Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов
картотека по развитию речи по теме

Зайцева Ольга

Игры и творческие задания для обучения дошкольников составлению рифмованных текстов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

Название игры, цель

Содержание и методические рекомендации

«О ком? О чем?»

Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте.

Воспитатель читает небольшое стихотворение и предлагает детям ответить на вопросы:

  1. О каком объекте идет речь?
  2. Какими признаками наделен объект?
  3. Какие действия он совершал?
  4. Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

«Доскажи словечко»

Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. 
Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос. 
Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму.

«Склад-несклад»

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала). 
Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. 
Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

«Чистоговорки»

Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. 
ПР: Са - са – са - прилетела в сад оса. Ас- ас-ас – у нас дома ананас. Со-со-со – у Алеши колесо. 
Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

«Сочини дальше»

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. 
ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень». 
Игровой мотив: соревнование команд.

«Исправь меня»

Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу. 
Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.

«Сочиним стишок и его запишем»

Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами.

Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. 
Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. 
С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т.д.

«Дразнилка» Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.). 
Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов

Обучение  дошкольников составлению рифмованных текстов   Мансурова Ю.С.Воспитатель старшей группы № 8 «Карандаши»Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование ...

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели.

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели. ...

Формирование словаря у детей дошкольного возраста через составление рифмованного текста

Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов ...

Буклет для родителей "Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов"

Развитая связная речь - одно из условий успешного обучения ребенка в школе....

Обучение детей составлению рифмованных текстов-лимериков

Презентация с опорными схемами для составления лимериков по технологии ОТСМ ТРИЗ...

Образовательная ситуация "Составление рифмованных текстов"

Описание материала:Данная образовательная ситуация предназначена для детей  средней группы. Эта игра направлена на развитие речи и мыслительных операций. Материал будет полезен для педагогов дошк...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...