Лексические упражнения для дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Рябинина Татьяна Евгеньевна

Материал для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksich.upr_.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексические упражнения на развитие словаря детей

 младшего и среднего дошкольного возраста

Подготовила: Рябинина Т.Е., воспитатель

Методические рекомендации. Каждое упражнение сопровождается наглядным материалом (рисунки, картинки, фотографии, плакаты, муляжи, презентации).

Цель:

-  обогащение словаря именами существительными (обобщающие понятия, названия животных и их детенышей, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами);

- обогащение словаря глаголами (глаголы, отображающие способы передвижения животных, глаголы, характеризующие голоса различных животных и птиц, однокорневые глаголы с различными приставками);

- обогащение словаря именами прилагательными (названия цветов, прилагательные-антонимы, относительные прилагательные, образованные от существительных, притяжательные прилагательные).

Собирательные имена существительные

Овощи

Зреют овощи на грядках

В огороде по порядку:

Репа, тыква, лук, томат,

Баклажан, укроп, салат.

 

Как называются овощи,  нарисованные на картинке?

Какие еще овощи ты  знаешь?

Какие овощи тебе нравятся?

Фрукты

А в саду поспели фрукты,

Витаминные продукты:

Груша, киви, апельсин,

Слива, персик, мандарин.

 

Как называются фрукты,  нарисованные на картинке?

Какие еще фрукты ты  знаешь?

Какие фрукты ты любишь?

Посуда

Чисто вымыта посуда:

Миска, сахарница, блюдо.

Вилка, блюдце, чашка, ложка,

Нож, кастрюля, кружка, плошка.

 

Как называются предметы посуды,  нарисованные на картинке?

Какие еще предметы относятся к посуде?

Назови предметы кухонной и столовой посуды

Мебель

В новом доме мы живем,

Принесли нам мебель в дом:

Кресло, стол, кровать, буфет,

Шкаф, диван и табурет.

 

Как называются предметы мебели,  нарисованные на картинке?

Какие еще предметы относятся к мебели?

Каким может быть стол? (обеденный, письменный, журнальный, круглый)

Животные

Дикие животные

Мы животных диких знаем,

По порядку называем:

Лось, кабан, медведь, волчица,

Белка, заяц и лисица.

 

Как называются дикие животные,  нарисованные на картинке?

Каких диких животных ты еще знаешь?

Как называются детеныши нарисованных животных?

 

Домашние животные

Для животных нужен дом,

Их домашними зовем:

Кошка, конь, свинья, козёл,

Лошадь, кролик и осёл.

 

Как называются домашние  животные,  нарисованные на картинке?

Каких домашних животных ты еще знаешь?

Почему эти животные называются «домашними»?

 

Мамы и малыши

Кошка

Вышла кошка на охоту,

Но не видно мышек что-то.

Мышки в норке тихо спят,

Кошке в лапы не хотят.

 

Котенок

А котенок маленький

Спит уютно в валенке.

Спит и песенку урчит,

Хвостик серенький торчит.

 

Как называют папу котенка?

Как называются детеныши кошки?

Нарисуй рядом еще одного котенка.

Коза

Пошла коза на рынок,

Взяла с собой пять кринок.

Пять кринок молока

И миску творога.

 

Козленок

Увидал издалека

Наш козленок мотылька.

Стал козленок вверх скакать,

Мотылька нельзя достать!

 

Как называют папу козленка?

Как называются детеныши козы?

Нарисуй рядом еще одного козленка.

Слова и словечки

Брат и братик

Старший брат домой пришел,

Сел обедать он за стол.

Младший братик Толик

Сел за детский столик.

 

Покажи, где брат, а где братик. Где стол, а где – столик?

Подбери ласковое слово к слову «сестра».

Кровать и кроватка

На кровати одеяло

И цветное покрывало.

На кроватке одеяльце

И цветное покрывальце.

 

Покажи, где кровать, а где кроватка. Где одеяло, а где  одеяльце? Где покрывало, а где  покрывальце?

Подбери ласковое слово к слову «подушка».

 

Кто как передвигается

Бежит

По дорожке мышь бежит.

Хвостик серенький дрожит.

Почему спешит так крошка?

