Речевое развитие мальчиков и девочек
презентация по развитию речи по теме

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

1 слайд.

Одно из главных условий развития человека и личности – своевременное

овладение речью. В настоящее время становится актуальным разное воспитание детей в зависимости от пола с учетом их физиологических различий.

Слайд 2

Речь у мальчиков и девочек появляется и развивается также по специфическим гендерным особенностям.

Речь девочек более четкая, у них чистое произношение, а также раньше появляются предложения.

Уже с детского возраста девочки превосходят мальчиков в развитии

речевых функций.

К двум годам словарный запас девочек свыше трехсот слов, у мальчиков такой словарный запас формируется в среднем на четыре месяца позднее.

Далее речь девочек по грамматическому строю и словарному запасу богаче, они использует в речи большое количество глаголов, местоимений и предлогов. Навыки чтения у девочек формируются раньше. По статистическим данным до семи лет девочки в интеллектуальном и речевом развитии опережают мальчиков.

Процесс усвоения речи у девочек начинается раньше в среднем на два месяца. Активно говорить девочки начинают в год и восемь месяцев, мальчики на два месяца позже, обычно после года и десяти месяцев, такие различия объясняются накоплением большого количества глаголов в активном словаре у девочек. Именно с этим связано и некоторое опережение в появлении коротких двухсловных высказываний девочек по сравнению с мальчиками.

3 слайд.

Такая же картина наблюдается и у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

1.     Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук)

2.           Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р

3.           Замечает неправильное звукопроизношение в собственной  речи

4.           Может пересказать знакомую сказку близко к тексту

5.           Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом  различных героев сказки.

Таким образом, речевое развитие мальчиков и девочек разное. У мальчиков речевое развитие гораздо ниже, чем у девочек.

4 слайд.

Сделаем выводы,

Мальчики:

1.     Для обучения детей четкому и быстрому проговариванию слов нужно чаще использовать скороговорки и чистоговорки.

2.     Проводить упражнения и дидактические игры по грамматическому строю речи и обогащению словаря.

3.     Во время пересказа литературных произведений больше внимания обращают на действия персонажей и могут не завершить рассказ.

4.     Плохо разбираются в отношениях персонажей читаемого произведения.

5.     Затруднение вызывают упражнения на сравнение предметов (Например: Колючий, как ежик).

Девочки:                                                                         

1.     Девочки быстро говорят, раньше учатся читать, красивее пишут, словарный запас богаче, чем у мальчиков.

2.     Речь более эмоциональна, насыщенна, умело строят сложные предложения.

3.     Затруднение вызывает анализ литературного произведения, умение оценить поступки героев, дать ответ на вопрос: «Чему учит нас это произведение?»

4.     С девочками нужно проводить упражнения на использование в речи конкретных описаний предметов (Например: дом прямоугольный).

5 слайд.

Какие же факторы влияют на развитие речи мальчиков и девочек? Конечно же как и биологические так и социальные.

Биологические факторы включают в себя: Анатомические особенности, наследственность, пренатальное развитие и болезни.

Социальные факторы включают в себя: микросоциальные и макросоциальные.

 

6 слайд.

Остановимся на каждом из них.

Анатомические особенности.

Большое значение в развитии речи имеет формирование полушарий головного мозга.

Мозолистое тело, которое соединяет левое и правое полушарие у мальчиков тоньше. Мальчикам сложнее сопоставить информацию, обрабатываемую левым и правым полушарием в отдельности т.к. левое и правое полушария избирательно включаются в мыслительные процессы. Мозолистое тело у мальчиков развивается до восьми с половиной лет, у девочек до семи.  Лобные области мозга, отвечающие за контроль поведения и за планирование деятельности, развиваются у мальчиков также позднее

Слайд 7.

Основные различия организации мозга мальчиков и девочек заключаются

в следующем:

1. Отличия проявляются на начальных этапах формирования центральной нервной системы. Уже при рождении девочки более развиты (на 3-4 недели), чем мальчики. Мальчики позднее начинают ходить и разговаривать по сравнению с девочками. К подростковому возрасту, эта разница достигает примерно двух лет. Интеллект, как и речь у девочек в детстве развиваются быстрее к двадцати годам уровень интеллекта мужчин и женщин сравнивается.

2. Скорость созревания мозга различна: у девочек правое полушарие созревает медленнее, у мальчиков медленнее созревает левое. Это объясняет лучшее речевое развитие девочек до 10 лет, а также их способность к более успешному решению логических заданий и запоминанию цифр.

