Викторина с участием родителей на тему "Встречаем гостей"
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Прокопова Светлана Петровна

Активизировать и обогащать словарный запас детей по лексическим темам: "Мебель", Бытовые электроприборы", "Посуда", "Продукты питания".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина с участием родителей

Тема: «Встречаем гостей»

Цель: развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.

Задачи:

  • Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Мебель», «Бытовые электроприборы», «Посуда», «Продукты питания».
  • Закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.
  • Упражнение в образовании предложно-падежных конструкций.
  • Совершенствование навыков образования относительных прилагательных от существительных.
  • Воспитание культуры поведения, взаимопомощи, трудолюбия.

Предварительная работа:

  • Обучение детей на основе лексического планирования в воспитательно-образовательном процессе.
  • Использование знаний, умений и навыков детей, закрепленных в самостоятельной творческой деятельности детей.

Оборудование: мольберты – 3 шт., картонные звездочки – 20 шт., клей-карандаш – 2 шт.; две эмблемы (лучики и ракета), мяч; карточки с буквами, возрастающими по величине (ракета, лучики); иллюстрации прихожей, кухни, спальни, гостиной; предметные картинки с изображением мебели; схемы предлогов – 6 шт., разрезные картинки (чайник, кувшин); десять карточек для игры «Четвертый лишний», ростовая кукла Маша; карточки со словами – 6 шт., 6 схем для звукового анализа слова; два обруча, 10 картинок с изображением банок разного варенья, 10 картинок с изображением пирожков с разной начинкой.

Методические приемы: соревнование команд, ответы на вопросы, подбор картинок, игра со схемами, буквами, чтение слов, сюрпризный момент.

Ход проведения досуга

  • Организационный момент – создание эмоционального фона досуга.

     Под музыку дети с педагогом входят в зал.

Воспитатель. Сегодня мы проведем викторину. В игре будут участвовать две команды.

     Воспитатель раздает детям кружки желтого и красного цвета.

Воспитатель. Ребята с желтыми кружками садятся на стулья справа от меня, с красными кружками – на стулья слева. Оценивать игру команд будет жюри. Приглашаю троих родителей занять места у мольберта. За правильно выполненное задание команда получает звездочку, которую жюри выставляет на мольберте рядом с эмблемой команды.

Начинаем игру – викторину.

  • Задание № 1. «Узнай название команды» – развитие зрительного внимания, закрепление навыков чтения.

Воспитатель. У каждой команды должно быть название. Чтобы его узнать, надо выполнить следующее задание.

     Воспитатель раздает командам конверты с буквами.

Воспитатель.  Внимание! Разложите карточки с буквами в возрастающем по величине порядке на мольберте и прочитайте название своей команды.

     Команды работают у мольбертов. Воспитатель обращается поочередно к каждой команде.

Воспитатель. Как называется ваша команда?

Дети. Наша команда называется «Лучики». Наша – «Ракета».

     Подведение итогов.

  • Задание № 2. «Подбери мебель»  – закрепление словаря по теме «Мебель», развитие высших психических функций.

Воспитатель. А какие помещения есть в квартире?

Дети. Прихожая, кухня, гостиная, спальня, детская, ванная и туалет.

     Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором лежат картинки.

Воспитатель. Что вы видите? Скажите одним словом.

Дети. Мебель.

Воспитатель. Расставьте мебель в квартире и объясните свой выбор. Например, кровать находится в спальне, на ней спят.

     Воспитатель выставляет иллюстрации гостиной и прихожей на мольберт одной команды, иллюстрации кухни и спальни – на мольберт второй команды.

     Выполнив задание, дети садятся.

     Подведение итогов.

  • Задание № 3. «Составь предложение» – закрепление употребления предложных конструкций.

Воспитатель. Ребята, у меня есть маленькие слова-помощники, спрятанные в схемах. Давайте вспомним их.

     Воспитатель показывает схемы предлогов: над, под, из, с, со, из-под, из-за. Дети проговаривают их.

Воспитатель. Составьте предложение о мебели с маленьким словом-помощником (предлогом).

     Воспитатель поочередно показывает схемы предлогов каждой команде.

Примерные предложения:

Картина висит над кроватью. Люстра висит над столом. Над кухонным столом висит полка. Кот сидит под стулом? Дедушкина тапочки стоят под диваном. Девочка взяла книгу с полки. Со стола убрали посуду. С дивана сняли покрывало. Кот спрыгнул со стула. Дети взяли из коробки игрушки. Из кухонного стола достали крупу. Из шкафа выходит кот. Черепаха выползает из-под шкафа. Из-под дивана достали мяч. Кот выглядывает из-за шкафа. Девочка встала из-за стола.

     Подведение итогов.

  • Задание № 4. «Дружат или нет?»  – развитие слухового внимания, закрепление представлений о родственных словах.

Воспитатель. Дети, встаньте в круг. Я буду произносить пары слов. Если слова в каждой паре «дружат»  – соедините руки в замок перед собой, если слова «не дружат» – руки спрячьте за спину. Напомню, «дружат» родственные слова, то есть те, которые похожи по звучанию и по значению.

Лексический материал:

стол – столешница, стул – ступня, стол – столовая, кресло – креслице, табурет – таблица, стул – стульчик, шкаф – школьник, диван – диванчик, кресло – крестик, кровать – прикроватная, полка – половник, тумба – тумбочка, буфет – буфетчица, вешалка – вешать, трюмо – тряпка.

     Подведение итогов.

  • Задание № 5. «Закончи предложение»  – закрепление употребления падежных конструкций.

