Составление рассказа по картине И.И Шишкина "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА
ПО КАРТИНЕ
И. И. ШИШКИНА
«ЗИМА»
Образовательные задачи:
Обогащение знаний детей о зиме и зимних явлениях в природе.
Формирование навыка рассказывания по пейзажной картине целостного представления об изображённом на ней.
Закрепление знаний о структуре связного рассказывания «Начало», «Середина» и «Конец»
Развивающие задачи:
Расширение, уточнение словаря по теме «Зима».
Развитие творческого воображения.
Образование однокоренных слов или прилагательных, обозначающих качество предметов, объектов.
Воспитательные задачи:
Добиться возникновения эмоционального отклика на изображённое на картине.
Воспитание инициативности, самостоятельности при восприятии картины и составлении рассказа по ней.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие предметы лежат у меня на столе?
Дети: Ручка, блокнот, микрофон.
Воспитатель: Как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы?
Дети: Журналисту.
Воспитатель: Где работают журналисты?
Дети: На телевидение, радио, в редакциях журналов, газет.
Воспитатель: Какие должны быть журналисты?
Дети: Умные, честные, правдивые, смелые, отважные, грамотные.
Воспитатель: А что делают журналисты?
Дети: Пишут статьи, ведут репортажи.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться в картинную галерею. А что же такое картинная галерея? ( ответы детей). Это место, где размещены картины разных или одного художника)
Давайте вспомним, как нужно себя вести в общественных местах. (ответы детей). Правильно, нельзя громко разговаривать, не мусорить.
Звучит музыка А.Вивальди «Зима».
Воспитатель: А сейчас Ваня прочитает вам стихотворение Ф.И.Тютчева
Чародейкою – Зимою
Околдован лес стоит -
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован
Ни мертвец и не живой.
Сном волшебным очарован
Весь окутан, весь окован
Мягкой цепью пуховой.
Воспитатель: Ну вот мы с вами попали в картинную галерею.
Здесь находятся картины известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Всю жизнь он изучал русский лес, деревья, чащу.
А что же изображено на этих картинах?
Дети: Природа, лес.
Воспитатель: Как вы думаете, а картины, на которых изображена природа, как называются?
Дети: Пейзажем.
Воспитатель: Правильно. А какие времена года изображены?
Дети: Весна, осень, лето, зима.
Воспитатель: Правильно. Сейчас я вам прочитаю стихотворение и вы встанете около той картины, о которой говорит автор.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белой,
А в санях сидит царица,
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом-
Всё покрыла серебром!
Кто это?
Дети: Зима!
Воспитатель: А какая тройка у зимы? (ответы детей)
Правильно, это зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: Давайте помолчим, полюбуемся ещё этой картиной.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в любой галереи есть экскурсовод, который рассказывает о картинах. Давайте сначала я буду экскурсоводом, а потом и вы попробуете.
Послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине.
«Эту картину написал великий русский художник Шишкин. Называется она «Зима».
Мы видим уголок дремучего, великого леса.
Зимой лес спит, он пустынен и тих. Тяжёлым, белым покрывалом укрыта земля.
Нигде не видно следов, лишь одна замёрзшая птица сидит на ветке могучей ели.
На огромных еловых лапах неподвижно лежит снег. Зимний лес, он красив и величав.
И кажется, если прислушаться, то можно услышать, как шепотом говорят деревья. Тише, тише, не потревожьте сон природы.»
Вам понравился мой рассказ?
В начале, я сказала, кто написал картину, и как она называется (Название картины вы можете придумать сами).
А сейчас мы немного отдохнём. (Физкультминутка)
Раз, два, три, четыре.
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.
Воспитатель: А теперь и вы попробуйте поработать экскурсоводом и рассказать об этой картине.
( рассказ 2-3 детей)
Посмотрите, сколько интересных рассказов мы придумали. Чей рассказ вам понравился больше всего? Почему?
А сейчас я хочу предложить вам немного поиграть. (Дети встают в круг).
Игра называется «Какой лес».
На картине Шишкина изображён ельник – лес из елей. А как называется лес из осин – осиновых лес – осинник. Лес из ольхи – ольховый лес – ольховник. Лес из берёз – берёзовая роща – березняк. Лес из дубов, дубовая роща – дубрава. Лес из сосен – сосновый бор, сосняк.
Вы, наверное, заметили, что я записывала ваши рассказы. Я предлагаю составить книжку из этих рассказов. Вы нарисуете иллюстрации к этой книге? Согласны? (Книгу подарим малышам).
Сегодня же и начнём! Вы порадовали меня и гостей замечательными рассказами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»
Составление рассказа, развитие речи...
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.
Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...
Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»
Материал представляет собой конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи....
Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...