Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
статья (средняя группа)

Зуева Елена Владимировна

     Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. Во–первых, в связной речи реализуется основная функция речи – коммуникативная (общения). Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Значимость связной речи раскрывали в своих трудах Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др. Одним из средств развития связной речи является художественная литература. Произведения художественной литературы не только расширяют и углубляют детские представления об окружающем, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

     Данная тема актуальна для детей среднего дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Общение с книгой воздействует на ребенка, вызывают у него эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средства становления личности ребенка очень велика.

     Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения. Основная и главная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух формах – диалоге и монологе.

     Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Монологическая речь это развернутый, организованный вид речи, который стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении [3].

     К основным видам монологов относят: определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение, вопрос – ответ. Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты [6].

     Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка [5].

     Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости [4].

     Ребенок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Ознакомление с художественной литературой включает в себя целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

    Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического и речевого развития.

    Опираясь на теоретическое исследование В.К. Воробьевой [1], Ж.М. Глозман, А.Ю. Потаниной, А.Е. Соболевой [2], а также изучение задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» [7] нами были выделены следующие критерии развития связной речи детей среднего дошкольного возраста: – когнитивный критерий с показателями: наличие способности понимать логико-грамматические конструкции; – репродуктивно-речевой критерий с показателями: наличие умения пересказывать адаптированный текст; наличие умения составлять повествовательный рассказ (по серии картинок); наличие умения составлять описательный рассказ; наличие умения составлять рассказ по сюжетной картинке; наличие умения составлять рассказ из личного опыта.

      Для экспериментального исследования мы избрали методики, при помощи, которых определили уровень развития связной речи среднего дошкольного возраста. Диагностический инструментарий, состоял из шести заданий («Пробы на понимание речи», «Пересказ», «Последовательные картинки», «Опиши по картинке», «Составление рассказа по сюжетной картинке», «Составь рассказ «Мой день в детском саду»), направленных на выявление соответствующих критериев и показателей.

     Обобщенные результаты об уровнях развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста по всем шести диагностическим заданиям свидетельствуют, что большинство детей находятся на среднем уровне развития связной речи, но, тем не менее, присутствуют дети с низким уровнем развития связной речи и отсутствуют дети среднего дошкольного возраста, которых можно было бы отнести к высокому уровню развития связной речи.

     Следовательно, свою дальнейшую деятельность видим в разработке и апробации системы работы педагога по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, а также использовании приемов индивидуальной работы, направленных на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в условиях  МБДОУ детский сад № 125.

Список литературы

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. М.: Астрель; Транзиткнига, 2006. 158 с.

 2. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. СПб.: Питер, 2006. 80 с.

 3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. М.: АРКТИ, 2006. 150 с.

4. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей / Н.С. Крапинская. М.: Педагогика, 2006. 105 с.

5. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Academia, 2013. С. 485–497.

 6. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд., 1974. 257 с. 7. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 304 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. Во–первых, в связной речи реализуется основная функция речи – коммуникативная (общения). Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Значимость связной речи раскрывали в своих трудах Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др. Одним из средств развития связной речи является художественная литература. Произведения художественной литературы не только расширяют и углубляют детские представления об окружающем, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. 60 Данная тема актуальна для детей среднего дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Общение с книгой воздействует на ребенка, вызывают у него эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средства становления личности ребенка очень велика. Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения. Основная и главная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух формах – диалоге и монологе. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Монологическая речь это развернутый, организованный вид речи, который стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении [3]. К основным видам монологов относят: определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение, вопрос – ответ. Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты [6]. Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка [5]. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости [4]. Ребенок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Ознакомление с художественной литературой включает в себя целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического и речевого развития. Опираясь на теоретическое исследование В.К. Воробьевой [1], Ж.М. Глозман, А.Ю. Потаниной, А.Е. Соболевой [2], а также изучение задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» [7] нами были выделены следующие критерии развития связной речи детей среднего дошкольного возраста: – когнитивный критерий с показателями: наличие способности понимать логико-грамматические конструкции; – репродуктивно-речевой критерий с показателями: наличие умения пересказывать адаптированный текст; наличие умения составлять повествовательный рассказ (по серии картинок); наличие умения составлять описательный рассказ; наличие умения составлять рассказ по сюжетной картинке; наличие умения составлять рассказ из личного опыта. Для экспериментального исследования мы избрали методики, при помощи, которых определили уровень развития связной речи среднего дошкольного возраста. Диагностический инструментарий, состоял из шести заданий («Пробы на понимание речи», «Пересказ», «Последовательные картинки», «Опиши по картинке», «Составление рассказа по сюжетной картинке», «Составь рассказ «Мой день в детском саду»), направленных на выявление соответствующих критериев и показателей. Обобщенные результаты об уровнях развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста по всем шести диагностическим заданиям свидетельствуют, что большинство детей находятся на среднем уровне развития связной речи, но, тем не менее, присутствуют дети с низким уровнем развития связной речи и отсутствуют дети среднего дошкольного возраста, которых можно было бы отнести к высокому уровню развития связной речи. Следовательно, свою дальнейшую деятельность видим в разработке и апробации системы работы педагога по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, а также использовании приемов индивидуальной работы, направленных на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в условиях  МБДОУ детский сад № 125.

Список литературы

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. М.: Астрель; Транзиткнига, 2006. 158 с.

 2. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. СПб.: Питер, 2006. 80 с.

 3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. М.: АРКТИ, 2006. 150 с.

4. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей / Н.С. Крапинская. М.: Педагогика, 2006. 105 с.

5. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Academia, 2013. С. 485–497.

 6. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд., 1974. 257 с. 7. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Борисова Светлана Александровна, воспитатель,МБДОУ Д/с «Дюймовочка»,Г. Абакана  Методическая разработка«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение состав...

Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Овладение речью — один из важнейших этапов развития ребенка среднего возраста. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие...

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР при помощи ИКТ технологий....

Опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы»

В реалиях современного мира дети становятся более чёрствыми, не откликаются и не сопереживают. В связи с этим представлен опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старше...

Перспективный планирование развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы

Разработка перспективного плана по развитию эмоциональной отзывчивости посредством художественной литературы....

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления через художественную литературу».

                Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, пост...

Система работы «В гостях у сказки» по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники группа для детей от 4 до 5 лет

ВведениеНи для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушен...