Речевое развитие мальчиков и девочек
презентация по развитию речи по теме
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
1 слайд.
Одно из главных условий развития человека и личности – своевременное
овладение речью. В настоящее время становится актуальным разное воспитание детей в зависимости от пола с учетом их физиологических различий.
Слайд 2
Речь у мальчиков и девочек появляется и развивается также по специфическим гендерным особенностям.
Речь девочек более четкая, у них чистое произношение, а также раньше появляются предложения.
Уже с детского возраста девочки превосходят мальчиков в развитии
речевых функций.
К двум годам словарный запас девочек свыше трехсот слов, у мальчиков такой словарный запас формируется в среднем на четыре месяца позднее.
Далее речь девочек по грамматическому строю и словарному запасу богаче, они использует в речи большое количество глаголов, местоимений и предлогов. Навыки чтения у девочек формируются раньше. По статистическим данным до семи лет девочки в интеллектуальном и речевом развитии опережают мальчиков.
Процесс усвоения речи у девочек начинается раньше в среднем на два месяца. Активно говорить девочки начинают в год и восемь месяцев, мальчики на два месяца позже, обычно после года и десяти месяцев, такие различия объясняются накоплением большого количества глаголов в активном словаре у девочек. Именно с этим связано и некоторое опережение в появлении коротких двухсловных высказываний девочек по сравнению с мальчиками.
3 слайд.
Такая же картина наблюдается и у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
1. Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук)
2. Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р
3. Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи
4. Может пересказать знакомую сказку близко к тексту
5. Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки.
Таким образом, речевое развитие мальчиков и девочек разное. У мальчиков речевое развитие гораздо ниже, чем у девочек.
4 слайд.
Сделаем выводы,
Мальчики:
1. Для обучения детей четкому и быстрому проговариванию слов нужно чаще использовать скороговорки и чистоговорки.
2. Проводить упражнения и дидактические игры по грамматическому строю речи и обогащению словаря.
3. Во время пересказа литературных произведений больше внимания обращают на действия персонажей и могут не завершить рассказ.
4. Плохо разбираются в отношениях персонажей читаемого произведения.
5. Затруднение вызывают упражнения на сравнение предметов (Например: Колючий, как ежик).
Девочки:
1. Девочки быстро говорят, раньше учатся читать, красивее пишут, словарный запас богаче, чем у мальчиков.
2. Речь более эмоциональна, насыщенна, умело строят сложные предложения.
3. Затруднение вызывает анализ литературного произведения, умение оценить поступки героев, дать ответ на вопрос: «Чему учит нас это произведение?»
4. С девочками нужно проводить упражнения на использование в речи конкретных описаний предметов (Например: дом прямоугольный).
5 слайд.
Какие же факторы влияют на развитие речи мальчиков и девочек? Конечно же как и биологические так и социальные.
Биологические факторы включают в себя: Анатомические особенности, наследственность, пренатальное развитие и болезни.
Социальные факторы включают в себя: микросоциальные и макросоциальные.
6 слайд.
Остановимся на каждом из них.
Анатомические особенности.
Большое значение в развитии речи имеет формирование полушарий головного мозга.
Мозолистое тело, которое соединяет левое и правое полушарие у мальчиков тоньше. Мальчикам сложнее сопоставить информацию, обрабатываемую левым и правым полушарием в отдельности т.к. левое и правое полушария избирательно включаются в мыслительные процессы. Мозолистое тело у мальчиков развивается до восьми с половиной лет, у девочек до семи. Лобные области мозга, отвечающие за контроль поведения и за планирование деятельности, развиваются у мальчиков также позднее
Слайд 7.
Основные различия организации мозга мальчиков и девочек заключаются
в следующем:
1. Отличия проявляются на начальных этапах формирования центральной нервной системы. Уже при рождении девочки более развиты (на 3-4 недели), чем мальчики. Мальчики позднее начинают ходить и разговаривать по сравнению с девочками. К подростковому возрасту, эта разница достигает примерно двух лет. Интеллект, как и речь у девочек в детстве развиваются быстрее к двадцати годам уровень интеллекта мужчин и женщин сравнивается.
2. Скорость созревания мозга различна: у девочек правое полушарие созревает медленнее, у мальчиков медленнее созревает левое. Это объясняет лучшее речевое развитие девочек до 10 лет, а также их способность к более успешному решению логических заданий и запоминанию цифр.
