"Использование театрализованных игр в развитии речи дошкольников"
консультация по развитию речи на тему

Демченко Анна Ивановна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

Консультация для педагогов ДОУ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила:

                                  воспитатель I категории

Демченко Анна Ивановна

2017г.

         Великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал, что если учить ребёнка «…каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

        Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. В ходе организации театрализованной игры происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.

        Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно, потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Своевременное и полноценное овладение речью  является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.

        Речь – особая деятельность, существующая в двух формах: диалогическая и монологическая и являющаяся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения. Следовательно, речь выполняет множество функций:

- коммуникативную;

-  познавательную;

- экспрессивную;

- исследовательскую;

- планирующую.

        Целью речевого развития детей дошкольного возраста является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

        Основные задачи развития речи детей через театрализованную игру:

 - развивать словарь – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;

- воспитывать звуковую культуру речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;

- формировать грамматический строй речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;

- развивать связную речь;

- знакомить с художественной литературой;

 - готовить детей к обучению грамоте.

        Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так и нетрадиционными средствами. Одним из таких средств является организация театрализованной игры.

        Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную  с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

        Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи ребенка:

- словаря;

- грамматического строя;

- диалогической и монологической речи;

- совершенствованию звуковой стороны речи;

        Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно – речевую деятельность:

- выбор темы;

- передача знакомого содержания;

- сочинение;

 -исполнение от лица персонажа.

         Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

- вербальные средства  – интонация, лексика, синтаксис;

- невербальные средства – мимика, жесты, поза;

        В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности необходимо применять знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).

Работу по организации театрализованной игры необходимо проводить в три этапа:

  1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  2. Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»).
  3. Самостоятельная, творческая деятельность детей.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

-  игры – драматизации;

- режиссерские игры.

        В играх – драматизациях – ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

         В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.

Театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные моменты. В непосредственно образовательную деятельность включаются специальные игры на развитие мимики, пантомимики. Например,

- съешьте кислый лимон (дети морщатся);

- рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);

- покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;

- покажите направления:  вверх, вниз, вокруг;

- полетим как птицы;

- волк крадется за зайцем.

Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность. Важно также организовывать игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» - каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.

        Физкультминутки, пальчиковая гимнастика – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например,

На поляне дом стоит,

На двери замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома -  частокол

Тук-тук  - дверь открой

Заходите, я не злой

Декламируя стихотворение,  дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов.        Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – вот летит оса» (дети произносят предложение, меняя силу голоса, т.е. тихо, громко, еще громче; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

        При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.

        Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения.

         При пересказе произведения необходимо добиваться того, чтобы дети, воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты, мимику.

        При разучивании потешек, прибауток, стихов важно учить детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговаривать и обыгрывать потешку:

«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.

Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Особое внимание в развитии речи средствами театрализованной игры необходимо уделять взаимодействию с семьей. Родители не должны находиться  в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей. Родители могут принимать активное участие в работе над театрализацией.  Дома вместе  с детьми родители могут разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждать персонажи, роли, которые предстоит сыграть.  Родители могут также оказать помощь в изготовлении костюмов и атрибутов, целенаправленно вместе с детьми посещать театры, читать книги, просматривать видеофильмы, рекомендуемые  воспитателем, делиться с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащению внутреннего мира.  

На основе театрализованной игры реализуются практически все задачи воспитания, развития и обучения детей-дошкольников.

Литература

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.
  2. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,2002г.
  3. Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников Санкт-Петербург, «Детство-Пресс»,2003г.
  4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности (система работы в подготовительной к школе группе) Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012г.
  5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности (система работы в старшей группе) Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012г.
  6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. М, 2007.
  8. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности  в детском саду. М., 2007.
  9. Мерзлякова С.И. Театрализованные игры. Москва, «Обруч», 2012г.
  10. Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий М., «Аркти», 2007г.
  11. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М., 2000.
  12. Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3-5 лет. Москва, «Обруч»,2012г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованных игр в развитии речи дошкольников

Развитие речи дошкольника-одна изосновных задач воспитателя. Вот как я это использую в своей работе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие воспитат...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься.  Цель: Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельнос...

«Использование театрализованных игр в развитии речи дошкольников»

Речь – особая деятельность, существующая в двух формах: диалогическая и монологическая и являющаяся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Это средство общения, мышления, по...