Составление рассказа по картине И.И Шишкина "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Симонова Екатерина Васильевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия17.68 КБ

Предварительный просмотр:

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА 
ПО КАРТИНЕ 
И. И. ШИШКИНА 
«ЗИМА»

Образовательные задачи:

Обогащение знаний детей о зиме и зимних явлениях в природе.

Формирование навыка рассказывания по пейзажной картине целостного представления об изображённом на ней.

Закрепление знаний о структуре связного рассказывания «Начало», «Середина» и «Конец»

Развивающие задачи:

Расширение, уточнение словаря по теме «Зима».

Развитие творческого воображения.

Образование однокоренных слов или прилагательных, обозначающих качество предметов, объектов.

Воспитательные задачи:

Добиться возникновения эмоционального отклика на изображённое на картине.

Воспитание инициативности, самостоятельности при восприятии картины и составлении рассказа по ней.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, какие предметы лежат у меня на столе?

Дети:               Ручка, блокнот, микрофон.

Воспитатель:  Как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы?

Дети:               Журналисту.

Воспитатель:   Где работают журналисты?

Дети:                На телевидение, радио, в редакциях журналов, газет.

Воспитатель:   Какие должны быть журналисты?

Дети:                Умные, честные, правдивые, смелые, отважные, грамотные.

Воспитатель:   А что делают журналисты?

Дети:                Пишут статьи, ведут репортажи.

Воспитатель:   Ребята, предлагаю вам отправиться в картинную галерею. А что же такое картинная галерея? ( ответы детей). Это место, где размещены картины разных или одного художника)

                         Давайте вспомним, как нужно себя вести в общественных местах. (ответы детей). Правильно, нельзя громко разговаривать, не мусорить.

Звучит музыка А.Вивальди «Зима».

Воспитатель:           А сейчас Ваня прочитает вам стихотворение Ф.И.Тютчева

Чародейкою – Зимою
Околдован лес стоит - 
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован
Ни мертвец и не живой.
Сном волшебным очарован
Весь окутан, весь окован
Мягкой цепью пуховой.

Воспитатель:           Ну вот мы с вами попали в картинную галерею.

Здесь находятся картины известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Всю жизнь он изучал русский лес, деревья, чащу.

А что же изображено на этих картинах?

Дети:                         Природа, лес.

Воспитатель:            Как вы думаете, а картины, на которых изображена природа, как называются?

Дети:                          Пейзажем.

Воспитатель:             Правильно. А какие времена года изображены?

Дети:                           Весна, осень, лето, зима.

Воспитатель:              Правильно. Сейчас я вам прочитаю стихотворение  и вы встанете около той картины, о которой говорит автор.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белой,

А в санях сидит царица,

Белокожа, белолица.

Как махнула рукавом-

Всё покрыла серебром!

Кто это?

Дети:                           Зима!

Воспитатель:              А какая тройка у зимы? (ответы детей)

                                     Правильно, это зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.

Воспитатель:               Давайте помолчим, полюбуемся ещё этой картиной.

Воспитатель:                     Ребята, а вы знаете, что в любой галереи есть экскурсовод, который рассказывает о картинах. Давайте сначала я буду экскурсоводом, а потом и вы попробуете.

Послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине.

«Эту картину написал великий русский художник Шишкин. Называется она «Зима».

Мы видим уголок дремучего, великого леса.

Зимой лес спит, он пустынен и тих. Тяжёлым, белым покрывалом укрыта земля.

Нигде не видно следов, лишь одна замёрзшая птица сидит на ветке могучей ели.

На огромных еловых лапах неподвижно лежит снег. Зимний лес, он красив и величав.

И кажется, если прислушаться, то можно услышать, как шепотом говорят деревья. Тише, тише, не потревожьте сон природы.»

Вам понравился мой рассказ?

В начале, я сказала, кто написал картину, и как она называется (Название картины вы можете придумать сами).

А сейчас мы немного отдохнём. (Физкультминутка)

Раз, два, три, четыре.
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим, 
Два – поймаем, 
Три – уроним и сломаем.

Воспитатель:                    А теперь и вы попробуйте поработать экскурсоводом  и рассказать об этой картине.

( рассказ 2-3 детей)

Посмотрите, сколько интересных рассказов мы придумали. Чей рассказ вам понравился больше всего? Почему?

А сейчас я хочу предложить вам немного поиграть. (Дети встают в круг).

Игра называется «Какой лес».

На картине Шишкина изображён ельник – лес из елей. А как называется лес из осин – осиновых лес – осинник. Лес из ольхи – ольховый лес – ольховник. Лес из берёз – берёзовая роща – березняк. Лес из дубов, дубовая роща – дубрава. Лес из сосен – сосновый бор, сосняк.

Вы, наверное, заметили, что я записывала ваши рассказы. Я предлагаю составить книжку из этих рассказов. Вы нарисуете иллюстрации к этой книге? Согласны? (Книгу подарим малышам).

Сегодня же и начнём! Вы порадовали меня и гостей замечательными рассказами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

   Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...