Речевые игры на тему "Насекомые"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Никулина Наталья Александровна

Речевые игры по теме «Насекомые»

 

                             

 

«Подбери признак»

Цель: формировать умения образовывать  прилагательное.

бабочка какая? –

муравей какой? –

пчела какая? –

 

«Назови ласково»

Цель: закрепление знаний об  образовании уменьшительных форм существительных.

Комар — комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Усы – усики

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей — муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка

 

«Закончи предложение»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

Майский жук большой, а божья коровка …(маленькая)

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы … (длинные)

У жука усы толстые, а у бабочки …(тонкие)

У шмеля спина широкая, а у водомерки  …. (узкая)

 

«Закончи предложение»

Цель: употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе.

Например:

- Муравей сидел около… .

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

 

«Четвёртый лишний»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Воспитатель: Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».

1) Заяц, еж, лиса, шмель;

2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) Таракан, муха, пчела, майский жук;

8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) Лягушка, комар, жук, бабочка;

10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

 

 

 

Игра «Эхо»

Цель: образование форм прошедшего времени глагола.

Бабочка парит – бабочка парила

шмель ворчит – шмель ворчал

кузнечик скачет – кузнечик скакал

гусеница ползёт – гусеница ползла

муравей бежит – муравей бежал

стрекоза порхает – стрекоза порхала

пчела собирает – пчела собирала

паук плетёт – паук плёл

божья коровка летит – божья коровка летела

 

Игра «Угадай кто? »

Цель: расширение словарного запаса.

Кто летит? – Бабочка, божья коровка, стрекоза, шмель, пчела.

Кто порхает? – Бабочка, стрекоза.

Кто скачет? – Кузнечик.

Кто плетёт? – Паук (паутину).

Кто строит? – Муравей (муравейник).

Кто собирает? – Пчела (нектар).

Кто опыляет? - Бабочка, пчела, шмель (цветы).

Кто поедает? – Гусеница (листья).

 

Игра «Назови, кто уже выполнил действие»

Цель:  дифференциация глаголов совершенного несовершенного вида.

Божья коровка летела – прилетела

Бабочка порхала – спорхнула

Кузнечик скакал – прискакал

Паук плёл – сплёл

Муравей строил – построил

Пчела собирала – собрала

Бабочка опыляла - опылила

 

Игра «Один – много».

Цель: формировать умения у детей согласовывать существительного с количественным числительным.

Одна бабочка – много бабочек

Один шмель – много шмелей

Одна - божья коровка, много- божьих коровок.

Одна муха - много мух.

Один комар - много комаров.

Один муравей – много муравьёв.

Один кузнечик – много кузнечиков.

 

Игра «Кто без чего? »

Цель: закрепление формы родительного падежа существительных.

Бабочка без (крылья… - крыльев

кузнечик без (усики… - усиков

паук без (ножки) … - ножек

пчела без (хоботок… - хоботка

муравьи без (муравейник… – муравейника

гусеница без (волоски) … - волосков

стрекоза без (хвост… - хвоста

божья коровка без (крылышки… - крылышек

 

Игра «Я любуюсь кем? »

Цель: закрепление форм творительного падежа существительных.

Я любуюсь –

стрекоза – стрекозой

бабочка – бабочкой

гусеница – гусеницей

пчела – пчелой

паук – пауком

божья коровка- божьей коровкой

муравей – муравьём

шмель – шмелём

кузнечик – кузнечиком

 

«Хорошо-плохо»

Воспитатель: «Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут? »

Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые — это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_po_teme.doc1.21 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...