически правильные формы и конструкции, свойственные речи взрослых: это происходит постепенно и длительно, но освоение их осуществляется самозабвенно и творчески. «Ребёнок - труженик слова. Овладение речью – одно из величайших чудес детской психической жизни»,- так восхищаясь лингвистическим мастерам ребёнка, писал К.И. Чуковский. Любимый писатель детворы не только изучал природу и специфику творчества детей, но и создал уникальный по своему содержанию и функциональной направленности учебник по активизации речевой деятельности – книгу «От двух до пяти».
Лингвистические игры во всех их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, режиссёрские, фантазии, представления, имитации, образные и т.п.), сюжетно-ролевые, настольно - печатные и другие. Они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у малыша происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, ее темпо - ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими: развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребёнка. Но ни в коем случае игровая деятельность не должна целиком подменяться речью и подавать эмоции ребёнка. Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестаёт быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя лингвистические игры, как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребёнка и взрослого, мы должны чутко следить за настроением малыша, хорошо знать и учитывать его речевые возможности. Там, где ребёнок не может найти подходящего слова, надо сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты, мимику, пластику.
Организуя ту или иную игру, не стоит стремиться к тому, чтобы ответы ваших детей полностью совпадали с ответами, предлагаемыми в играх. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребёнка нужный ответ или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!». Поэтому не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, не правильно думаешь», - а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда может иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств.
Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».
Предварительный просмотр:
«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
В настоящее время большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).
Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.
Для сенсорного воспитания младших дошкольников можно использовать следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
• Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
• Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т.п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
• Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т.п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т.д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР - РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Доклад на тему:«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...
Роль моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Обоснование актуальности и перспективности педагогического опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса....
Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."
"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...
Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов: «Роль воспитателя в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
Консультация для педагогов:«Роль воспитателя в развитии связной речи детей дошкольного возраста»....
Статья для родителей на тему: «Роль родителей в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...
«Роль родителей в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую н...