Буклет для родителей "Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов"
материал (подготовительная группа) на тему

Шашкина Анна Алексеевна

Развитая связная речь - одно из условий успешного обучения ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_rifmovannyh_tekstah_-_kopiya.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

                       МБ ДОУ «Детский № 17»

     компенсирующего вида

Игры и творческие задания

для составления рифмованных текстов

ГРУППА №8

Воспитатели: Шашкина А.А.

Тихонова Н.С.

Развитая связная речь – одно из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе.

Поэтому появилась проблема – как создать условия для успешного освоения детьми пассивного словаря в словотворчестве.

Для ее решения необходимо найти адекватные дидактические средства.

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

      Игра  «О ком? О чем?» 

Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте.

Играем с мамой , папой, братом, сестрой.

Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:

  • О каком объекте идет речь?
  • Какими признаками наделен объект?
  • Какие действия он совершал?
  • Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса

Игра «Доскажи словечко» 

Учить ребенка  подбирать рифмующиеся слова.

Взрослый читает стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должен назвать ребенок.

Игровой мотив: у взрослого то появляется, то пропадает голос.

Вариант игры: взрослый читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму

Игра «Склад-несклад» (рогатая - бодатая, жевала - глотала).

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала).

Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом.

Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

«Чистоговорки» 

Учить ребенка подбирать рифму к звукосочетанию.

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним.

Са - са - са - прилетела в сад оса.

Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща.

Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

Игра «Сочини дальше» 

Учить ребенка подбирать рифму к заданному слову.

Взрослый  дает одну строчку стихотворного текста, а ребенок сочиняют дальше.

«В море плавает тюлень..».

Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».

Игровой мотив: соревнование.

Или «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».

Усложнение: взрослый раздает предметные картинки. Ребенок  должен составить двустишье про изображенный на картинке объект.

Игра «Исправь меня» 

Учить ребенка согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Взрослый  произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов.

Ребенок  исправляет  и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Игровой мотив: исправления ошибок взрослого.

«Сочиним стишок и его запишем» 

Учить составлять рифмованный текст и записывать его схемами.

Ребенок  составляет рифмованный текст и записывают его схемами.

Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.

С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи.

При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т.д.

«Дразнилка» Учить подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

Взрослый  предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира.

Ребенок  преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.).

Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).

Работа с двустишьями

Читаются пары слов в рифму и предлагается по заданной рифме придумать двустишье.

Кастрюля – пилюля, ворона – корона, врач – грач и т.д.

В нашу новую кастрюлю

Уронили мы пилюлю.

На дубу сидит ворона,

На носу висит корона.

Буриме

Придумать стихотворение по парам рифм, так, чтобы сохранился смысл.

Огурец – молодец, лучок – жучок.

На грядке вырос огурец –

Он зеленый молодец.

Плохо выглядит лучок:

Ведь ползет по нему жучок.

      В игре используем сказку,

     игровые и силовые упражнения

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов

Обучение  дошкольников составлению рифмованных текстов   Мансурова Ю.С.Воспитатель старшей группы № 8 «Карандаши»Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование ...

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели.

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели. ...

Формирование словаря у детей дошкольного возраста через составление рифмованного текста

Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов ...

Обучение детей составлению рифмованных текстов-лимериков

Презентация с опорными схемами для составления лимериков по технологии ОТСМ ТРИЗ...

Образовательная ситуация "Составление рифмованных текстов"

Описание материала:Данная образовательная ситуация предназначена для детей  средней группы. Эта игра направлена на развитие речи и мыслительных операций. Материал будет полезен для педагогов дошк...

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

Игры и творческие задания для обучения дошкольников составлению рифмованных текстов...

Буклет «Бабушка Рифмушка» (Пособие для составления рифмованного текста)

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по созданию рифмованных текстов на основе лимерик....