Использование дидактических игр в коррекционной работе для развития речевых способностей дошкольников
консультация по развитию речи на тему
Одной из самых результативных форм работы с детьми дошкольного возраста являются специальные дидактические и развивающие игры. Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр в коррекционной работе для развития речевых способностей дошкольников
Подготовила: воспитатель группы
компенсирующей
направленности
Н.И.Якушкина
Саранск
2016
Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и овладения правильным звукопроизношением. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Своевременное формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Овладение лексическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия. Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитие ребенка. Воспитатель группы компенсирующей направленности постоянно в своей деятельности решает задачи введения в самостоятельную речь воспитанников навыков и умений, полученных детьми на занятиях логопеда. Квалификация и условия работы воспитателя группы компенсирующей направленности позволяют заниматься расширением лексического запаса дошкольников в процессе всех режимных моментов. Большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности деятельность детей, в которой могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.
Одной из самых результативных форм работы с детьми дошкольного возраста являются специальные дидактические и развивающие игры. Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей. Для малыша игра – самый радостный и комфортный способ познать мир. Играя, ребенок, самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной и спонтанной речи. Пополнение, уточнение и активизацию речи целесообразно осуществлять не отрывочно, а в соответствии с лексическими темами, в рамках которых проводятся различные игры и упражнения. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Игры вообще имеют большое значение в умственном, нравственном и эстетическом воспитании детей, а дидактическая игра особенно. Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть.
Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, они способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Такие игры учат детей применять имеющие знания в разных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Дидактические игры для детей с ОНР направлены на обогащение словарного запаса. В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Игры по развитию лексики у дошкольников с онр
Послушайте слова. Какие из них
обозначают овощи?
Лук, репа, подорожник, укроп.
Чеснок, редис, роза, брюква.
Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.
Помидор, щавель, свекла, капуста.
Картофель, яблоко, клубника, ромашка.
Игра «Пара к паре» (подобрать
слова по аналогии).
Воспитатель предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).
Помидор — огород, яблоко (забор, сад,
Послушайте слова и назовите
только те из них, которые
обозначают домашних животных.
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, теленок, лось, медведь.
Белка, кошка, петух.
Осёл, косуля, рысь, тигр.
Сарай, корова, коза, овца.
Кролик, выдра, щенок, попугай.
Послушайте слова. Какие из них
обозначают транспорт?
Грузовик, метро, самолет, скамейка.
Автобус, дорога, вертолет, пассажир.
Поезд, купе, пароход, якорь.
Трамвай, водитель, троллейбус.
Отгадай предмет по названию его частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
Объясните, что общее у предметов.
У 2 предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, муравей (животные).
У 3 предметов: мяч, солнце, шар — ...
тарелка, ваза, чашка — ...
лист, трава, крокодил — ...
Отгадать название предмета
по описанию его признаков.
Например:
Что это? - Овощ, круглый, красный, вкусный.
— Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно смять.
— Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.
— Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
Отгадывание загадок по картинкам
с использованием эпитетов.
Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную картинку.
— Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами. Он на севере живет, вместо сена мох жует.
— Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки. Разрисованы лошадки от копыт до головы.
— Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.
— Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
— Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
— Он большой, серый и злой.
Подберите соответствующие
картинки к следующим словам:
— Высокий, тонкий, пятнистый...
— Лохматый, косолапый...
— Голодный, серый, злой...
— Маленькая, быстрая, проворная...
— Хищный, сильный, полосатый...
— Яркое, теплое...
— Серый, колючий...
Выбрать из 3 слов 2 слова
Друг, печаль, враг.
Высокий, большой, низкий.
Ночь, сутки, день.
Длинный, большой, короткий.
Радость, радостный, печаль.
Большой, низкий, маленький.
Поднимать, опускать, брать.
Белый, длинный, черный.
Давать, продавать, брать.
Тяжелый, длинный, легкий.
Покупать, продавать, отдавать.
Короткий, маленький, длинный
Говорить, идти, молчать.
Хороший, светлый, плохой.
Закончить предложение и назвать слова — «неприятели».
Слон большой, а комар ...
Камень тяжелый, а пушинка ...
Золушка добрая, а мачеха ...
Зимой погода холодная, а летом ...
Сахар сладкий, а горчица ...
Дерево высокое, а куст ...
Дедушка старый, а внук ...
Суп горячий, а компот ...
Сажа черная, а снег ...
Лев смелый, а заяц ...
