Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игре с сенсорными материалами: знакомим с цветом, формой, размером.
консультация по логопедии

Письменко Инна Юрьевна

Ранний возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranniy_vozrast_harakterizuetsya_ryadom_novoobrazovaniy.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игре с сенсорными материалами: знакомим с цветом, формой, размером.

Ранний возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего возраста. Вот почему  важно, развивать мелкую моторику рук  в раннем возрасте. У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Для того чтобы добиться положительных результатов в совместной деятельности с детьми необходимо использовать разнообразные формы работы. Самые любимые детские игрушки — это вещи, которые совсем не предназначены для игр. Этот интерес к самым обычным предметам можно обернуть в пользу малыша. Зачастую оказывается, что игрушки интересуют ребенка гораздо меньше, чем реальные бытовые вещи. Малыши могут бесконечно перекладывать пуговицы, катать клубочки шерстяных ниток, открывать и закрывать банки, коробочки и шкатулки. Маленького исследователя нельзя лишать радости освоения пространства и накопления нового сенсорного, чувственного опыта, поэтому призываем включать в развивающие игры с малышами самые разнообразные предметы и материалы. Известно, что жизнь ребенка в детском саду должна быть обогащена предметной средой. Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Взрослые окружающие ребенка, должны создавать условия для того, чтобы эти природные способности в достаточной мере и своевременно развивались в них и на их основе помочь накопить ребенку представление о цвете, форме, величине предметов и др, что является основной задачей сенсорного воспитания. Хочется подчеркнуть, что все игры и упражнения, которые направлены на развитие мелкой  моторики должны учитывать  индивидуальное развитие и особенности  каждого ребенка - его настроение, желание и возможности. Особое внимание следует обратить  на регулярность проведения игр и  упражнений.

Чтобы помочь малышу развить пальчики, мы педагоги пробуем внедрять в свою работу как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы для развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много.

Комплектация: игры -вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры, нанизывающие игры, игры из нетрадиционного материала (панно для застегивания пуговиц, игры с прищепками, игры с пробками и т. д.). Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими. В течение года содержание предметно-развивающей среды меняется и дополняется, цели и задачи игр усложняются. 

Игры с комбинированными и динамическими игрушками  проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

Даже в 8–9 месяцев детки легко справятся с этой задачей. После года усложните упражнение, чтобы ребёнок запомнил размер, а не только порядок нанизывания красного, жёлтого или синего колечка. Понадобится пирамидка с кольцами одного цвета.

В последнее время русская матрёшка стала модным сувениром. Мы совсем забыли, что матрёшка – не только украшение или сувенир, но что она – прежде всего игрушка для детей. При чём очень полезная игрушка. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по цвету и объёму. Всё это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.
В какие же игры можно играть с матрешкой?

Игра 1. “Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!"
Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы сравниваете две матрешки между собой.

Игра 2. Матрешки покупают платочки.

Возьмите три матрешки разного размера – большую, среднюю и маленькую. Скажите, что матрешки пошли в магазин за новыми красивыми платочками. Предложите ребенку выбрать платочек для каждой матрешки. Здесь может быть два варианта заданий для ребенка. Можно выбирать платочек по размеру (для большой матрешки – большой платочек, для средней – средний, для маленькой – маленький), а можно по цвету. Например, если у матрешки синий фартучек – то ей подойдет синий платочек, для матрешки в красном фартучке – красный.

Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют сенсорному развитию. Как играть с прищепками?

Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных. Это может быть лиса или крокодил, гусь или аист.

Игры со шнуровками. Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

Игра с пазлами. Пазлы с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! В эту игру играют и малыши, и дети старшего дошкольного возраста, и взрослые.

Это отличная развивающая игрушка и хороший способ провести время вместе с ребенком. Какими должны быть самые первые пазлы? Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой вашего малыша. Как только ребенок научится собирать пазлы из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазлы из 24 элементов.

Игра в пазлы влияет на развитие малыша:

  • развивает мелкую моторику рук и координацию движений;
  • развивает логику;

Игры с мозаикой.

Мозаика  для детей должна соответствовать определенным требованиям: быть безопасной (без мелких и хрупких деталей) и удобной для ребенка, с  яркими и привлекательными деталями.

Самая простая, доступная мозаика – крупная мозаика, детали которой представляют собой шестигранники, напоминающие соты, а игровое поле – пластина без отверстий. Детали мозаики просто накладываются сверху на выпуклые формы игрового поля. Такое крепление более всего соответствует  имеющемуся  у ребенка уровню развития  моторной ловкости пальцев и зрительной  координации

Игры с мозаикой развивают :

• логическое и абстрактное мышление;

пространственную ориентировка

• мелкую моторику;

• знакомство с цветами и формами;

Игры с крышками от пластиковых бутылок.

Какие игры можно придумать с крышками от пластиковых бутылок и баночек? На самом деле очень много, главное — собрать свою коллекцию крышек разных цветов и размеров и внимательно на них посмотреть. Крышки обладают несколькими полезными свойствами, которые делают их универсальными игрушками:

  • имеют простую форму;
  • имеют от одного до трех изменяемых признаков: цвет и размер — очевидные, и еще один — материал, из которого изготовлены
  • Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.
  • В такие игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. С маленькими детьми играет воспитатель, а дети постарше могут играть самостоятельно.

Игры с пуговицами.

Обычно коробку с пуговицами можно найти в любом доме.

Пуговицы — отличный материал для развития мелкой моторики

малыша. Малыши любят разбирать пуговицы, рассматривать узоры

на них, сравнивать по величине и цвету, подбирать одинаковые

пуговицы. Этот интерес надо использовать на занятиях по разви-

тию мелкой моторики. Сначала предлагайте малышу для исследо-

вания и игры крупные пуговицы самого большого диаметра, со

временем можно будет давать средние и даже маленькие пуговки.

«Сенсорный куб»

Сенсорный куб — это уникальное сочетание элементов для развития мелкой моторики рук, сенсорных способностей, тактильных ощущений и зрительной стимуляции детей раннего дошкольного возраста. 

Играя с сенсорным кубом дети упражняются :

- в умении выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : величине, форме, цвету.

- ориентироваться в пространстве, различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади

Надеюсь, мы смогли Вас убедить в значимости развития мелкой моторики и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать пальчики рук. Ведь систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Полученные навыки, в дальнейшем помогут детям правильно и твердо держать карандаш или  ручку, поспособствуют самостоятельно застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, создавать  предметы из различных мелких деталей конструктора, лепить из глины, теста и пластилина, рисовать и вырезать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Материалы по самообразованиюАлинагиевой Элеоноры Эльмановны,воспитателя первой младшей группы «Теремок»Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды д...

Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через игры»

Век технического прогресса и раннего освоения детьми телефонов, планшетов, компьютеров регрессирует другие стороны детского развития. В первую очередь страдает речь. Уже установлена взаимосвязь между ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Статья из опыта работы «Игры с природными материалами» как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Дети в большинстве своем очень любознательны и активно ин­тересуются окружающим миром, природой вокруг. При этом вос­принимают занятия с природными материалами не как обучение, а как веселую и...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игре с сенсорными материалами: знакомим с цветом, формой, размером.

Ранний возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Поэтом...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игре с сенсорными материалами: знакомим с цветом, формой, размером.

Ранний возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Поэтом...