3. Число нервных волокон соединяющих два полушария у девочек больше, чем у мальчиков. Выполнение нескольких дел для мальчиков в одно время затруднительно.
4. При обработке словесной информации девочки пользуются обоими полушариями, а мальчики преимущественно левым полушарием.
5. У мальчиков более активен передний мозг, его лобные структуры, это объясняет большую избирательность восприятия. Поэтому мальчики отличаются высокой поисковой активностью, творческим мышлением что, способствует самореализации. При этом требования к качеству, аккуратности и тщательности выполнения работы у них не велики.
Слайд 8.
6. Способ получения знаний у мальчиков и девочек разный, объясняется разной стратегией мышления, но результат почти совпадает.
7. Восприятие мальчиков преимущественно фрагментарное, а у девочек детализированное.
8. Пространственные способности мальчиков выше. Девочки могут иметь затруднения в установлении соотношений (в геометрии, физике), т.к. у них меньше развита пространственно-зрительная память.
9. Девочки меньше ориентированы на информацию, а мальчики на отношения между людьми.
10. Период врабатываемости и время вхождения в занятие в зависимости от пола различен. Девочки обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики врабатываются долго. В совместных занятиях, когда мальчик достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать.
11. Девочки одинаково хорошо левой и правой рукой опознают предмет на ощупь, а мальчики значительно успешнее это делаю левой рукой.
12. Существуют различия в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек кто их оценивает и как. Для девочек очень важным является, какое они произвели впечатление.
Слайд 9.
Биологические факторы включают в себя: наследственность, пренатальное развитие и болезни. Эти факторы в каждом случае индивидуальны.
Слайд 10-11.
Микросоциальные факторы, это в первую очередь разница в общении с сыном и дочерью.
Слова, обращенные к ребенку:
• К Дочери: «Машенька, пора вставать. Ты и так сегодня спишь дольше. Сегодня воскресенье, и поэтому не нужно в садик».
Формируемая подструктура мышления –порядковая. Задаются определённые нормы и правила: «Существует время, когда нужно вставать», «Обычно нужно просыпаться рано», «В воскресенье можно проснуться позже».
• К Сыну: «Миша, подъем! Вставай мы пойдем выбирать тебе подарок, если ты, конечно, хочешь его получить».
Формируемая подструктура мышления –проективная. Проекция возможной ситуации: «Что будет, если я встану (получу подарок) и если не встану (рискую остаться без него)».
Слайд 12.Макросоциальные факторы - окружающая среда
Слайд 13.
Рекомендации. Мальчики
Слайд 16.
Вывод.
В заключение мне хотелось бы
У мальчиков и девочек речевой контроль реализуется на одинаковом уровне, но обеспечивается интеграцией различных функциональных систем.
У девочек для речевого контроля выделены два фактора: общая зрительно-моторная координация и тонкие перцептивно-моторные умения.
У мальчиков один недифференцированный фактор: слуховые, зрительные и моторно-перцептивные способности, содержащие языковый компонент.
Девочки лучше воспринимают эмоциональную речь; мальчики краткую, сдержанную.
Для девочек важны чувства и эмоции, именно их они пытаются заметить в речи взрослых. С мальчиками разговаривать гораздо эффективнее конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие».
Девочки лучше воспринимают информацию в словесной форме. Мальчики напротив словесную информацию воспринимают плохо, для них важен пример взрослых. Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_gendernoe_razvitie.ppt | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с тяжелыми нарушениями речи Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук). Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р. Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи. Может пересказать знакомую сказку близко к тексту. Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки. Мальчики Девочки
Выводы. Мальчики: Для обучения детей четкому и быстрому проговариванию слов нужно чаще использовать скороговорки и чистоговорки. Проводить упражнения и дидактические игры по грамматическому строю речи и обогащению словаря. Во время пересказа литературных произведений больше внимания обращают на действия персонажей и могут не завершить рассказ. Плохо разбираются в отношениях персонажей читаемого произведения. Затруднение вызывают упражнения на сравнение предметов (Например: Колючий, как ежик). Девочки: Девочки быстро говорят, раньше учатся читать, красивее пишут, словарный запас богаче, чем у мальчиков. Речь более эмоциональна, насыщенна, умело строят сложные предложения. Затруднение вызывает анализ литературного произведения, умение оценить поступки героев, дать ответ на вопрос: «Чему учит нас это произведение?» С девочками нужно проводить упражнения на использование в речи конкретных описаний предметов (Например: дом прямоугольный).
