«Использование опорных схем и дидактических игр в речевом развитии детей в подготовительной группе»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Из чего же строится речевое развитие ребёнка?  Это беседы с взрослым, чтение литературных произведений, игры - драматизации, заучивание стихов и их чтение. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

 «Использование опорных схем и дидактических игр в речевом развитии детей в подготовительной группе»

Воспитатель Науменко Н.В.

Москва

2016

Развитие связной речи и коммуникативных навыков у дошкольников – одна из важнейших задач детского сада. Согласно ФГОС ДО целевой ориентир речевого развития детей – следующие достижения ребенка:

  • Достаточно хорошо владеет устной речью,
  • Может выражать свои мысли и желания,
  • Использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
  • Построение речевого высказывания в ситуации общения.

Из чего же строится речевое развитие ребёнка?

       Это беседы с взрослым, чтение литературных произведений, игры - драматизации, заучивание стихов и их чтение.

        Когда педагог беседует с ребёнком или  читает литературный текст, он должен подчеркнуть новые слова, выделить средства художественной выразительности

( сравнение), особенности сказочной стилистики, а затем помочь использовать всё это богатство родного языка в речи дошкольника.

Но все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ,  даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей  часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались  наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.

 Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению психолога Л. В. Эльконина, является наглядность. Наглядность обучения предполагает использование, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения.

       Что же такое опорные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование воспитателем в работе опорных схем поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Цель опорных схем — "...изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В. Ф. Шаталов), облегчил запоминание. Опорные схемы - это, как стержень, на который нанизывается материал. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что - либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалась подача материала.

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

1. Введение элементов, символов.

2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах НОД, в различных видах деятельности.

3. Введение отрицаний.

4. Сочетание символов, «чтение» цепочками символов.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

6. Творческое создание детьми опорных схем.

(По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок.)

Опорные схемы являются действенным средством обучения дошкольников пересказу.

Пересказ – достаточно простой вид речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста, который может быть как близким к тексту,  так и кратким.

Для пересказа можно использовать адаптированные для дошкольников рассказы и сказки русских писателей.

Именно такие тексты покажут детям истинную красоту родной речи, пробудят желание говорить правильно.

Опорные схемы заменят собой план пересказа и станут для детей хорошими  помощниками.

Можно предложить следующую структуру образовательной деятельности по обучению дошкольников пересказу по опорным схемам.

  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия, чтение стихотворения, загадывание загадки, прослушивание фрагмента музыкального произведения и т.п.(для создания эмоционального фона восприятия текста).
  2. Выразительное чтение рассказа или сказки педагогом.
  3. Беседа по тексту. Работа над языком произведения(образность). Объяснение новых и непонятных слов.
  4. Повторное чтение рассказа педагогом с предупреждением о последующем пересказе. Демонстрация опорных картинок во время чтения.
  5. Пауза для подготовки к пересказу.
  6. Пересказ текста детьми с опорой на картинки.
  7. Оценка работы детей.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.  Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для  удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Если у ребенка возникает желание, он всегда может создать свою модельную схему к рассказу или сказке.

Таким образом, постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

Также модельные схемы можно применять  при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок.

Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки при составлении описательного рассказа ребенком.

На первом этапе данной работы воспитатель показывает детям схему по определенной лексической теме и объясняет содержание условных обозначений.

На втором этапе работы воспитатель должен дать детям образец описательного рассказа по определенной лексической теме.

Третий этап работы – это самостоятельное составление ребенком описательного рассказа по опорной схеме.

Когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений, им можно предложить составить сравнительные описание двух объектов одной лексической группы. Дети описывают объекты, определяя между ними сходство и различия.

Параллельно с опорными схемами на занятиях по развитию речи необходимо обязательное использование дидактических и речевых игр.

Игра для ребенка дошкольного возраста – это основной вид деятельности. Речевые игры способствуют выполнению важных задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого материала.  

В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью.

На своих занятиях мы используем:

*речевые игры "Назови ласково", "Сосчитай",   "Слова-родственники", "Слова-друзья", "Слова наоборот", "Назови из чего сделано", «Назови из чего состоит» и т.д.  

*дидактические игры «Что лишнее?», «Закончи предложения», «Какое предложение правильное?», «Подскажи пропущенное слово в предложении», «Путаница», «Исправь ошибку» и др.

Таким образом, использование опорных схем и дидактических и речевых игр способствуют речевому развитию детей,  позволяют поддерживать интерес детей, помогают избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе

Дидактические игрыдля речевого развития детейв старшей группе1.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Поиграем в сказку»Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя»...

Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе

«Поиграем в сказку»Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос сре...

Дидактические игры по речевому развитию детей в подготовительной группе

Дидактические игры по речевому развитию детей в подготовительной группе...

Картотека дидактических игр для речевого развития детей в подготовительной группе

Картотека дидактических игр для речевого развития детей в подготовительной группе...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной группе (6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема «Путешествие на остров Знаний»

Тема: «Путешествие на остров Знаний»Цель: выявление уровня усвоения программных задач по речевому развитию: развитию речи, подготовка к обучению грамоте...