Проект "В гостях у сказки" 2 младшая группа
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Mуркина Ольга Витальевна

 

Проект для детей 2 младшей группы:

«В гостях у сказки»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

воспитатель

Муркина Ольга Витальевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014- 2015 год

 

 

Актуальность

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.

Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком. Но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках.

Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.

Итак, ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

В каждой группе должен быть уголок сказок, уголок книги. И любой воспитатель сталкивается с проблемой правильного оформления этого уголка и организации работы в нем. Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу (сказку) и спокойно рассмотреть и «перечитать» ее.

Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это и первый художественный музей, где ребенок знакомится с творчеством замечательных художников: Ивана Билибина, Юрия Васнецова, Владимира Лебедева, Евгения Чарушина и многих других.

Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.

Исходя из вышесказанного, возникла проблема: необходимость устройства в группе уютного «дома» для книг (сказок).

И поэтому решила разработать  проект «В гостях у сказки».

Вид проекта:  исследовательско – творческий;

по составу участников: детско-взрослый; групповой;

продолжительность – 7  месяцев.

 

Цель: развитие интереса к устному народному творчеству (сказкам), создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.

 

Задачи:

1.     способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы (в данном случае к устному народному творчеству – сказкам)

2.     способствовать развитию элементов детского творчества в продуктивной деятельности

3.     способствовать воспитанию навыков аккуратного обращения с книгой.

4.     приобщать детей к сказкам посредством различных видов  театра

 

 

 

План реализации проекта

 

№ п/п

Содержание деятельности

Практические материалы

сроки

1 этап: погружение в проект

 

1

Предложить детям принести в группу из дома любимые русские народные сказки

Беседа «Моя любимая сказка»

октябрь

2

Рассматривание иллюстраций

 Рассматривание иллюстраций в разных книжках

Октябрь-

апрель

3

Как хранить книги, первые уроки самостоятельного общения с книгой

Беседа «Любимые сказки», правила общения с книгой

ноябрь

 

 

 

2 этап: выбор идей, поиск путей решения проблемы

 

4

 

 

5

Определить место хранения книг (сказок) в группе

 

Занятие

Игра -занятие «Путешествие в поисках домика для сказок» (книг)

«Путешествие в сказку»

декабрь

6

Подбор сказок, книжной графики (иллюстраций)

Игры и упражнения в книжном уголке

январь

 

3 этап: реализация идеи

 

7

Работа в книжном уголке, оформление книжного уголка, художественно-продуктивная деятельность по сюжетам русских народных сказок, игры и упражнения по сказкам

Чтение и рассказывание сказок, театрализация с использованием разных видов театра, создание книжек-сказок с фотоиллюстрациями детей, продуктивная деятельность детей и родителей, старые сказки на новый лад – словотворчество и сценарии праздников

февраль

 

4 этап: презентация проекта

 

8

Открытие книжного уголка «В гостях у сказки»

Презентация, фотовыставка, праздник детей и родителей

март

9

День детской книги – 2 апреля

Приглашение библиотекарей

апрель

 

Схема реализации проекта «В гостях у сказки» по образовательным областям

 

Разделы программы

Виды детской деятельности

Познавательно – речевое направление

1

Чтение художественной литературы

Чтение и рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Снегурушка и лиса»

2

Коммуникация

 «Моя любимая сказка», с использованием разных видов театрализации:

«Курочка Ряба» - настольный театр, кукольный театр

«Репка» - настольный театр, кукольный театр

« Теремок» -театр - маски

«Колобок» - костюмы

«Три медведя» - кукольный театр

4

Познание

Мир, в котором мы живем: знакомство с дикими животными (заяц, волк, медведь, лиса)

ФЭМП: путешествие Колобка по дорожкам (закрепление понятий длинная-короткая, широкая-узкая, больше-меньше)

Конструирование: постройки из строительного материала для Мишутки по сказке «Три медведя» стула, стола, кроватки

Постройки из плоскостных геометрических фигур домика для зверят по сказке «Теремок»

 

Социально – личностное направление

5

Труд

Нравственная беседа о трудолюбии, взаимопомощи, дружелюбии по сказкам «Теремок», «Репка»

