Дидактические игры по речевому развитию детей в подготовительной группе
картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Дидактические игры по речевому развитию детей в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didak.podgot.gr_.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по речевому развитию детей в подготовительной группе
Составила: Гончарова А.В.
«Холодно-горячо»
Цель: Упражнять детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ; развивать мышление, речь.
Материал: алфавит.
Ход игры: Дети — сыщики, они пытаются угадать букву, которую загадал воспитатель путём задавания ему вопросов по местонахождению буквы в алфавите. Воспитатель отвечает «холодно», если дети ищут в неверном направлении, и «тепло», если — в верном. Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р». И т.д.
«Имена»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: мяч.
Ход игры: Воспитатель, бросая мяч детям, предлагает им называть своё имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет. Например, воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петровна, я люблю ириски».
«Как зовут детей?»
Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.
Материал: портреты или куклы мальчика и девочки. Карточки, в которых зашифрованы имена при помощи картинок так, что первый звук
картинки составляет букву нового слова.
Ход игры: Воспитатель говорит, что к нам на занятие пришли дети, и показывает кукол или портреты. Мы с вами не знаем, как их зовут. А чтобы это узнать, необходимо определить первый звук в каждой картинке.
«Кольца Луллия»
Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданную букву; развивать мыслительные операции.
Материал: кольца Луллия, состоящие из двух кругов, скреплённых посредине так, что они могут вращаться. На внутреннем (малом) круге наклеены четыре разные буквы; на внешнем (большом) круге — картинки, первый звук которых соответствует букве в малом круге (по 2—3 шт.)
Ход игры: Ребёнок берёт кольца Луллия и должен соотнести букву на малом круге с картинками, расположенными на внешнем круге.
«Четвёртый лишний»
Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание.
Материал: ряд картинок по 4 шт. в каждом, где только в трёх картинках первый звук слова совпадает.(Например, ЛЕВ, АИСТ, ЛИСТ, ЛЕЙКА).
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть на ряд картинок, где в трёх картинках первый звук совпадает, а в четвёртой нет. Детям необходимо определить лишнюю картинку.
«Доскажи словечко»
Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.
Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово.
Ход игры. Воспитатель читает стихи, где не договаривает слово, дети его отгадывают и выделяют первый звук в слове.
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол).
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из…(лейки).
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку…(мячик).
Где обедал воробей
В зоопарке у…(зверей).
Шла коза по мостику
И виляла…(хвостиком).
«Магазин»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.
Материал: не требуется.
Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель»), он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:
Дзынь-дзынь-дзынь,
Открываем магазин.
Заходите, заходите,
Покупайте, что хотите.
Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».
Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.
«Лото»
Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове, подборе слов на заданную букву; развивать мыслительные операции, память.
Материал: мешок с пластмассовыми буквами; карточка по типу лото, где на делениях размещены картинки предметов, начальный звук которых соответствует буквам в мешке.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям вытянуть по одной букве из мешка и положить её на карточку лото так, чтобы первый звук на картинке соответствовал букве.
«Аналогии»
Цель: Упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память, внимание, фонематический слух.
Материал: мяч.
Ход игры: Воспитатель поочерёдно бросает мяч и просит детей продолжить ряд слов, соответствующих первому звуку названного воспитателем слова. Например, СЛОН — СОБАКА, СОСИСКА, САРАФАН, САЛО, СВЕЧКА; РЫБА — РУКА, РУЧЕЙ, РАМА, РЫСЬ и т.д. Дети могут называть разное количество слов.
«Домик»
Цель: Упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.
Материал: ТРИЗовский домик, карточки с изображением животных.
Ход игры: Воспитатель показывает домик и говорит, что в него должны заселиться животные. На первый этаж заселяются животные, в названии которых один слог, на второй этаж — два слога и т.д. Дети определяют количество слогов и расселяют животных.
«Найди ошибку»
Цель: Развивать зрительное представление о букве, находить несоответствия в изображении букв; развивать память, внимание.
Материал: доска, на которой неправильно изображены элементы букв, мел.
Ход игры: Воспитатель указывает детям на доску и говорит, что Незнайка допустил несколько ошибок, когда писал носом буквы. Вам необходимо их найти и исправить.
«Составь букву из элементов»
Цель: Развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.
