Консультация для родителей "Активизация речевого развития детей раннего возраста в играх с сенсорным материалом"
консультация по развитию речи на тему

Усманова Екатерина Сергеевна

Консультация для родителей о том, как развивать речь через игры с сенсорном и дедактическим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx385.48 КБ

Предварительный просмотр:

Первые годы жизни это период стремительного психического и физического развития, который является основой становления ребенка как личности. Эти процессы тесно связаны с развитием речи. Формирование речи на протяжении первых лет жизни ребенка – не просто накопление словаря, это сложный нервно-психический процесс.

Процесс овладения речью – один из самых сложных. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года овладевает сложной системой языка. Речь возникает и первоначально развивается как средство общения со взрослыми. В дальнейшем она становится средством мышления и средством овладения своим поведением.

Успешное протекание  развития речи в раннем возрасте во многом зависит от жизненной обстановки, социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных особенностей ребенка и собственно активности ребенка. C:\Users\любимая женщина\Downloads\detsad-182903-1395936550.jpg

Поэтому детям раннего возраста, с целью развития речи необходимо создать благоприятные условия. Важную роль в развитии речи ребенка играет  сенсорное воспитание. Что такое сенсорное воспитание?    Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)

У малыша возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым,  у него возникает новая форма общения -  речь. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.

Цель сенсорного воспитания - развить активную речь детей раннего возраста в процессе игр с сенсорными материалами.

Отсюда вытекают задачи для активизации речи  детей .

Задачи:

  • Формировать у детей раннего возраста перцептивные действия; учить обозначать их словом.
  • Активизировать познавательную и речевую деятельность на основе обогащения сенсорного опыта детей.
  • Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики.
  • Формировать положительный эмоциональный настрой к игре, способствовать развитию диалогических и монологических форм речи.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы вежливого обращения.

Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция. В своей группе мы постарались создать все условия для сенсорного воспитания.

1. Уголок для   дидактических  игр  на закрепление цвета, величины, формы         и  развития мелкой моторики

2. Сенсорный стол. ( пирамидки, стучалки, домики вкладыши, прищепки, шнуровка, матрешки, кубики, тряпочные кубики, паровозики мягкие с застежками, вкладыши).

3.Дидактический стол для игр с песком и водой.

Важную роль в развитии речи ребенка играет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережливое отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций. Без этого невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь. http://ic.pics.livejournal.com/igry_i_igrushki/72925768/362947/362947_600.jpg

 Дидактические игры:

Д/и « Собери пирамидку»  Цель: развивать координацию мелких движений кисти рук, учить различать размеры колец и располагать их в определённой последовательности, в постепенно убывающем порядке, понимать слова «надень», «сними», «кольцо», и название цвета, а детей в возрасте около 2-х лет и называть их.(величина, форма, цвет).

Ход игры: Воспитатель даёт ребёнку пирамидку из 3-х колец одного цвета, резко контрастных по размеру. На глазах у детей собирает башенку, приговаривая: «Возьми самое большое кольцо (надевает его на стержень), а теперь возьми  кольцо поменьше, а теперь самое маленькое». Предлагает детям собирать башенку, помогая, если ребёнок затрудняется.

Д/и  «Большой – маленький»

Цель: учить сравнивать и группировать предметы по величине учить показывать и называть «большой», « маленький» предмет.

Ход игры: Берём кубики двух размеров одного цвета, по 3 больших и 3 маленьких. Сначала их произвольно перемешивают и предлагают ребёнку с одной стороны расположить большие, а с другой маленькие.  Попросить показать большой кубик и маленький, говорящим детям проговаривать слова « большой», « маленький». Тоже самое проделывают с любыми другими игрушками.

 Д/и «Катание с лотка цветных шариков»

Задачи: Научить детей сосредоточенно играть одной игрушкой 3-5 минут, выполнять действия, показанные воспитателем, понимать слова «покатай», «шарик», «положи»,  «корзиночка».