6

Социализация

Игры-театрализации, обращать внимание на согласованность в действиях и совместном участии в общем (коллективном) деле

7

Безопасность

Организация «Больницы» для книг, обращать внимание на правила безопасности работы с клеем, ножницами

Оформление альбома: правила поведения в книжном уголке

 

Направление физическое развитие

8

Физическая культура

Подвижные игры «У медведя во бору». «Зайка-серенький»

Хороводные игры: «Заинька попляши…»

Подвижные игры: «Лиса», «Хитрая лиса»

Подражательные движения  характерные животным: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса)

9

Здоровье

Развитие мелкой моторики рук: использование пальчиковой гимнастики, логопедических игр, дыхательной гимнастики

 

Художественно – эстетическое направление

10

Музыка

Прослушивание сказок в исполнении Леонида Куравлева, детских песенок по сказкам (Аудиозаписи, видеозаписи)

Разучивание песенок, пение

11

Художественное творчество

Свободное рисование: раскраски по русским народным сказкам

Лепка: «Репка»

Аппликация: «Колобок»

Семейный проект «Теремок» с использованием бросового и природного материала

 

Игровая деятельность

1

Театрализация

Игры-драматизации по сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Снегурушка и лиса». Использование театров: пальчиковый, настольный, маски, резиновый, теневой

2

Дидактические игры

«Что изменилось?»

«Чего не стало»

«Найди по описанию»

«Волшебный мешочек»

3

Настольно-печатные и развивающие игры

Деревянные настольные игры «Теремок», «Репка»

Контурные вкладыши «Репка», «Колобок»

Собери пазлы «Курочка Ряба», «Теремок»

    

 

Взаимодействие с родителями

 

 

Содержание деятельности

Практические материалы

сроки

1

Познакомить родителей с планом проведения работы по проекту

План -схема по реализации проекта

октябрь

2

Родительское собрание «Воспитание будущего читателя»

Собрание родителей – круглый стол

октябрь

3

Консультации для родителей, индивидуальные беседы

«Значение сказок в жизни ребенка»

«Что и как читать ребенку дома»

Октябрь -ноябрь

4

Информационные стенды-передвижки

«Учите вместе с нами»

«Что мы сегодня читали»

Январь - февраль

5

Привлечь родителей к изготовлению ширмы для театра

Изготовление книжек-малышек, старые сказки на новый лад (словотворчество совместно с детьми)

Семейный проект «Теремок», изготовление домика для сказочных животных

Пополнение развивающей среды настольными играми по сказкам

Сценарий группового праздника -«Новогоднее приключение Колобка»

Оформление  книжек-сказок с фотоиллюстрациями детей

Семейный проект «Теремок» с использованием бросового и природного материала

декабрь

6

Организация праздника «В гостях у сказки»

Презентация книжного уголка

март

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего утренника "В гости к Дождинке!" младшая группа

Сценарий осеннего утренника для младшей группы...

Сценарий осеннего праздника "Боровик в гостях у ребятишек" младшая группа

Сценарий осеннего праздника во 2-й младшей группе...

Осеннее развлечение "В гостях у Колобка" младшая группа группы

Это развлечение подходит для детей 2 младшей грцппы. Ежик, медведь - кукольные персонажи. Бабка, дед - воспитатели ДОУ, колобок - ребенок старшего возраста. Сценарий очень разнообразный, удобный. В не...

ПРАЗДНИК ОСЕНИ «В ГОСТИ К ГНОМИКУ» МЛАДШАЯ ГРУППА

ПРАЗДНИК ОСЕНИ      « В ГОСТИ  К  ГНОМИКУ»                    МЛАДШИЕ...

"В гостях у Неболейки (младшая группа)"

Тематическое занятие по физкультурно - оздоровительной работе во 2 - й младшей группе....

Открытое занятие в младшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Организованная образовательная деятельность – Развитие речи. Тема: «Петушок в гостях у детей младшей группы»

Цели: Способствовать развитию речи как средства общения, развивать у детей все функции тесно связанные с речью: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение...

Занятие по экспериментированию «Зайка в гостях у детей младшей группы». Первая младшая группа. Воспитатель Лобыкина Е.В.

развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с камнями и ватой....