 Воспитатель. В каждой квартире, кроме мебели, есть бытовые … (электроприборы). Они помогут нам приготовиться к встрече гостей. Вспомним их.

Дети, встаньте полукругом. Я начну говорить предложение, а вы продолжите. Отвечать будет тот, кому брошу мяч.

     - Даша стирает скатерть в … (стиральной машине).

     - Дима пылесосит ковер новым … (пылесосом).

     - Настя гладит платье горячим … (утюгом).

     - Чтобы продукты не испортились, их хранят в … (холодильнике).

     - Таня варит компот в кастрюле на … (электроплите).

     - Аня греет воду для чая в белом … (электрочайнике).

     - Вечером Дима читает книгу под настенной … (лампой).

     - Оксана сушит мокрые волосы мощным … (феном).

     - Саша разогревает пиццу в … (микроволновой печи).

     - Лиза разговаривает с подругой по … (телефону).

     Дети садятся.

     Подведение итогов.

  • Задание № 6. «Что лишнее?»  – развитие логического мышления, речи, внимания.

Воспитатель. Мебель мы расставили, бытовые электроприборы проверили. Пора вспомнить про посуду.

     Воспитатель раздает командам по 5 карточек.

Воспитатель. Внимательно посмотрите на карточку, выделите лишний предмет и объясните свой выбор.

Лексический материал:

     - чашка, заварочный чайник, масленка, стол;

     - чайник, кастрюля, тарелка, сковорода;

     - утюг, кружка, сковорода, кастрюля;

     - сливочник, ножницы, тарелка, заварочный чайник;

     - сковорода, ложки, вилки, ножи;

     - хлебница, рыба, салатник, молочник;

     - сахарница, заварочный чайник, кофейник, половник;

     - кувшин, ковшик, самовар, машина;

     - дуршлаг, супница, перечница с солонкой, тазик;

     - сахарница, ваза, матрешка, хлебница.

     Подведение итогов.

  • Задание № 7. «Собери целое из частей»  – развитие образного мышления, воображения, пространственного восприятия.

Воспитатель. Случается, что посуда бьется. Соберите из частей целое.

     Перед каждой командой лежит обруч с частями разрезной картинки.

     Команда собирает в обруче картинку и называет предмет посуды (заварочный чайник или кувшин).

     Подведение итогов.

  • Задание № 8. «Подбери слово к схеме»  – закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Воспитатель. На мольбертах схемы слов. Подберите слова к схемам.

с

к

с

с

к

с

к

с

с

з

к

с

к

     Обозначение:

с (синий квадрат) – твердый согласный звук,

к (красный квадрат) – гласный звук,

з (зелёный квадрат) – мягкий согласный звук.

Слова для 1-й команды:

С

О

К

С

А

Х

А

Р

С

Л

И

В

Ы

Слова для 2-й команды:

С

Ы

Р

С

А

Л

А

Т

Г

Р

И

Б

Ы

  • Задание № 9. «Какое варенье?», «С какой начинкой пирожок?»  – образование относительных прилагательных от существительных.

Воспитатель. Мы готовы к встрече гостей.

     Стук в дверь. Под музыку педагог вносит куклу Машу.

Воспитатель. К нам в гости пришла кукла Маша.

     Кукла Маша здоровается с детьми.

Воспитатель. Пригласим гостью к столу. Угощайте Машу.

     Дети поочередно угощают куклу. Берут со стола карточку с изображением банки варенья (на банке этикетка с определенной ягодой), затем – пирожка (на пирожке – изображение начинки).

Дети. Я угощу Машу вишневым вареньем (абрикосовым, малиновым, грушевым, сливовым, клубничным, яблочным, клюквенным, ежевичным, смородиновым). Я угощу пирожком с капустной начинкой (творожной, вишневой, грибной, яблочной, яичной, картофельной, клубничной).

     Подведение итогов.

Кукла Маша. Ах, какое вкусное угощение! Спасибо! Приглашаю всех в хоровод.

  • Итог – сохранение эмоционального фона досуга.

     Итог игры-викторины подводят жюри (родители). Дети под музыку покидают зал.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - викторина с участием родителей "Люблю тебя, мой край родной"

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста. Программные задачи: развивать экологические представления, систематизировать знания о живой и неживой природе, развивать интерес и л...

Викторина с участием родителей по ПДД

Закреплять знания детей о ПДД; воспитывать культуру поведения  на улице, внимательность, ориентироваться при переходе дороги, систематизировать знания детей и их родителей о ПДД. развивать совмес...

Викторина с участием родителей по ПДД

Сценарий викторины с участием родителей по правилам дорожного движения в старшей группе на тему:  "Ребенок главный пассажир"....

Ребенок-главный пассажир. Викторина с участием родителей. Нафикова Лилия Ринатовна

Разминка. Приветствие команд. Каждая команда представляет название и девиз. Вопрос- ответ.   «Знаешь ли ты  дорожные знаки?»; «Виды транспорта»; К...

Викторина с участием родителей

laquo;Школа светофора»1. Укреплять взаимодействие с семьей, привлекая родителей к участию в общих мероприятиях;2. Способствовать сближению детей и родителей, вызвать положи...

Викторина с участием родителей «Безопасность детей на улицах города»

Цель: Закреплять знания детей о правилах  дорожного движения; продолжать воспитывать культуру поведения на улице, внимательность, умение ориентироваться при переходе дороги; систематизировать зна...

Литературно – музыкальная викторина с участием родителей на тему: «Песни военных лет».

Данный конспект формирует у детей  знания  о Великой Отечественной войне и роли песни в нелегкое военное время....