Занятие по развитию речи " Дети блокадного Ленинграда."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Чурсинова Елена Петровна

Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженникам тыла. Показать и рассказать как тяжело было людям в то нелегкое время,но они все вытерпели и выжили.Большое им спасибо за нашу счастливую жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_ko_dnyu_snyatiya_blokady_leningrada.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми старшей группы.

                              Воспитатель 1категории ГБДОУ №20

                                         Чурсинова Е.П.

ЦЕЛЬ: воспитание уважения к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

Ход беседы:

Воспитатель:

 - В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.

- Вы догадались, в каком городе жила Танечка? (Санкт-Петербурге)

- Как ещё город назывался раньше? (Петербург, Петроград, Ленинград)

В то время, когда жила Таня наш город назывался Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.

Стихи:

- 22 июня ровно в 4 часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась война.

- Однажды летом на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас.

И грозные тучи фашисткой блокады

Изверглись над городом Ленинградом.

Запись песни ’’Вставай, страна огромная’’.

На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт.

Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: ’’Великолепный ориентир! Смотри и стреляй! ’’  И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.

Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.

Стихи:

- Фанерой забито наше окно

В городе тихо, очень темно

Звук самолетов слышен

Низко летят над крышей.

- Тихо одними губами,

Шепчу понятное маме.

Мама мне страшно

Мама 125 и больше не грамма

Свой хлеб разрезает мама

И делит его пополам. 

Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.

Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.  

Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.

- Что изменилось?  (дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён блокады).

Показ презентации «Дети блокадного Ленинграда»

И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

Оставшиеся в городе люди, а это женщины, старики, подростки, строили оборонительные сооружения - рыли окопы, противотанковые рвы, тушили бомбы-зажигалки, помогали раненным. Были случаи, когда юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо.

Стихи:

- Маленькую ласточку из жести

Все носили на своей груди,

Это было знаком доброй вести,

Это означало, писем жди.

Этот знак придумала блокада,

Знаем мы, что только самолет,

Только птицы к нам из Ленинграда

С весточкою с родины дойдет!

Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно- эвакуировали стариков, детей, раненых.  Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники, и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины- но дорога существовала.

На Ленинград! На Ленинград! 
Там на два дня осталось хлеба, 
Там матери под темным небом 
Толпой у булочных стоят. 
И было так: на всем ходу 
Машина задняя осела. 
Шофер вскочил, шофер на льду, 
Так и есть, мотор заело. 
Ремонт на пять минут - пустяк, 
Поломка эта - не угроза, 
Да рук не разомкнуть никак: 
Их на руле свело морозом. 
Чуть разогнешь - опять сведет. 
Стоять? А хлеб? Других дождаться? 
А хлеб - две тонны? Он спасет 
Шестнадцать тысяч ленинградцев. 
И вот в бензине руки он 
Смочил, поджег их от мотора, 
И быстро двинулся ремонт 
В пылающих руках шофера. 
Вперед! Как ноют волдыри, 
Примерзли к варежкам ладони. 
Но он доставит хлеб, пригонит 
К хлебопекарне до зари. 
Шестнадцать тысяч матерей 
Пайки получат на заре - 
125 блокадных грамм 
С огнем и кровью пополам.

Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4, 5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’’

За мужество и героизм город Ленинград получил звание ’’Города- героя’’.

На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери-родины.

Стихи:

-И в землях ближних, землях дальних

Сильнее строк любых гремит

Молчание мемориальных, гранитных, Пискарёвских плит.

Звук метронома, зажженная свеча, минута молчания.

- Но слышите родные Ленинградцы

Уже разорвано проклятое кольцо,

В слезах от радости и счастья

Сегодня каждое лицо.

Да, ребята, кольцо блокады было разорвано, немецкие войска отступили, но война продолжалась еще целый год, и только 9 мая 1945 года мы победили фашистов и отстояли свою родину.

После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла.

Скажите, что вам запомнилось и осталось в вашем сердце из сегодняшней беседы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста

Статья "Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста" (из опыта работы)...

Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"

Данное занятие по развитию речи   продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте...

Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста.

Дидактические игры и упражнения  на тему "Овощи"...

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Занятие по развитию речи детей с ЗПР с элементами ТРИЗ технологии

Занятие по развитию речи детей с ЗПР с элементами ТРИЗ технологии1. Приветствие. Психологический настрой. Организационный момент.-Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие....

Система логопедических занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с сочетанием пальчиковой гимнастики, артикуляторной и речью.

В последнее время логопедами отмечается увеличение количества  детей  не говорящих или малоговорящих. Многие дети начинают говорить значительно позднее своих сверстников. Это тревожит как ро...

Памятка для родителей детей с нарушениями речи «Организация занятия по развитию речи детей с ОВЗ в домашних условиях»

Для коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ родителям рекомендуется дома организовать рабочее место и регулярно выполнять упражнения....