Конспект занятия по развитию речи на тему "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Зотова Наталья Александровна

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зима".

Задачи:

- активизация словаря по теме "Зима"

-закрепление изученного ранее материала по теме "Зима"

- учить образовывать единственное и множественное число имён существительных

- учить подбирать слова антонимы и синонимы

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

- посредством мотивации улучшить активность детей на занятии.

Оборудование: кукла Снежная Королева, волшебный мешочек, карточки с изображением предметов.

1. Вводная часть: Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты- мой друг

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.    Ребята,  а теперь сядьте все красиво и покажите  мне,  что вы готовы к занятию.

^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня. 

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно, что мы там видим? Какая погода на улице? Какое время года сейчас? (ответы детей).

Самое время для чисто говорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги.

Проговаривание с детьми чисто говорки.

Ма – ма – ма – наступила зима.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ла-ла-ла – зима сугробы намела.

Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.

 

Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

( ответ-зима)

я тоже так думаю!
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! 
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.
 за каждый правильный ответ я буду давать снежинку, а в конце самых умных она наградит.

2. Оснавная часть:

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим какие задания есть в сундучке у зимы (один ребенок достаёт из мешочка карточку с заданием).

Первое задание. Ответьте на вопросы:

- когда наступает зима? (после осени)

- как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит но не греет)

- какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег)

- какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают)

- что зимой происходит с реками? (покрываются льдом)

- как зимой одеты люди? (тепло)

- как ведут себя птицы, животные зимой?

- какие вы знаете зимние забавы детей?

- назовите зимние месяцы.

(за каждый ответ детям даётся по одной  снежинке)

Следующий ребёнок достаёт вторую карточку с заданием.

Второе задание. «Подбирай, называй, запоминай»

(К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима- холодная, снежная, морозная, долгая и т. д.)

-зима (холодная, снежная, бесснежная, морозная, долгая, вьюжная, мягкая, суровая, русская)

-снег (пушистый, мягкий, липкий, Белый, искристый, сверкающий, чистый, грязный, рыхлый, холодный, тающий,)

- снежинки (легкие, резные, холодные, маленькие, Красивые, лёгкие,  первые,  белые серебряные,  редкие,  ажурные, пушистые, искрящие,  летящие, тающие,  волшебные..)

- лёд ( толстый, скользкий, хрупкий, гладкий, холодный, тонкий)

-погода (плохая, хорошая, сырая, холодная, безветренная, безоблачная, благоприятная, великолепная, зимняя, ветреная, вьюжная, морозная,)

(К существительному нужно подобрать глагол, например: человек – идет, танцует, пишет … снежинки

-снежинки (падают, вьются, кружатся, блестят, тают, хрустят)

-лед (леденеет, трещит, блестит,

-мороз (трещит, морозит, обмораживает, подмораживает, замораживает)

-снег ( блестит, хрустит, идет, снежит)

(К прилагательному нужно подобрать существительное, например: морозный -день, вечер.)

- морозный (день, вечер)

-зимний (месяц, день)

-зимнее (утро, пальто)

- зимние (дни, шапки, куртки)

(раздаются жетоны)

Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки.                    (Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима                             (Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела.                                затем левую руку в сторону.)                             
Все снежинки закружила    
И на землю опустила.                        (Покружиться и присесть.)

Следующий ребёнок достает третью карточку с заданием из мешочка.

Третье задание. «Из чего-какой?» (например: стул из дерева-деревянный)

- горка из снега (снежная)

-дорожка изо льда (ледяная)

-погода с морозом (морозная)

-погода с ветром (ветреная)

(раздаются снежинки)

Дети достают четвёртую карточку из мешочка.

Четвёртое задание. «Скажи наоборот»

- летом дни жаркие, а зимой - (холодные)

-летом день длинный, а зимой - (короткий)

- летом солнце греет, а зимой - (не греет)

-весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)

-одни сосульки длинные, а другие – (короткие)

- Снег мягкий, а лёд - (твердый)

(раздаются снежинки)

Дети достают пятую карточку с заданием.

Пятое задание. «Назови предмет.»

Перед детьми выкладываются карточки на которых изображены: коньки,велосипед,ледянка,лыжи,ролики,скакалка,санки,мяч,снегокат, теннисная ракетка, клюшка с шайбой. Нужно назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.

Дети достают следующую карточку с заданием.

Шестое задание. Что можно сделать из снега и льда зимой на улице?

Например: снеговик, горка, крепость, каток, снежные лабиринты, животных, птиц

Седьмое задание. Назови ласково

(нужно образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, например: снеговик - снеговичок)

-снег – (снежок)

-солнце – (солнышко)

-лёд – (ледок)

-зима – (зимушка)

3. Заключительный этап

Воспитатель: Волшебный сундучок пуст, все задания закончились. Вы молодцы, хорошо поработали, а сейчас давайте посчитаем у кого сколько фишек. (дети считают фишки, Снежная Королева раздаёт медали тем, кто набрал больше фишек).

Воспитатель: А теперь давайте прощаться с нашей гостьей. Будем ждать её с новыми заданиями. (дети прощаются).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_zima.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зима".