Молоко жидкое, а сметана ...
Река широкая, а ручеек ...
Работать трудно, а отдыхать ...
Днем светло, а ночью ...
Сегодня мне весело, а вчера было ...
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ...
Переходя улицу, сначала посмотри налево,
а потом ...
Кричат громко, а шепчут ...
Я больна, но скоро буду ...
Я живу близко от реки, а мой друг ...
Продавец продает, а покупатель ...
Друзья часто ссорятся, но легко ...
Легко заболеть, но трудно ...
Воспитатель спрашивает, а дети ...
Утром дети приходят в детский сад, а вечером...
Сначала гостей встречают, а потом ...
При встрече здороваются, а при расставании ...
Вечером ложатся в кровать, а утром ...
К данным словам придумать слова-«неприятели».
1) День —
утро —
восход —
весна —
зима —
добро —
друг —
грязь —
жара —
мир —
2) Войти —
говорить —
взял —
нашел —
забыл —
уронил —
насорил —
ложиться —
одеваться —
мириться —
опускать —
3) Большой -
белый —
высокий —
веселый —
темный —
горький —
добрый —
здоровый —
новый —
4)трудно —
радостно —
много —
плохо —
сухо —
широко —
ярко —
высоко —
чисто —
мокро —
светло —
быстро —
Игра «Сравни наоборот».
Используются слова: больше — меньше, тяжелее -легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.
Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Воспитатель называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Одеть — (раздеть),
поднять — (опустить),
бросить — (поймать),спрятать — (найти),
положить — (убрать),
дать — (взять),
купить — (продать),
налить — (вылить).
Игра «Кто как передвигается?»
Воспитатель показывает картинки, изображающие животных, дети определяют их и называют, как они передвигаются.
Лошадь — скачет, змея — ползает,
птица — летает, рыба — плавает,
лягушка — прыгает.
«Кто как ест?»
Кошка лакает молоко.
Собака грызет кость.
Корова жует сено.
Курица клюет зерно.
«Кто как голос подает? »
Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает,
воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает,
петух кукарекает, сова ухает, овца блеет,
курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит,
гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет,
утка крякает, медведь рычит, собака лает.
«Кто что умеет делать?»
Воспитатель предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.
Учитель - учит, доктор - лечит, повар - варит (готовит),
уборщица - убирает, дворник - подметает, маляр - красит,
художник – рисует, парикмахер - стрижет, чертежник - чертит,
плотник - рубит топором, пилит, стругает, строитель - строит дома,
шофер - водит машину, продавец - продает, покупатель покупает,
портной – шьет.
«Что, какие звуки издает?»
Дверь — скрипит, ветер — свистит, машина — гудит,
дождь — шумит, листья — шелестят, ручеек — журчит,
гром — грохочет, бумага — шуршит, град - стучит.
«Кто или что может это делать?»
Бегать — ...
скакать — ...
летать — ...
плавать — ...
ползать — ...
катиться — ...
стоять — ...
лежать — ...
прыгать — ...
сидеть — ...
Игра «Отгадай, что это за животные?»
Воспитатель называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном' идет речь.
Сторожит, грызет, лает — кто это?
Мяукает, лакает, царапается — ...
Хрюкает, роет — ...
Ржет, бегает, скачет — ...
Блеет, бодается — ...
Мычит, жует, ходит — ...
Уточнение связи прилагательных с существительными.
Игра «Какой?», «Какая?», «Какие?»
Например:
трава — какая она? — Зеленая, мягкая, шелковистая, высокая,
изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная ...
Побеждает тот, кто назовет последним слово-прилагательное.
Добавить слово в предложение, отвечающее ил мои вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
— Взошло (какое?) солнце...
Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?»
(Солнце — яркое, блестящее, красное, багровое, большое, веселое,
улыбающееся, радостное, весеннее).
Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
по теме «Осень» (ранняя, поздняя).
Солнце (какое?) …
дождь...
небо...
ветер...
облака...
листья...
земля...
день...
трава...
При этом детям предлагается картинка «Осень».
Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»
(по теме «Осень»: ранняя, поздняя).
Солнце (что делает?) ...
трава ...
облака …
листья …
дождь …
птицы …
ветер …
деревья ...
Придумать и записать слова, отвечающие на вопрос «Что?»
по теме «Осень».
Приходит (что?)
опадают ..,
дует ..,
желтеет ..,
моросит ..,
мокнет ..,
плывут ..,
вянут ..,
улетают...
