Буклет для родителей "Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов"
материал (подготовительная группа) на тему
Развитая связная речь - одно из условий успешного обучения ребенка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_o_rifmovannyh_tekstah_-_kopiya.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ «Детский № 17»
компенсирующего вида
Игры и творческие задания
для составления рифмованных текстов
ГРУППА №8
Воспитатели: Шашкина А.А.
Тихонова Н.С.
Развитая связная речь – одно из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе.
Поэтому появилась проблема – как создать условия для успешного освоения детьми пассивного словаря в словотворчестве.
Для ее решения необходимо найти адекватные дидактические средства.
Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов
Игра «О ком? О чем?»
Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте.
Играем с мамой , папой, братом, сестрой.
Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:
- О каком объекте идет речь?
- Какими признаками наделен объект?
- Какие действия он совершал?
- Какой вывод сделал автор?
Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса
Игра «Доскажи словечко»
Учить ребенка подбирать рифмующиеся слова.
Взрослый читает стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должен назвать ребенок.
Игровой мотив: у взрослого то появляется, то пропадает голос.
Вариант игры: взрослый читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму
Игра «Склад-несклад» (рогатая - бодатая, жевала - глотала).
Учить детей подбирать рифму к заданному слову.
Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала).
Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом.
Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.
«Чистоговорки»
Учить ребенка подбирать рифму к звукосочетанию.
Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним.
Са - са - са - прилетела в сад оса.
Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща.
Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.
Игра «Сочини дальше»
Учить ребенка подбирать рифму к заданному слову.
Взрослый дает одну строчку стихотворного текста, а ребенок сочиняют дальше.
«В море плавает тюлень..».
Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».
Игровой мотив: соревнование.
Или «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».
Усложнение: взрослый раздает предметные картинки. Ребенок должен составить двустишье про изображенный на картинке объект.
Игра «Исправь меня»
Учить ребенка согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.
Взрослый произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов.
Ребенок исправляет и правильно произносят заданное предложение, фразу.
Игровой мотив: исправления ошибок взрослого.
«Сочиним стишок и его запишем»
Учить составлять рифмованный текст и записывать его схемами.
Ребенок составляет рифмованный текст и записывают его схемами.
Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.
С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи.
При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т.д.
«Дразнилка» Учить подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.
Взрослый предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира.
Ребенок преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.).
Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).
Работа с двустишьями
Читаются пары слов в рифму и предлагается по заданной рифме придумать двустишье.
Кастрюля – пилюля, ворона – корона, врач – грач и т.д.
В нашу новую кастрюлю
Уронили мы пилюлю.
На дубу сидит ворона,
На носу висит корона.
Буриме
Придумать стихотворение по парам рифм, так, чтобы сохранился смысл.
Огурец – молодец, лучок – жучок.
На грядке вырос огурец –
Он зеленый молодец.
Плохо выглядит лучок:
Ведь ползет по нему жучок.
В игре используем сказку,
игровые и силовые упражнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов
Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов Мансурова Ю.С.Воспитатель старшей группы № 8 «Карандаши»Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование ...
КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели.
КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели. ...
Формирование словаря у детей дошкольного возраста через составление рифмованного текста
Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов ...
Обучение детей составлению рифмованных текстов-лимериков
Презентация с опорными схемами для составления лимериков по технологии ОТСМ ТРИЗ...
Образовательная ситуация "Составление рифмованных текстов"
Описание материала:Данная образовательная ситуация предназначена для детей средней группы. Эта игра направлена на развитие речи и мыслительных операций. Материал будет полезен для педагогов дошк...
Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов
Игры и творческие задания для обучения дошкольников составлению рифмованных текстов...
Буклет «Бабушка Рифмушка» (Пособие для составления рифмованного текста)
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по созданию рифмованных текстов на основе лимерик....