занятие по развитию речи в подготовительной группе "В гостях у Непогодушки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Домникова Евгения Васильевна

Детей с дошкольного возраста нужно обучать мастерски владеть родным языком.Любить, чувствовать и понимать красоту народной речи. Видеть и восприниматькрасоту окружающей природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nepogodushka.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №3»

Новоусманский район

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

 «В гостях у Непогодушки»

                                                                                      Разработала воспитатель

                                                                                                            Домникова Евгения Васильевна.

                                                                         с.Новая Усмань

                                                                             2017г

Цель. Повторить признаки зимы, установить взаимосвязь в природе.

Задачи. Упражнять в различении деревьев и кустарников по веткам и листьям.

  • Учить детей определять птиц по их отличительным признакам, называть их.
  • Уточнять представление о том как образуется снег, лёд, закрепить свойство льда и снега.
  • Развивать правильную, связную речь, подбирать эпитеты, метафоры, сравнения образные выражения описывая природные явления.
  • Развивать эстетическое восприятие природы, умение видеть и воспринимать красоту природы.

Материал: конверты с заданием, подносы со снегом и льдом, ключ, листья дуба, берёзы, тополя, рябины, клёна, слайды.

Ход занятия.  Дети заходят в зал, играет музыка.

- Ребята, что вы представляете под эту музыку? (Ветер дует, вьюга, метель завывает, пурга, зима).

Да, вы правильно описали восприятие музыки. Сегодня мы поговорим о зиме, о её месяцах. Сколько месяцев у зимы? А сейчас идёт, который месяц?

Стук в дверь. За дверью нахожу конверт с письмом.

Ребята, к нам пришло от кого-то письмо. Читаем письмо.

«Ребята, красавица Весна находится в темнице, под замком последнего месяца Зимы, злого, лютого Февраля. Чтобы получить ключ от замка и освободить красавицу Весну, нужно пройти длинный путь по снежной стране, и выполнить задания находящиеся в конвертах, которые будут вас ждать в пунктах назначения.  Определить свой путь вы сможете по карте».

Рассматриваем карту. Первая остановка» В гостях у Непогодушки»

Первая остановка «В гостях у непогодушки» Название, какое странное. А вот картина, которая подскажет нам, почему так называется остановка.

1 слайд (Картина с изображением зимней, вьюжной погоды).

Как бы вы назвали эту картину? Что вы видите на этой картине? (Идёт снег, сильный ветер, вьётся вихрь).

Как можно сказать, когда идёт снег с сильным ветром? (Снежный буран, пурга, вьюга).

Как вы думаете, какой месяц здесь хозяйничает?

Да, февраль славится вьюгами да метелями. Почему зимой идёт снег, а не дождь? Давайте вспомним, откуда берётся снег.

Правильно, из морей, океанов и рек постоянно испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землёй. Там на высоте из пара образуется туча. Ветер уносит тучу далеко от того места где испарилась вода. А так как высоко над землёй и летом и зимой всегда холодно, пар замерзает и превращается в крохотные ледяные кристаллики, потом кристаллики соединяются в красивые шестиугольные снежинки. Срываясь с тучи, снежинки кружась, медленно опускаются на землю. Начинается снегопад.

Ребята, а почему говорят, что декабрь завершает год, а начинает зиму? (Декабрь самый последний месяц в году. 31 Декабря, в 12 часов ночи, заканчивается старый и начинается Новый год. Декабрь первый месяц зимы).

Следующая остановка «Снег и лёд». Вот и задание в конверте. Нужно рассмотреть, потрогать, сравнить снег и лёд, лежащих на подносах.

Отгадайте загадку.

Чист и ясен как алмаз

Дорог не бывает

Он от  матери рождён

Сам её рождает.

Скатерть бела, весь свет одела.

Весной умирает, а осенью оживает.

А вы, какие загадки знаете про снег и лёд?

- А как можно сказать про снег, какой он бывает в ясную морозную погоду? (Хрустящий, кристальный, блестящий, холодный, серебристый, искристый, лёгкий, пушистый).

- А в оттепель, в пасмурную погоду?  (Липкий, мокрый, мягкий, податливый, рыхлый, грязный, тяжёлый).

- А после оттепели, когда снова мороз ударит?  (Твёрдый, колкий, ледяной, скользкий, кристальный).

- Идёт снег – скажи по-другому. (Падает, кружится, вьётся, летит).

А что можно сказать про лёд? Какой он?  (Прозрачный, тонкий, хрупкий, крепкий, скользкий, блестящий, голубой).

- Ребята, из чего состоит снег и лёд? Что у них общего?

Послушайте загадку.

Сама вода и по воде плаваю.

Молодцы ребята, вы много рассказали о снеге и льде. И прежде чем отправиться к следующему пункту, немножко отдохнём. Представьте себе, что вы снежинки, кружитесь над землёй и постепенно плавно опускаетесь на землю. Снежинки все разные, у каждой свой танец.

(Дети под музыку изображают снежинок).

Ориентируясь по карте, идём дальше. Остановка  «Вечный лес».

2 слайд (Лес).

Задание в конверте:  какие деревья вы знаете?

3 слайд (Ель, сосна).

 Как называют это дерево? А это?  (Ель и сосна).