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Зима».
Солнце (какое?)
ветер ..,
небо .., иней ..,
снег .., узоры ..,
снежинки .., день ..,
погода .., мороз ..,
воздух ...
При выполнение задания детям предлагается картинка «Зима».
Предварительно детям предлагается рассмотреть картинку «Весна».
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», "Что делают?» по теме «Зима».
Снег (что делает?), ветер..,
снежинки .., птицы ..,
мороз .., люди ..,
иней .., дети ..,
узоры ...
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Кто?», «Что?»
по теме «Зима».
Наступает (что?) .., замерзает ..,
валит .., блестит ..,
свищет .., лежит ..,
бушует .., лепят ..,
кружатся .., катаются ...
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Весна» (ранняя, поздняя).
Солнце (какое?) .., сосулька ..,
небо .., ручей ..,
облака .., листочки ..,
снег .., день ...
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Весна»
(ранняя, поздняя).
птицы .., трава .., деревья .., сады .., яблони .., дети ...
Солнце (что делает?) ..,
снег ..,
сосульки ..,
ручьи ..,
почки ..,
листья ..,
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Кто?» или «Что?»
по теме «Весна».
Тает (что?) .., зеленеет ..,
бегут.., прилетают..,
распускаются .., покрываются листьями ..,
появляются .., цветут ...
Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Большой (что?) арбуз, желтая-…
маленькая .., синяя…
крупный… красное…
круглый зеленый
мелкий…. черная –
твердый - … длинный
мягкая - спелая…
сладкая - … сочный
вкусное - свежий
горький – хрустящий
Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».
Большой (кто?) слон, сильный
маленькая .., слабый ..,
пушистая .., трусливый ..,
колючий .., добрый ..,
могучий .., злой ..,
пятнистый .., быстрый ..,
полосатая .., горбатый ..,
длинноногий .., хитрая ..,
серый .., ловкая ..,
неуклюжий ,., хищный ...
Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Транспорт».
Новый (что?) .., длинный ..,
старый .., грузовой ..,
большой .., трехколесный ..,
маленькая .., быстроходный ..,
мощный .., летящий ...
К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Растет (что?) .., срезают ..,
зеленеет .., выкапывают ...
краснеет .., срывают ..,
созревает .., варят ..,
дергают .., жарят ..,
маринуют .., солят ...
К названиям действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Животные».
Прыгает (кто?) .., скачет ..,
кусается .., спит ..,
пугается .., охотится ..,
прячется .., хитрит ..,
нападает .., ползает ..,
крадется .., заметает следы ..,
Игра с мячом «Расскажи про зайчика».
На доске картинка «Заяц». Воспитатель дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».
Затем воспитатель бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос, «Какой заяц?» и бросает мяч обратно воспитателю. В процессе игры воспитатель изменяет вопросы:
«Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый).
«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).
«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое).
«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).
Игра «Чье это жилище?»
На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).
Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои домики. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ. Затем называют, чьи это жилища. Нора — для лисы, мышки; берлога — для медведя; дупло — для белки, для совы; гнездо — для птицы; скворечник — для скворца; коровник — для коровы, телят; конюшня — для лошади, жеребят; свинарник — для свиньи и поросят; крольчатник — для кроликов.
Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.
Игры по формированию словообразования.
Игра «Назови ласково».
Воспитатель предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).
Игра «Что для чего?»
Воспитатель предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).
Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы. Хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице. Конфеты — в конфетчице, мыло — в мыльнице.
После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.
Далее воспитатель предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом воспитатель подчеркивает голосом (интонирует) суффикс - ниц-.
Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) - ниц- .
В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.
§ Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)
§ Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)
§ Как намывается сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница)
§ Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)
Игра «Кто у кого?»
В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.
В начале воспитатель задает детям загадку про животного. Например:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее…
Кто это? (Это лиса)
А как называют детеныша лисы? (Лисенок)
— Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия
детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)
Воспитатель показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т. д.
— Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок)
Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».
На доске картинки «Лиса и лисята».
Сначала дети вспоминают название одного детеныши.
Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)
— А теперь поиграем с мячом.
Воспитатель называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно воспитателю.
Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»
На доске картинка по сказке «Три медведя».
— Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя»)
— Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа — медведь Михаил Иванович, мама — медведица — Настасья Петровна, детеныш — медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя — это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.
Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис — лиса — лисенок, заяц — зайчиха — зайчонок, волк — волчица — волчонок, еж — ежиха — ежонок, лев — львица — львенок, тигр — тигрица — тигренок, слон — слониха — слоненок.
— А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык — корова — теленок, пес — собака — щенок, кролик — крольчиха — крольчонок, кот — кошка — котенок.)
Назвать профессии (по картинкам).
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
Кто носит багаж? Носильщик.
Кто сваривает трубы? Сварщик.
Кто вставляет стекло? Стекольщик.
Кто работает на кране? Крановщик.
Кто укладывает камни? Каменщик.
Кто точит ножи? Точильщик.
Кто чинит часы? Часовщик.
Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.
Далее воспитатель задает вопрос:
— Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик?
При произнесении этих слов воспитатель подчеркивает интонационно, голосом суффикс -щик-.
Игра «Как назвать того, кто...?»
Воспитатель предлагает детям назвать того, кто — Кто на паровозе ездит? (Машинист)
— Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)
— Кто песни сочиняет? (Композитор)
— Кто играет на рояле? (Пианист)
— Кто все ломает? (Хулиган)
— Кто водит самолет? (Летчик, пилот)
— Кто такой полководец?
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Воспитатель предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:
мыла — вымыла,
вешает — повесила
умывается — умылся,
рисует — нарисовал
одевается — оделся
стирает — постирала
рисует — нарисовал,
пишет — написал
поливает — полил,
ловит — поймал
чинит — починил,
красит — покрасил
рубил — срубил
строит — построил
Игра «Чем отличаются слова?
Воспитатель просит детей показать на картинках
кто умывает — умывается,
обувает — обувается,
купает — купается,
качает — качается,
прячет — прячется,
одевает — одевается,
причесывает — причесывается,
вытирает — вытирается.
Делается вывод: умывается, прячется, причесывается, обучается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.
Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ)
С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.
Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).
а) В импрессивной речи.
Воспитатель называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку.
Речевой материал:
входит — выходит,
подлетает — отлетает,
подходит — отходит,
влетает — вылетает,
переходит — перебегает,
наливает — выливает,
залезает — слезает.
Аналогичным образом проводится игра в лото.
У детей карточки с картинками, изображающими действия. Воспитатель называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.
б) В экспрессивной речи.
Воспитатель предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.
Добавить слово, обозначающее действие.
в клетку... (влетает),
из клетки... (вылетает),
через дорогу... (переходит),
от дерева…(отходит),
к дому... (подъезжает),
в стакан... (наливает),
из стакана... (выливает),
на дерево... (влезает), с дерева... (слезает).
Найти общую часть в словах (по картинкам).
Переходит — перебегает
Наливает — выливает
Подходит — подбегает
Подходит — уходит
Подлетает — отлетает
Игры на формирование словообразования прилагательных
Игра «Чьи хвосты?»
Воспитатель рассказывает сказку «Хвосты».
Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».
Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)
Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.
— А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.
Хвост собаки — собачий.
Хвост кошки — кошачий,.
Хвост коровы — коровий.
Хвост лошади — лошадиный.
Хвост быка — бычий.
Хвост козы — козий.
Хвост барана — бараний.
Хвост овцы — овечий
«Правильно назови листья».
Лист дуба — дубовый лист
лист осины — ...
лист березы — ...
лист клена — ...
лист липы — ...
лист яблони — ...
лист рябины — ...
лист смородины — ...
шишка сосны — ...
шишка ели — ...
сережка ольхи — ...
Игра «Что из чего сделано?»
Стакан из стекла — стеклянный,
сковорода из чугуна — чугунная,
ложка из дерева — деревянная,
нож из металла — металлический,
ведро из железа — железное,
ваза из хрусталя — хрустальная,
чашка из фарфора — фарфоровая,
платье из шелка — шелковое,
коробка из картона — картонная,
шарф из шерсти — шерстяной,
булка из пшеницы — пшеничная,
хлеб изо ржи — ржаной,
варенье из вишни — вишневое,
дорога из песка — песчаная,
сумка из кожи — кожаная,
мяч из резины — резиновый,
шуба из меха — меховая,
крыша из соломы — соломенная,
игрушка из пластмассы — пластмассовая,
шарик из пластилина — пластилиновый,
труба из кирпича — кирпичная,
Найти «лишнее» слово.
Гора, горный, горе;
боль, большой, больница;
водить, вода, водный;
лес, лесник, лестница;
море, морщины, морской;
беседа, беседка, соседка.