Догоняет мышку кошка.

 

Покажи, как мышка бежит.

Почему мышка спешит?

Куда мышка спрячется от кошки?

 

Ползет

Дождь на улице идет.

Дождевой червяк ползет:

- Здравствуй, дождик! Здравствуй, брат!

  Я твоим дождинкам рад.

 

Покажи, как червяк ползет.

Какие еще животные умеют ползать?

Почему червяка называют «дождевым»?

 

Ходит

Цапля ходит по болоту.

Ищет в зарослях кого-то.

Трое робких лягушат

В камышах молчком сидят.

 

Покажи, как цапля ходит.

Почему лягушата сидят молчком?

Сколько лягушат спряталось от цапли?

 

Летает

Над цветами

Шмель летает.

Где найти нектар,

Он знает.

 

Покажи, как жук летает.

Кто еще умеет летать?

Где летает жук?

 

Прыгает

Возле речки – семь овечек.

Рядом прыгает кузнечик.

От овечки до овечки

Он допрыгает до речки. 

 

Покажи, как кузнечик прыгает.

Сколько овечек возле речки?

Кто передвигается быстрее: червяк или кузнечик?

 

Плавает

Утка плавает в пруду.

Я кормить ее пойду.

Приготовлю для прогулки

Половинку сладкой булки.

 

Покажи, как утка плавает.

Кто еще умеет плавать?

Приходилось ли тебе кормить уток?

 

Кто как кричит?

Кукарекает

Петушок на берегу

Закричал: «Ку-ка-ре-ку!

Эй, рыбёшки, под водой,

Кукарекайте со мной!»

 

 

Петух кукарекает, а воробей…………

Почему петух рано встает?

 

Мычит

«Му!» - мычит корова,-

«Молока парного

Полные ведёрки

Я вам дам на зорьке».

 

 

Промычи, как корова.

Корова мычит, а змея …………

Что можно сделать из коровьего молока?

 

Мяукает

Кот мяукал: «Мяу, мышки,

Вы шумите в доме слишком.

Вот я съем сметану

И ловить вас стану!»

 

Промяукай, как кошка.

Кошка мяукает, а мышонок ………

Почему мышки сейчас не боятся кота?

 

Лает

«Гав-гав-гав! - собака лает

Чужих в дом не пропускает:

Гав! Постойте у ворот,

К вам хозяин подойдёт».

 

Пролай, как собака.

Собака лает, а волк………

Почему собака не пускает чужих людей в дом?

Цветы и цвета

Голубой

Колокольчик голубой

Наклонился над рекой.

И сказал цветок, кивая:

- Здравствуй, речка голубая.

 

Раскрась колокольчик и речку голубым карандашом.

Про какие предметы можно сказать:

голубой………,

 

Оранжевый

Оранжевые лилии

Полить вы не забыли ли?

Когда их поливают,

Они благоухают.

 

Раскрась лилии оранжевым карандашом.

Про какие предметы можно сказать:

оранжевый………,

 

Слова - наоборот

Большой – маленький

Слон большой и очень милый.

У него довольно силы.

Слон бревно большое взял,

Словно перышко, поднял.

 

Маленький мышонок

Испугал девчонок.

«Извините», - пропищал,

Был мышонок слишком мал.

 

Про какие еще предметы можно сказать «большой», «маленький»?

Нарисуй рядом с большим слоном большой предмет, рядом с маленьким мышонком - маленький предмет.

 

 

Широкая – узкая

Вот широкая дорожка,

И по ней крадется кошка.

Будь дорожка еще шире,

Кошек было бы четыре.

 

Под молоденькой осинкой

Очень узкая тропинка.

И по этой по тропинке

Муравьи несут былинки.

 

 Про какие еще предметы можно сказать «широкий», «узкий»?

Нарисуй рядом с широкой дорожкой широкий предмет, рядом с узкой тропинкой – узкий предмет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

Лексические и грамматические игры и упражнения для дошкольников

Игры учат выделять ,называть признаки предмета, его качаство и дейтвия...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно ...

картотека упражнений с мячиками су - джок по лексическим темам для дошкольников

картотека упражнений с мячиками су - джок по лексическим темам для дошкольников...