Что это за деревья? Чем они отличаются от других?

- Да, у этих деревьев иголки вместо листьев – хвоя, и поэтому их называют хвойными. Эти  деревья живут очень долго от 300 до 500 лет. Поэтому их называют вечными. Хвоя опадает, но частично, в течении всего года, заменяясь новыми хвоинками.

4 слайд(Дуб, клён, берёза, тополь, рябина).

- А этот листок, от какого дерева? (Дуб). Легко определить дуб по его плодам – желудям.

- А это что за дерево с мелкими резными листочками?  (Рябина).

- А это, с какого дерева листок? (Клён)  На что он похож?   (На ладонь человека).

Показываю листья берёзы и тополя.  Дети называют деревья.

- Деревья у которых есть листья, их называют как?  Как называется лес с лиственными деревьями? (Лиственный лес).

5 слайд (Лиственный лес).

- А лес где растут хвойные деревья?  (Еловый лес, сосновый лес, хвойный лес, сосновый бор).

6 слайд (Бор).

- Умирают ли лиственные деревья, зимой оставаясь без листьев? Как они живут зимой?

- Да можно сказать, что зимой деревья спят. А весной самый первый пробуждается клён. Ещё снег лежит в марте, а клён начинает цвести, потом появляются листочки из почек. А у дуба наоборот – позднее всех появляются листья.

- А кто ещё спит всю зиму? Какие стихи вы  знаете про зимний лес, зиму? Как зимой бывает в лесу?  ( Тихо. Снег лежит. Не слышно птиц ).

- Давайте, поиграем с вами в игру «Кто лишний?» 

7 слайд (Птицы)

Посмотрите, в холод, мороз сидят птицы. Какие птицы здесь лишние?  (Стриж, жаворонок, гусь, ласточка, журавль). Почему они лишние? Как называют этих птиц?

- Как называются птицы, оставшиеся на дереве? Назовите этих птиц. ( Голубь, воробей, синица, ворона). Как живут птицы зимой? Как вы им помогаете?

Задание выполнено. Отправляемся дальше. Что нам карта показывает? Впереди замок «Зимушка – зима».

8 слайд (Ледяной замок).

У замка стоят три месяца зимы. А вы кто такие? Что за сторожа?

Первый месяц: « Под моим снежным покрывалом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки, спит в берлоге медведь. Да как же им всем не спать? Ведь я это самые короткие дни  и самые длинные ночи. Узнали вы меня? А что ещё вы знаете про меня?

Второй месяц: «Я середина зимы. Морозы стоят лютые, снега у меня много. Поэтому под снегом спать тепло. В тёплых шубах тоже хорошо. А вот птичкам в лесу холодно. И птички летят ближе к жилью человека. Дети, вывешивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм. А что вы знаете обо мне?

Третий месяц: « Я злой, холодный, ветреный, голодный – не хочется уступать свои права. Я последний месяц зимы. Метель бушует часто целыми сутками. Иногда выглянет солнце и сразу же всё оживает. Блестит снег, больно на него смотреть. Не зря меня называют, Боко греем. Уже подавали голоса птички. Весна наступает мне на пятки. Узнали меня?

Дети рассказывают всё, что знают о зимних месяцах.

Выходит Зима: «Молодцы ребята, много знаете обо мне. А что вам нравится в зиме?  (Дети перечисляют, что им нравится в зимнее время. Предлагаю ребятам прочитать стихотворения о зиме ). Зима отдаёт ключ.

- Спасибо Зима за ключ. Все ждут Весну с нетерпением, и люди, и птицы, и звери и даже лес. Зовите Весну!

Весна приди,

Волной пройди,

На всём зимнем,

На лёд – ливнем,

На снег – водой,

На всю зиму теплом!

Иди Весна, иди красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай

В наш край!

Уж ты, птичка, ты залётная,

Ты слетай на сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни Зиму, отомкни Весну.

Открывается окно замка.

Весна: «Спасибо ребята, что вы меня разбудили. Но не бывать марту, если не прошёл февраль. Я к вам очень скоро приду.

Ну, вот и всё ребята. Вы освободили Весну и весна придёт к нам в своё время, а чтобы она не сомневалась в том, что мы её ждём, давайте поведём с ней хоровод.

Хоровод «Весну звали».

До встречи Весна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной группе "В гостях у Федоры (по сказке

Занятие по формированию и  развитию: -лексико -грамматических категорий, -обобщающих понятий по теме: "Посуда", развитию связной речи с использованием   мнемотаблиц., - умению ориен...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе "В гостях у сказки"

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыду...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у сказки».

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие....

Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему "В гостях у сказки "Золушка".

Проблема приобщения детей к книге, к чтению в последнее время очень остра и стала носить глобальный характер.К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «В гостях у сказки».

Программное содержание:-расширить знание детей о сказках;- активизировать детское чтение;- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе "В гостях у сказки"

Закрепить в памяти детей знакомые сказки,развивать логическое мышление....

занятие по развитию речи в подготовительной группе "В гостях у лесовичка"

Цель: обобщить знания детей об изменениях в природе поздней осенью и подготовке диких животных к зиме. Задачи: Образовательные 1. Закрепить умение отгадывать загадки; 2. Закрепить знания о гласны...