3. Число нервных волокон соединяющих два полушария у девочек больше, чем у мальчиков. Выполнение нескольких дел для мальчиков в одно время затруднительно.

4. При обработке словесной информации девочки пользуются обоими полушариями, а мальчики преимущественно левым полушарием.

5. У мальчиков более активен передний мозг, его лобные структуры, это объясняет большую избирательность восприятия. Поэтому мальчики отличаются высокой поисковой активностью, творческим мышлением что, способствует самореализации. При этом требования к качеству, аккуратности и тщательности выполнения работы у них не велики.

 

Слайд 8.

6. Способ получения знаний у мальчиков и девочек разный, объясняется разной стратегией мышления, но результат почти совпадает.

7. Восприятие мальчиков преимущественно фрагментарное, а у девочек детализированное.

8. Пространственные способности мальчиков выше. Девочки могут иметь затруднения в установлении соотношений (в геометрии, физике), т.к. у них меньше развита пространственно-зрительная память.

9. Девочки меньше ориентированы на информацию, а мальчики на отношения между людьми.

10. Период врабатываемости и время вхождения в занятие в зависимости от пола различен. Девочки обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики врабатываются долго. В совместных занятиях, когда мальчик достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать.

11. Девочки одинаково хорошо левой и правой рукой опознают предмет на ощупь, а мальчики значительно успешнее это делаю левой рукой.

12. Существуют различия в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек кто их оценивает и как. Для девочек очень важным является, какое они произвели впечатление.

Слайд 9.

Биологические факторы включают в себя:  наследственность, пренатальное развитие и болезни.  Эти факторы в каждом случае индивидуальны.

Слайд 10-11.

Микросоциальные факторы, это в первую очередь разница в общении с сыном и дочерью.

Слова, обращенные к ребенку:

•         К Дочери: «Машенька, пора вставать. Ты и так сегодня спишь дольше. Сегодня воскресенье, и поэтому не нужно в садик».

Формируемая подструктура мышления –порядковая. Задаются определённые нормы и правила: «Существует время, когда нужно вставать», «Обычно нужно просыпаться рано», «В воскресенье можно проснуться позже».

•         К Сыну: «Миша, подъем! Вставай мы пойдем выбирать тебе подарок, если ты, конечно, хочешь его получить».

Формируемая подструктура мышления –проективная. Проекция возможной ситуации: «Что будет, если я встану (получу подарок) и если не встану (рискую остаться без него)».

Слайд 12.imageМакросоциальные факторы - окружающая среда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13.

Рекомендации. Мальчики

image

Слайд 16.

Вывод.

В заключение мне хотелось бы

—  У мальчиков и девочек речевой контроль реализуется на одинаковом уровне, но обеспечивается интеграцией различных функциональных систем.

—   У девочек для речевого контроля выделены два фактора: общая зрительно-моторная координация и тонкие перцептивно-моторные умения.

—  У мальчиков один недифференцированный фактор: слуховые, зрительные и моторно-перцептивные способности, содержащие языковый компонент.

—  Девочки лучше воспринимают эмоциональную речь; мальчики краткую, сдержанную.

—  Для девочек важны чувства и эмоции, именно их они пытаются заметить в речи взрослых. С мальчиками разговаривать гораздо эффективнее конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие».

—  Девочки лучше воспринимают информацию в словесной форме. Мальчики напротив словесную информацию воспринимают плохо, для них важен пример взрослых. Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_gendernoe_razvitie.ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Дети с тяжелыми нарушениями речи Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук). Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р. Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи. Может пересказать знакомую сказку близко к тексту. Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки. Мальчики Девочки

Слайд 4

Выводы. Мальчики: Для обучения детей четкому и быстрому проговариванию слов нужно чаще использовать скороговорки и чистоговорки. Проводить упражнения и дидактические игры по грамматическому строю речи и обогащению словаря. Во время пересказа литературных произведений больше внимания обращают на действия персонажей и могут не завершить рассказ. Плохо разбираются в отношениях персонажей читаемого произведения. Затруднение вызывают упражнения на сравнение предметов (Например: Колючий, как ежик). Девочки: Девочки быстро говорят, раньше учатся читать, красивее пишут, словарный запас богаче, чем у мальчиков. Речь более эмоциональна, насыщенна, умело строят сложные предложения. Затруднение вызывает анализ литературного произведения, умение оценить поступки героев, дать ответ на вопрос: «Чему учит нас это произведение?» С девочками нужно проводить упражнения на использование в речи конкретных описаний предметов (Например: дом прямоугольный).