Назвать общую часть слов-«родственников».
Зимушки, зимовать, зимний;
Животное, живет, живой;
пасет, пастух, пастушка;
печка, печник, испечь;
дворик, дворник, дворовый;
корма, кормить, кормление;
сорить, мусор, насорить;
звонить, звонок, звонкий.
Игры по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.
Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).
У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») — несколько предметов.
Воспитатель: У меня яблоко, а в магазине?
Ребенок: А в магазине — яблоки.
Воспитатель: У меня огурец, а в магазине?
Ребенок: А в магазине — огурцы.
И т. д.
Вариант игры:
Воспитатель: У меня яблоко, а в магазине много ...(?)
Ребенок: А в магазине много яблок.
Игра «Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных).
Воспитатель объясняет детям, что овощи убирают по-разному. Морковь, свеклу, репу, редис дергают.
Огурцы, помидоры, горох срывают.
Картофель выкапывают.
Затем воспитатель показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?
Дети составляют предложения типа: Морковь дергают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают. И т. д.
Игра «Огород» (закрепление формы винительного падежа).
Воспитатель предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает: «Лена, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы.) «Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис.) «Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту) и т. д.
Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление формы винительного падежа).
Воспитатель предлагает детям назвать как
можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.
— Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)
— Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)
— Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)
— Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
— Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)
— Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)
— Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)
Побеждает тот, кто подобрал больше слов.
Игра «Что без чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда»).
На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.
Воспитатель задает вопрос: «Что без чего?»
Стул без ножки.
Машина без колеса.
Стул без спинки.
Шуба без воротника.
Кастрюля без ручки.
Чайник без носика.
Расческа без зубчиков.
Грузовик без фары.
Платье без рукава.
Кофта без пуговиц.
Ботинки без шнурков.
Игра «Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных по теме
«Домашние и дикие животные»).
На доске расставлены картинки с изображением корма для животных. Это морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.
На столе стоят игрушечные животные. Это корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья.
В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»
Сено дадим корове, лошади.
Грибы дадим белке.
Яблоко дадим ежу.
Орехи дадим белке
Малину дадим медведю. Молоко дадим кошке.
Мед дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке.
Овощи дадим свинье.
Игра «Угадай, кому нужны эти вещи» (закрепление формы дательного падежа существительных).
На доске расставлены два ряда предметов: слева — картинки, на которых изображены люди без каких-то предметов, справа — недостающие предметы.
Воспитатель показывает детям предмет и предлагает назвать, кому нужен этот предмет, и положить изображение предмета к соответствующей картинке.
Указка — учителю,
весы — продавцу,
термометр — доктору,
кисть — художнику,
шприц — медсестре,
ружье — охотнику,
удочка — рыболову,
ножницы — парикмахеру.
Игра «Кто, чем управляет?» (закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт»).
На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Воспитатель показывает картинку и задет вопросы: «Кто управляет автобусом, самолетом и т. д.?» Дети должны ответить полным предложением.
Автобусом управляет водитель.
Грузовиком управляет шофер.
Поездом управляет машинист.
Вертолетом управляет вертолетчик.
Самолетом управляет летчик.
Кораблем управляет капитан.
Мотоциклом управляет мотоциклист.
Велосипедом управляет велосипедист.
Ракетой управляет космонавт.
Игра «Кого мы видели?» (закрепление правильного употребления окончаний существительных винительного падежа множественного числа по теме «Животные жарких стран»).
На доске картинки с изображением различных животных. Воспитатель дает задание детям отобрать только животных, которые живут в жарких странах.
— А кто из сказочных героев ездил в Африку лечить животных? (Айболит.) Представим себе, что мы вместе с Айболитом поехали в Африку и увидели там много разных животных. Мы видели много львов, тигров, носорогов, слонов, верблюдов, бегемотов, леопардов, крокодилов, кенгуру, обезьян и т. д.
Игра «Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа).
Детям раздают карточки с изображением двух и пяти предметов. Например, два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т. д. Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке изображение предмета и определяют количество, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.
Выигрывает тот, кто правильно называл количество предметов и раньше других закрыл все карточки лото.
Игра «Кто, чем работает?» (закрепление формы существительных творительного падежа).
Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.). Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос «Кто, чем работает?»
Парикмахер — ножницами,
маляр — кистью,
плотник — топором,
дворник — метлой,
лесоруб — пилой,
садовник — лопатой.
