Конспект НОД по развитию речи "Что мы знаем о перелетных птицах?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Рахматулина Анджела Равильевна

<конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе " Что мы знаем о перелетных птицах?

"Образовательные области: -«Коммуникация», «Познание» «Здоровье», «Социализация». Цели: развитие словаря: активизировать название перелетных птиц. Обобщить понятие «перелетные птицы», учить понимать детей образный смысл загадок, формировать грамматический строй речи; обучение составлению описательного рассказа.

Образовательные задачи: -активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»; расширять представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде. - развитие навыка словообразования; - упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений; - обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану. Коррекционные задачи: Развивать мышление, речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Активизировать употребление в речи детей существительных, сложных прилагательных, глаголов. - развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); - закреплять правильное произношение поставленных звуков.

Воспитательные задачи: - воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы

Возрастная группа: подготовительная.

Тема НОД:  « Что мы знаем о перелетных птицах»

Образовательные области: -«Коммуникация», «Познание»  «Здоровье», «Социализация».

Цели: развитие словаря: активизировать название перелетных птиц. Обобщить понятие «перелетные птицы», учить понимать детей образный смысл загадок, формировать грамматический строй речи; обучение составлению описательного рассказа.

Задачи:

Образовательные задачи:

-активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»;   расширять представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

- развитие навыка словообразования;

- упражнение  в построении грамматически правильно  построенных предложений;

- обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.

Коррекционные задачи:

    Развивать мышление, речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

    Активизировать употребление в речи детей существительных, сложных прилагательных, глаголов.

- развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка);

-  закреплять правильное произношение поставленных звуков.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.

Словарь: соловей, ласточка, аист, скворец, грач, кукушка, стая, перья, гнездо, скворчата, аистята, грачата, кукушата; перелетные, насекомоядные, пернатые, длинноногий, длинношеий, быстрокрылая, длиннохвостая; высиживают яйца, вьют гнезда, гнездятся, щебечут.

Предварительная работа: беседы о перелетных птицах, рассматривание картинок с изображением птиц, заучивание пословиц, загадок; чтение художественной литературы: М. Пришвин « Журка», «Утка с утятами», « Подкидыш», дидактические игры « Четвертый лишний», « Что сначала, что потом», « Верно- неверно».

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами.

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.

Оборудование: картинки с изображением птиц, дерево с гнездом,  разрезные картинки с изображением птиц.

Демонстрационный материал:  слайды, картины с изображением птиц.

Раздаточный материал: Карточки с изображенными птицами и способами их перелета.

                                       Ход занятия

 Вводная часть                                                

Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц и читает стихотворение:

     Осенью птицы на юг улетают,                                                          

    Ну, а весной снова к нам прилетают.

    Иволга, стриж, скворец, воробей,

    Ну-ка, ребята их вспомним скорей.

– Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите перелетных птиц, которых вы знаете?

Давайте посмотрим фильм о жизни птиц, о их повадках, внешнем виде, питании, способах защиты и маскировки.

Показ презентации « Перелетные птицы»

2. Основная часть

– А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином.

 -Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы.  Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, трясогузки, дрозды, жаворонки, скворцы.

-Когда замерзают водоёмы , направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди.

 - Давайте поиграем с вами в игру « Интервью у пернатых», я буду журналистом, а вы будете птицами, которые уже не раз перелетали в теплые края, и будете отвечать на мои вопросы:

 - Какую пользу вы, перелетные птицы,  приносите?

 - Чем вы перелетные птицы питаетесь?

 - Вьете ли вы гнезда осенью?

 - Если птицы едят насекомых, значит они какие?

 - Какая птица не хочет заботиться о своих птенцах и подбрасывает свои яйца в   чужие гнезда?

 -Если птицы питаются мышами и другими грызунами, значит они какие?

( ответы детей)  

Молодцы, я думаю ваши знания  помогут нашим пернатым друзьям. Сейчас я проверю что вы еще знаете о птицах. Поиграем в речевую игру:

  Игра «У кого какое тело?».

– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

– Молодцы, ребята, правильно отвечали, теперь давайте немного отдохнем

        Физкультминутка «Скворечник»

        Из скворечника торчат

        Клювы маленьких скворчат.

        Клювик раз, клювик два,

       Лапки, лапки, голова.

Работа с пословицами.

– Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах.

1. Всякая птичка свои песенки поет.

2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.

3. Невелика птичка, да коготок остер.

4. Всякая птица тепло ищет.

5. Всякая птичка сети боится.

– Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (Дети произносят пословицы хором.)

Игра «Птицы, животные, рыбы, насекомые».

– Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем. Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу, и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы, должны быстро выложить их на стол.

В ходе игры нужно проговаривать названия групп и животных, обсуждать, правильно ли получилась группа. Воспитатель обращает внимание на ошибки, поощряет за правильные ответы и высказывания.

- Вчера я  долго гуляла по парку и нашла там несколько перьев, наверное птицы обронили их, когда готовились к отлету, помогите разобраться чьи это перья:

 - Перья утки – утиные

 - Перья голубя- ……

 - Перья лебедя - ……

 - Перья журавля - ……

 - Перья ласточки - ……

 - Перья гуся - …….

- Все правильно ответили, все то вы знаете. Но у меня есть для вас еще задания – расскажите как улетают птицы. На столе лежат карточки, слушайте внимательно и выбирайте ту карточку, которая соответствует ответу на задание. Будьте внимательны.

  Журавли улетают как? ( клином)

  Кукушки улетают как ( поодиночке)

  Лебеди, утки, гуси летят как? ( рядом друг с другом, вереницей)

  Ласточки, скворцы и другие мелкие птицы улетают как? ( стаей)

- Как вы думаете, сталкиваются ли птицы в пути с трудностями? Какими?

 ( ответы детей )

Перелетные птицы улетают , а вот зимующие остаются и наша задача, помочь им пережить зиму – поэтому нам надо изготовить кормушки, для подкормки птиц и развесить их на участке. Давайте дружно все вместе позовем птиц, чтобы они к нам прилетали и нас не боялись:

        Эй, зимующие птицы,

        Вы не бойтесь зимовать,

        Если вы к нам прилетите,

        Мы вам будем помогать.

3. Итог занятия

– Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, много узнали, проявили старание при выполнении работы. Птицы наши братья меньшие и мы должны их защищать, беречь и охранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы"

Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе « Перелетные птицы»

Конспект  интегрированного занятия по лепке и речевому развитию в старшей группе в соответствии с ФГОС на тему: “Перелетная птица – лебедь&rdquo...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Перелетные и зимующие птицы».

Конспект НОД   по развитию речи в старшей группе:«Перелетные и зимующие птицы».Цель:Закреплять полученные знания по теме: «Перелётные и зимующие птицы»Задачи:Продолжать ра...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы весной"

Конспект НОД по речевому развитию "Перелетные птицы весной" в подготовительной группе....

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе" Перелетные птицы"

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе" Перелетные птицы"...

План-конспект занятия по развитию речи в средней группе "Перелетные птицы"

Цель: Способствовать формированию представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках перелётных птиц.Задачи:Расширить знания детей о перелетных птицахЗакрепить навыки образования множественного чис...