Слайд 5

Факторы, влияющие на развитие речи

Слайд 6

Анатомические особенности Биологические факторы

Слайд 7

Основные различия организации мозга мальчиков и девочек 1. Отличия проявляются на начальных этапах формирования центральной нервной системы. Уже при рождении девочки более развиты (на 3-4 недели), чем мальчики. Мальчики позднее начинают ходить и разговаривать по сравнению с девочками. К подростковому возрасту, эта разница достигает примерно двух лет. Интеллект, как и речь у девочек в детстве развиваются быстрее к двадцати годам уровень интеллекта мужчин и женщин сравнивается. 2. Скорость созревания мозга различна: у девочек правое полушарие созревает медленнее, у мальчиков медленнее созревает левое. Это объясняет лучшее речевое развитие девочек до 10 лет, а также их способность к более успешному решению логических заданий и запоминанию цифр. 3. Число нервных волокон соединяющих два полушария у девочек больше, чем у мальчиков. Выполнение нескольких дел для мальчиков в одно время затруднительно. 4. При обработке словесной информации девочки пользуются обоими полушариями, а мальчики преимущественно левым полушарием. 5. У мальчиков более активен передний мозг, его лобные структуры, это объясняет большую избирательность восприятия. Поэтому мальчики отличаются высокой поисковой активностью, творческим мышлением что, способствует самореализации. При этом требования к качеству, аккуратности и тщательности выполнения работы у них не велики.

Слайд 8

Основные различия организации мозга мальчиков и девочек 6. Способ получения знаний у мальчиков и девочек разный, объясняется разной стратегией мышления, но результат почти совпадает. 7. Восприятие мальчиков преимущественно фрагментарное, а у девочек детализированное. 8. Пространственные способности мальчиков выше. Девочки могут иметь затруднения в установлении соотношений (в геометрии, физике), т.к. у них меньше развита пространственно-зрительная память. 9. Девочки меньше ориентированы на информацию, а мальчики на отношения между людьми. 10. Период врабатываемости и время вхождения в занятие в зависимости от пола различен. Девочки обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики врабатываются долго. В совместных занятиях, когда мальчик достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать. 11. Девочки одинаково хорошо левой и правой рукой опознают предмет на ощупь, а мальчики значительно успешнее это делаю левой рукой. 12. Существуют различия в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек кто их оценивает и как. Для девочек очень важным является, какое они произвели впечатление .

Слайд 9

Биологические факторы

Слайд 10

Разница в общении взрослых с сыном и дочерью

Слайд 14

Рекомендации (мальчики)

Слайд 15

Рекомендации (девочки)

Слайд 16

Вывод У мальчиков и девочек речевой контроль реализуется на одинаковом уровне, но обеспечивается интеграцией различных функциональных систем. У девочек для речевого контроля выделены два фактора: общая зрительно-моторная координация и тонкие перцептивно-моторные умения. У мальчиков один недифференцированный фактор: слуховые, зрительные и моторно-перцептивные способности, содержащие языковый компонент. Девочки лучше воспринимают эмоциональную речь; мальчики краткую, сдержанную. Для девочек важны чувства и эмоции, именно их они пытаются заметить в речи взрослых. С мальчиками разговаривать гораздо эффективнее конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие». Девочки лучше воспринимают информацию в словесной форме. Мальчики напротив словесную информацию воспринимают плохо, для них важен пример взрослых. Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание: особенности развития мальчиков и девочек.

Статья поможет педагогам и родителям лучше понять существенные отличия в поведении и воспитании мальчиков и девочек....

Буклеты для родителей "Особенности физического развития мальчиков и девочек"

Буклеты для родителей "Особенности физического развития мальчиков и девочек"...

Логические игры и упражнения как средство интеллектуального развития мальчиков и девочек.

Играя, ребенок познаёт мир людей и  развивается. В современной педагогике существует огромное количество логических игр и упражнений, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуал...

Развитие речевой культуры мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с использованием мелкой моторики

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее развитие речи. На сегодняшний день имеется ряд исследований, в которых рассмат...

"Особенности развития мальчиков и девочек. Гендерный подход в воспитании дошкольника".

Чем отличаются в своем развитии мальчики и девочки, какие подходы выбрать родителям и педагогам?...

Непосредственно образовательная деятельность по социально-личностному развитию "Мальчики и девочки"

Материал предназначен для педагогов интересующихся гендерным воспитанием детей....

консультация для родителей "Особенности речевого развития мальчиков и девочек"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития мальчиков и девочек"...