Выступление из опыта работы "Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста"
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Выступление из опыта работы "Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик»
г. Губкина Белгородской области
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
«Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста»
Подготовила: Зубарева О.В.,
воспитатель
2017 г.
Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом, и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются в раннем возрасте. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее. Поэтому у педагогов возникает потребность знакомства детей, особенно раннего возраста, с разнообразными формами фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети являлись активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
Ведущим компонентом народной культуры является — фольклор. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские пестушки, потешки. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку. Влияние фольклора на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Развитие речи у детей раннего возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо.
Результаты отслеживания речевого развития детей в процессе педагогического мониторинга показали, что более 50% детей имеют низкий уровень. После проведения анкетирования родителей мы выяснили, что наши родители мало уделяют внимания чтению книг дома, не обсуждают прочитанное с ребенком.
Данные речевого развития детей и анкетирования родителей дали толчок для разработки проекта, реализация которого поможет вызвать интерес и у детей, и у родителей к фольклору, так как тексты народного творчества способствуют развитию речи детей, затрагивают интересы и потребности детского возраста.
Мы считаем, что проектный метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе. Исходя из этого, разработали проект «Роль фольклорных жанров в формировании коммуникативных навыков детей раннего возраста».
Использование устного народного творчества следует рассматривать как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у них разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства — вот в чем приоритет фольклорных занятий. Но речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников. В связи с чем, обращается внимание на выработку у ребенка чувства сопереживания к действиям персонажа. Иными словами, эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, заражает детей своим настроением. Мы предлагали детям включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, погладить петушка. Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки и др. весьма динамичны: каждая строка несет определенное смысловое содержание, смысловая фраза рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом, в этом и заключается сложность использования фольклора с самыми маленькими. Вот почему методика развития речи предусматривает обратную связь с детьми. В повседневной работе с детьми третьего года жизни используются скороговорки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Деятельность носит интегрированный характер. Малыши слушают фольклорные тексты, просят повторить хорошо знакомые и любимые, что способствует созданию психологического комфорта. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребенка радость, желание повторить их. Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем веселую потешку. А затем использовать ее во время игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения используются упражнения на звукоподражание. Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение. Повторяя вслед за взрослым тексты стихов, дети учатся правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, развивать свой речевой слух.
Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Речевая работа строится на следующих основных принципах: во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала; во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); в-третьих, активного включения детей в изучение фольклорных текстов; в-четвертых, пополнения предметно-развивающей среды по речевому развитию. Применяются такие приемы обучения, как: динамический акцент на фрагментах текста, действенное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах.
В процессе использования фольклора в речевой работе замечены такие изменения: у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи потешки, колыбельные песни, стишки, считалки, скороговорки. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Они с удовольствием разучивают с детьми потешки, колыбельные.
Следует отметить, что достижение положительных результатов у детей возможно лишь при условии того, что педагоги сами заинтересованы изучением фольклорных текстов, используют фольклор в разнообразных видах деятельности, отбирают жанры фольклора адекватно возрасту воспитанников.
Таким образом, ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме жанры народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, как условие повышения компетентности в воспитании и развитии детей раннего возраста».(из опыта работы)
В данном тексте изложен опыт работы по взаимодействию и общению с родителями воспитанников.Для повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития ребёнка....

Использование народного фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста
Народный фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, расширяет знания детей об окружающей действительности, имеет ярко выраженную эстетическую направленность....

Детский фольклор как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Педагоги и родители обеспокоены тем, чтобы ребёнок, входящий в мир, стал успешным. В этом сложн...

«Планирование по социально-коммуникативному развитию на тему: Детский фольклор в воспитании и обучении детей раннего возраста»
laquo;Планирование по социально-коммуникативному развитию на тему:Детский фольклор в воспитании и обучении детей раннего возраста»...
Обобщение опыта по теме "Фольклор как средство эмоционального развития детей раннего возраста"
Материал будет полезен для воспитателей и родителей....

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)
Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...