Материал: счётные палочки.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Вспомните буквы, состоящие из двух одинаковых элементов — двух длинных и одной короткой палочки — и постройте эти буквы».
«Рассели животных по домикам»
Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове и соотнесении слова с определённым звуком с буквой; развивать мыслительные операции, память.
Материал: картинки с изображением животных, карточка по типу лото, где на её делениях изображены буквы.
Ход игры. Воспитатель говорит, что животные просят детей заселить их в домики, где изображены буквы. Потом предлагает детям взять по одной картинке со стола и положить её на карточку лото так, чтобы первый звук животного на картинке соответствововал букве.
«Теремок»
Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, память, внимание, фонематический слух.
Материал: ТРИЗовский домик с кармашками, медальоны героев теремка (Мышь, Лягушка, Волк, Комар, Медведь) и карточки с изображением животных (муха, лиса, ворона).
Ход игры. Выбираются герои теремка, им даются медальоны. Воспитатель, чтобы представить героев теремка, сам стучится в теремок: «Тук-тук, кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?» Герои ему отвечают: «Я — Мышка-норушка, Я — Лягушка-квакушка, Я — Зайчик-побегайчик, Я — Волчишко — серый бочишко, Я — Комар-пискун, Я — Медведь-баюн». Потом остальные дети берут картинки с изображением животных и просятся в теремок со словами: «Тук-тук, теремок, это я, твой дружок, Лиса», показывая картинку героям теремка. Если первый звук в названиях совпадает, то герой приглашает: «Заходи в теремок, это Лягушка — твой дружок».
«Да-нет-ка с алфавитом»
Цель: Развивать у детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ «да» или «нет»; развивать мышление, речь.
Материал: алфавит.
Ход игры: Воспитатель показывает алфавит, загадывает букву. Дети должны её отгадать, задавая вопросы воспитателю по местонахождению буквы. Воспитатель может отвечать только «да» или «нет». Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р?» И т.д.
«Теремок»
Цель: Упражнять детей находить сходства и различия в очертаниях букв; развивать мышление, речь.
Материал: ТРИЗовский домик, карточки с буквами.
Ход игры: Воспитатель показывает домик и говорит, что в него заселяются буквы. Дети разбиваются на пары, подходят к столу, берут каждый себе по букве и ставят на одном этаже. После этого один ребёнок называет, чем схожи буквы, а второй — отличия.
Например, буквы Т и Г. Первый ребёнок говорит: «Буква Т отличается от буквы Г тем, что у неё длиннее верхняя перекладинка, и названием». Второй добавляет: «Буква Т схожа с буквой Г тем, что обе состоят из двух элементов». И т.д.
«Имена»
Цель: Упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.
Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них (от 1 до 4).
Ход игры: Воспитатель показывает детям домики и говорит, что они должны в них заселиться. В домик с одним окошком заселяются дети, в имени которых один слог, с двумя слогами — в домик с двумя окнами и т.д.
«Пирамида»
Цель: Упражнять детей в делении слов на слоги; учить считать количество гласных в слове; развивать мышление, речь.
Материал: схематический рисунок пирамиды, в основании которой 4 квадрата, выше — 3 квадрата, ещё выше — 2, затем — 1; картинки с предметами на разное количество слогов.
Ход игры: Детям раздаются картинки, воспитатель просит разложить их по квадратам пирамиды так, чтобы количество слогов в слове совпадало с количеством квадратов в рядах пирамиды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе
Дидактические игрыдля речевого развития детейв старшей группе1.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Поиграем в сказку»Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя»...
Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе
«Поиграем в сказку»Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос сре...
«Использование опорных схем и дидактических игр в речевом развитии детей в подготовительной группе»
Из чего же строится речевое развитие ребёнка? Это беседы с взрослым, чтение литературных произведений, игры - драматизации, заучивание стихов и их чтение. Ребенок должен научиться выделять самое...
Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе
Дидактические игрыдля речевого развития детейв старшей группе...
Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе
Дидактические игры по развитию речи в старшей группе...
Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе.
Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе.Подготовительный этап1.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи«Японская печатная машинка»Игра напр...
Картотека дидактических игр для речевого развития детей в подготовительной группе
Картотека дидактических игр для речевого развития детей в подготовительной группе...