Ответы на вопросы по картинкам «Чем можно?» (закрепление формы творительного падежа).
Рубить — топором,
резать — ножом, ножницами,
умываться — водой,
пилить — пилой,
вытираться — полотенцем,
рисовать — кисточкой,
писать — ручкой,
вытирать — тряпкой,
причесываться — расческой,
упаковывать — бумагой,
есть — ложкой.
Игра «С чем корзинка, с чем ящик?» (закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом с).
У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов.
Куда мы положим фрукты?
Ребенок: В корзинку.
Воспитатель: А куда мы положим овощи?
Ребенок: В ящик.
Воспитатель: Рома, с чем у тебя ящик?
Ребенок: У меня ящик с капустой.
Воспитатель: Ира, а у тебя, с чем корзина?
Ребенок: У меня корзина с яблоками. И т. д.
Игра «Приглашение к чаю» (закрепление фирмы существительных творительного падежа с предлогом С).
Воспитатель: Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?
Дети: Мишка любит чай с медом. Винни Пух — с вареньем. Зайчик — с булочкой. Лисичка — с печеньем. И т. д.
Воспитатель: А с чем вы любите пить чай?
Дети отвечают на вопрос, используя форму творительного падежа.
Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа).
На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота. Справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.
Воспитатель: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?
Дети: Овощи растут на огороде.
Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.
Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко). «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).
Игра «Кто, где живет?» (закрепление формы существительных предложного падежа).
На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»
Собака живет в конуре.
Белка живет в дупле.
Лиса живет в норе.
Ежик живет в гнезде.
Медведь зимует в берлоге.
Мышка живет в норе.
Волк живет в логове.
Лошади живут в конюшне.
Корова живет в коровнике.
Свиньи живут в свинарнике.
Телята живут в телятнике.
Кролики живут в крольчатнике.
Игра «Что в чем?» (закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда»).
На доске картинки с изображением посуды. Воспитатель задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку. В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.) В чем носят воду из колодца (Воду носят в ведре.) В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.) В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.) В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.) В чем подогревают еду? (Еду подогревают в миске.) Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит? » Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.) Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.) Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетчице.) Где (на чем) жарится рыба? (Рыба жарится на сковородке.)
Игра «Где мы были, что мы видели?» (закрепление окончаний существительных родительного падежа множественного числа).
В процессе игры используются сюжетные картинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Воспитатель обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»
Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков...
Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов...
Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов...
Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков...
Игра в лото (закрепление и дифференциации предлогов в -, на-, под-, над).
У детей карточки лото и фишки с изображением схем предлогов.
На карточках лото изображены два предмета: один внутри другого, один на другом или под другим предметом.
Воспитатель называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими предметами и закрывают их соответствующей схемой предлога, называя расположение предметов с использованием того или иного предлога (мяч под стулом).
Игра «Правильно подними значок».
У детей изображения различных символов предлогов. Воспитатель называет словосочетания с различными предлогами (в, на, под, над), дети поднимают соответствующий символ.
Составление рассказа по графической схеме.
На доске выставляются различные графические схемы предлогов. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по какой-либо теме (например, «Как Вова гулял», или «Прогулка на велосипеде», или «Куда ездила машина»).
Игра «МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ» (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).
Воспитатель: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.).
А «это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.).
«Это моё» (моё платье, моё дерево, моё пальто, моё кашне и т. д.)
Таким образом, роль дидактических игр в речевом развитии дошкольников имеет огромное значение. Дидактические игры дают возможность разнообразить деятельность детей и сделать обучение интересным. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....
Использование интерактивных игр в коррекционной работе по развитию творческих способностей в рисовании.
Сегодня ИКТ является новым способом передачи знаний, повышающим эффективность организации образовательного процесса. Используя все положительные моменты интерактивных игр, я решила примени...
«Использование дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР»
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок , особое внимание мы уделяем дидактической игре , так как она имеет большое значение для воспитания ....
Примерная программа использования дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР.
Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на устранение ТНР у дошкольников старшего или подготовительного в...
Методическая разработка "Использование дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками"
Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на устранение ТНР у дошкольников старшего или подготовительного в...
Методическая разработка на тему:"Программа использования дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками".
Данная методика разработана для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. В которой представлены группы игр направленных на устранение речевых дефектов у дошкольников старшего или подг...
Примерная программа использования дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с ЗПР
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР.Введение.Задержка психического развития (ЗПР) является серьезной проблемой, с которой сталкиваются роди...