Задачи:

- активизация словаря по теме "Зима"

-закрепление изученного ранее материала по теме "Зима"

- учить образовывать единственное и множественное число имён существительных

- учить подбирать слова антонимы и синонимы

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

- посредством мотивации улучшить активность детей на занятии.

Оборудование: кукла Снежная Королева, волшебный мешочек, карточки с изображением предметов.

1. Вводная часть: Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты- мой друг

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.    Ребята,  а теперь сядьте все красиво и покажите  мне,  что вы готовы к занятию.

^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня. 

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно, что мы там видим? Какая погода на улице? Какое время года сейчас? (ответы детей).

Самое время для чисто говорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги.

Проговаривание с детьми чисто говорки.

Ма – ма – ма – наступила зима.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ла-ла-ла – зима сугробы намела.

Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.

Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

( ответ-зима)

я тоже так думаю!
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! 
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.
 за каждый правильный ответ я буду давать снежинку, а в конце самых умных она наградит.

2. Оснавная часть:

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим какие задания есть в сундучке у зимы (один ребенок достаёт из мешочка карточку с заданием).

Первое задание. Ответьте на вопросы:

- когда наступает зима? (после осени)

- как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит но не греет)

- какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег)

- какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают)

- что зимой происходит с реками? (покрываются льдом)

- как зимой одеты люди? (тепло)

- как ведут себя птицы, животные зимой?

- какие вы знаете зимние забавы детей?

- назовите зимние месяцы.

(за каждый ответ детям даётся по одной  снежинке)

Следующий ребёнок достаёт вторую карточку с заданием.

Второе задание. «Подбирай, называй, запоминай»

(К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима- холодная, снежная, морозная, долгая и т. д.)

-зима (холодная, снежная, бесснежная, морозная, долгая, вьюжная, мягкая, суровая, русская)

-снег (пушистый, мягкий, липкий, Белый, искристый, сверкающий, чистый, грязный, рыхлый, холодный, тающий,)

- снежинки (легкие, резные, холодные, маленькие, Красивые, лёгкие,  первые,  белые серебряные,  редкие,  ажурные, пушистые, искрящие,  летящие, тающие,  волшебные..)

- лёд ( толстый, скользкий, хрупкий, гладкий, холодный, тонкий)

-погода (плохая, хорошая, сырая, холодная, безветренная, безоблачная, благоприятная, великолепная, зимняя, ветреная, вьюжная, морозная,)

(К существительному нужно подобрать глагол, например: человек – идет, танцует, пишет … снежинки

-снежинки (падают, вьются, кружатся, блестят, тают, хрустят)

-лед (леденеет, трещит, блестит,

-мороз (трещит, морозит, обмораживает, подмораживает, замораживает)

-снег ( блестит, хрустит, идет, снежит)

(К прилагательному нужно подобрать существительное, например: морозный -день, вечер.)

- морозный (день, вечер)

-зимний (месяц, день)

-зимнее (утро, пальто)

- зимние (дни, шапки, куртки)

(раздаются жетоны)

Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки.                    
(Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима                             
(Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела.                                
затем левую руку в сторону.)                             
Все снежинки закружила    
И на землю опустила.                        
(Покружиться и присесть.)

Следующий ребёнок достает третью карточку с заданием из мешочка.

Третье задание. «Из чего-какой?» (например: стул из дерева-деревянный)

- горка из снега (снежная)

-дорожка изо льда (ледяная)

-погода с морозом (морозная)

-погода с ветром (ветреная)

(раздаются снежинки)

Дети достают четвёртую карточку из мешочка.

Четвёртое задание. «Скажи наоборот»

- летом дни жаркие, а зимой - (холодные)

-летом день длинный, а зимой - (короткий)

- летом солнце греет, а зимой - (не греет)

-весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)

-одни сосульки длинные, а другие – (короткие)

- Снег мягкий, а лёд - (твердый)

(раздаются снежинки)

Дети достают пятую карточку с заданием.

Пятое задание. «Назови предмет.»

Перед детьми выкладываются карточки на которых изображены: коньки,велосипед,ледянка,лыжи,ролики,скакалка,санки,мяч,снегокат, теннисная ракетка, клюшка с шайбой. Нужно назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.

Дети достают следующую карточку с заданием.

Шестое задание. Что можно сделать из снега и льда зимой на улице?

Например: снеговик, горка, крепость, каток, снежные лабиринты, животных, птиц

Седьмое задание. Назови ласково

(нужно образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, например: снеговик - снеговичок)

-снег – (снежок)

-солнце – (солнышко)

-лёд – (ледок)

-зима – (зимушка)

3. Заключительный этап

Воспитатель: Волшебный сундучок пуст, все задания закончились. Вы молодцы, хорошо поработали, а сейчас давайте посчитаем у кого сколько фишек. (дети считают фишки, Снежная Королева раздаёт медали тем, кто набрал больше фишек).

Воспитатель: А теперь давайте прощаться с нашей гостьей. Будем ждать её с новыми заданиями. (дети прощаются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речина тему "Найди и назови"

Итоговое занятие по развитию речи в первой младшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...