Ход игры: Воспитатель даёт ребёнку 5-6  шариков красного и синего цвета (можно дать сочетание двух других цветов – жёлтый - зелёный и т. п.). Ребёнку дают возможность поиграть шариками, как ему хочется. Через некоторое время воспитатель ставит на стол невысокий лоток и скатывает с него по очереди шарики, приговаривая: «Вот как катится шарик!». Затем предлагает малышу: «Покатай шарик! Ещё покатай шарик!».http://skazka-toys.ru/prodimg/val_076.jpg

    Если ребёнок умеет катать шарик, то в следующий раз вместо лотка дают две корзинки и воспитатель показывает, как можно перекладывать шарики из одной корзинки в другую и приговаривает: «Положу в корзинку шарик! Потом ещё положу шарик», затем предлагает и ребёнку так перекладывать. В конце дать кубик и попробовать его прокатить. «Кубик не катится!»

Понедельник – знакомство с игрой. 

Вторник – побуждать проговаривать слова «большой» , « маленький» шар

Среда –  учить проговаривать слова« покажи», «назови», «катится».

Четверг- закрепление цвета и называние цвета

Пятница – показать детям что кубик не катится.

 Д/и «Волшебный мешочек» Цель:  учить произносить звукоподражательные слова,  обогащение словаря,  (корова, собака, кошка, гусь, курочка) развитие тактильных ощущений.

Для игры следует подобрать игрушки, которые ребенок знает. Это могут быть резиновые игрушки из серии «домашние животные». или просто предметы, с которыми малыш играет: мячики, кубики. Складываем все игрушки, которые будут в игре, в плотный непрозрачный мешочек.

Ход игры: Предлагаем ребенку или детям, если есть компания, подходить по одному и опускать руку в волшебный мешочек, вытягивать  игрушку из мешочка.  Говорящий ребенок должен сказать  кто это, или произнести звукоподражательное слово. Обязательно похвалите ребенка за правильный ответ! И не журите, если малыш не угадает игрушку.

 «Волшебный кубик» Цель:  учить произносить  звукоподражательные слова.,  обогащение словаря ( самолет, машина, грузовик)

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани по теме «транспорт»

Правила игры. Ребёнок должен показать на грани куба предмет и назвать его.

Ход.

Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубикаhttps://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=1eba4890e97c9511ecf14beda048b4b8-l&n=13

Д/и «Разноцветные бусы» Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету, учить называть и показывать цвет.

Д/и «Положи  на место» Цель: ориентировка в окружающем, расширение словаря.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку убрать на место игрушки. Он говорит: «Что это? (машина). Где должна стоять машина? (на полке). Поставь машину на полку». Или: «Что это? (кукла). Где должна сидеть кукла? (на стуле). Посади куклу на стул » и т.п. После этого воспитатель подчеркивает, что в группе порядок, все игрушки находятся на своих местах.

   Таким образом  разговаривайте, комментируйте свои действия, побуждайте детей повторять слова по образцу. Накапливаемый словарный запас послужит в дальнейшем  для формирования фразовой речи ребенка.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0b616eeb4a4fe3291c99e2ea0e4036a8-l&n=13

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Рябинка»

Консультация для родителей

«Активизация речевого развития детей раннего возраста в играх с сенсорным материалом»

                                                    Составила воспитатель:

                                                              Усманова Е.С.

2014 г. г. Саров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты

«Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, опережая в онтогенезе возникновение игр»...

Консультация для родителей: «Речевое развитие детей раннего возраста».

Консультация для родителей: «Речевое развитие детей раннего возраста»....

Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игре с сенсорными материалами: знакомим с цветом, формой, размером.

Ранний возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Поэтом...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игре с сенсорными материалами: знакомим с цветом, формой, размером.

Ранний возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Поэтом...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игре с сенсорными материалами: знакомим с цветом, формой, размером.

Ранний возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Поэтом...