мастер-класс для педагога "Приемы работы со сказкой"
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей «Приемы работы со сказкой»
Мастер-класс для воспитателей «Приемы работы со сказкой»
Цель мастер-класса:
Обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве.
Задачи:
1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
2. Показать методы и приёмы работы со сказкой.
3. Совершенствовать умение педагогов рефлексировать.
Результат мастер-класса: коллективная авторская сказка.
Используемое оборудование:
Компьютер и проектор
Эпиграф: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь»(слова из китайской пословицы)
План проведения:
1 Представление собственной системы работы и отдельных её элементов (теоретическая часть)
2 Прямой комментированный показ в действии методов и приёмов (презентационная часть)
3 Контактное практическое обучение использованного педагогического опыта (практическая часть)
Ход проведения
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о некоторых приемах работы со сказкой.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем.
Для того, чтобы ребенок сказку лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Приемы, которые я использую в своей работе:
1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, поведение героев.
Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?", "Кто из героев больше всего понравился и почему?", "Почему герой совершил те или иные поступки?", "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?".
2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенкурассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих всказке. Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги".
3. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки.
4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.
5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели.
6. Игра– драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели.
Сейчас я продемонстрирую вам некоторые задания работы со сказкой, один из них это:
1. Викторина «Знаете ли вы сказки»
«Узнай сказку по её отрывку»: Сейчас я прочитаю отрывок, а вы отгадаете название сказки.
1. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, простившись с зелёной кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
2. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка.
А теперь еще один прием:
Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке:
1. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…»
Следующий прием это:
«Дополни имя» У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.
Кощей-, Мальчик - …., Елена -…., Василиса-…., Братец - …., Иван-…., Сестрица - …., Крошечка - ….
Еще один прием:
Следующее задание «Сочини новое окончание сказки».
Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:
1. К сказке «Лиса и журавль»
2. К сказке «Три медведя»
Задание «Отгадай настроение сказочных героев»
Вам предлагаются схематические изображения эмоций: радость, грусть, обида, удивление, злость, страх) Вам нужно назвать героя сказки по музыкальному сопровождению и затем отгадать настроение этого героя.
1.Красная шапочка-радость
2.Буратино-радость
3.Водяной-обида
4.Кот Базилио-злость
5.Золушка-грусть
6.Волк-страх.
Итог: Вот мы с вами познакомились с некоторыми методами и приемами, которые я использую при работе с детьми. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться?
Релаксационная игра «Возьмемся за руки»
Уважаемые коллеги! Сказка учит нас добру и любви к ближнему.
Давайте закроем глаза,возьмемся за руки и почувствуем тепло наших сердец, а теперь Откройте глаза.и Пошлите друг другу добрые мысли.
• Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развивитие творческого мышления. Работаем по сказке"
представлен конспект мастер-класса...
Ярмарка педагогических идей. Мастер – класс по оригами «В гостях у сказки»: «Волшебный квадратик». Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".
Мастер- класс по оригами РМО....
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер класс с родителями по работе с математическими планшетами по сказке "Три медведя"
Мастер класс по работе с математическими планшетами. Развитие математических представлений....
Из опыта работы. Мастер-класс как эффективная форма работы с педагогами и родителями
Распространение инновационного педагогического опыта...
Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)
Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)...
Презентация из опыта работы на городском мастер-классе на тему "Показ работ победителей городского конкурса «Я – исследователь"
протокол заседания мастер-класса...
- Мне нравится (1)