Факторы, влияющие на развитие речи
Анатомические особенности Биологические факторы
Основные различия организации мозга мальчиков и девочек 1. Отличия проявляются на начальных этапах формирования центральной нервной системы. Уже при рождении девочки более развиты (на 3-4 недели), чем мальчики. Мальчики позднее начинают ходить и разговаривать по сравнению с девочками. К подростковому возрасту, эта разница достигает примерно двух лет. Интеллект, как и речь у девочек в детстве развиваются быстрее к двадцати годам уровень интеллекта мужчин и женщин сравнивается. 2. Скорость созревания мозга различна: у девочек правое полушарие созревает медленнее, у мальчиков медленнее созревает левое. Это объясняет лучшее речевое развитие девочек до 10 лет, а также их способность к более успешному решению логических заданий и запоминанию цифр. 3. Число нервных волокон соединяющих два полушария у девочек больше, чем у мальчиков. Выполнение нескольких дел для мальчиков в одно время затруднительно. 4. При обработке словесной информации девочки пользуются обоими полушариями, а мальчики преимущественно левым полушарием. 5. У мальчиков более активен передний мозг, его лобные структуры, это объясняет большую избирательность восприятия. Поэтому мальчики отличаются высокой поисковой активностью, творческим мышлением что, способствует самореализации. При этом требования к качеству, аккуратности и тщательности выполнения работы у них не велики.
Основные различия организации мозга мальчиков и девочек 6. Способ получения знаний у мальчиков и девочек разный, объясняется разной стратегией мышления, но результат почти совпадает. 7. Восприятие мальчиков преимущественно фрагментарное, а у девочек детализированное. 8. Пространственные способности мальчиков выше. Девочки могут иметь затруднения в установлении соотношений (в геометрии, физике), т.к. у них меньше развита пространственно-зрительная память. 9. Девочки меньше ориентированы на информацию, а мальчики на отношения между людьми. 10. Период врабатываемости и время вхождения в занятие в зависимости от пола различен. Девочки обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики врабатываются долго. В совместных занятиях, когда мальчик достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать. 11. Девочки одинаково хорошо левой и правой рукой опознают предмет на ощупь, а мальчики значительно успешнее это делаю левой рукой. 12. Существуют различия в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек кто их оценивает и как. Для девочек очень важным является, какое они произвели впечатление .
Биологические факторы
Разница в общении взрослых с сыном и дочерью
Рекомендации (мальчики)
Рекомендации (девочки)
Вывод У мальчиков и девочек речевой контроль реализуется на одинаковом уровне, но обеспечивается интеграцией различных функциональных систем. У девочек для речевого контроля выделены два фактора: общая зрительно-моторная координация и тонкие перцептивно-моторные умения. У мальчиков один недифференцированный фактор: слуховые, зрительные и моторно-перцептивные способности, содержащие языковый компонент. Девочки лучше воспринимают эмоциональную речь; мальчики краткую, сдержанную. Для девочек важны чувства и эмоции, именно их они пытаются заметить в речи взрослых. С мальчиками разговаривать гораздо эффективнее конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие». Девочки лучше воспринимают информацию в словесной форме. Мальчики напротив словесную информацию воспринимают плохо, для них важен пример взрослых. Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание: особенности развития мальчиков и девочек.
Статья поможет педагогам и родителям лучше понять существенные отличия в поведении и воспитании мальчиков и девочек....
Буклеты для родителей "Особенности физического развития мальчиков и девочек"
Буклеты для родителей "Особенности физического развития мальчиков и девочек"...
Логические игры и упражнения как средство интеллектуального развития мальчиков и девочек.
Играя, ребенок познаёт мир людей и развивается. В современной педагогике существует огромное количество логических игр и упражнений, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуал...
Развитие речевой культуры мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с использованием мелкой моторики
Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее развитие речи. На сегодняшний день имеется ряд исследований, в которых рассмат...
"Особенности развития мальчиков и девочек. Гендерный подход в воспитании дошкольника".
Чем отличаются в своем развитии мальчики и девочки, какие подходы выбрать родителям и педагогам?...
Непосредственно образовательная деятельность по социально-личностному развитию "Мальчики и девочки"
Материал предназначен для педагогов интересующихся гендерным воспитанием детей....
консультация для родителей "Особенности речевого развития мальчиков и девочек"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития мальчиков и девочек"...