Методическая разработка: «Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство»
методическая разработка по развитию речи на тему
Методическая разработка:
«Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_raboty_s_detmi.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
«Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство»
Автор методической разработки:
Уколова Нелли Валерьевна - воспитатель старшей разновозрастной группы МБДОУ детский сад №3 с.Заветное Ростовской области.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно с этого возраста у человека сохраняются на всю жизнь самые первые, яркие, сильные впечатления и воспоминания. Но, кроме того, этот период является определяющим все дальнейшее развитие и психики, и характера, и личности ребенка. Поэтому является актуальной проблема разработки, апробации и внедрения новых, нетрадиционных форм и методов работы с детьми, чтобы избежать уже достаточно надоевшей и детям, и воспитателям традиционной формы - занятия.
Исходя из этого, в качестве нетрадиционной формы работы с детьми по развитию связной речи результативно использовать книгоиздательство. Данная форма работы подразумевает под собой два связанных направления: книгосочинительство и собственно книгоиздательство, т.е. изготовление книг.
По мнению исследователей детской речи (А.Н.Гвоздева, К.И.Чуковского, С.Н. Цейтлин и др.) сам процесс освоения речи детьми протекает по законам творчества. В теории современной дошкольной педагогики доказана способность детей к сочинению сказок (Л.М. Гурович, М.Л. Панкратова). Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания, целесообразно использовать это в работе. Предлагается давать детям для свободного сочинения текстов темы относительно актуальных моментов жизни ребенка как в детском саду, так и в семье. Кроме задачи непосредственно языкового развития, попутно частично решается проблема недостатка общения детей с родителями, с детьми, ведь родителям нужно инициировать сочинительство, выслушивать детские рассказы, записывать детские тексты. Методики сочинения текстов (документальных, реалистических, фантастических рассказов, сказок, эссе, очерков, возможно, стихов) различны: с опорой на картинку, серию картинок, модели, без опоры на наглядность и другие. Эта часть работы относится к первому направлению – книгосочинительству. Второе же направление – собственно книгоиздательство – состоит из нескольких задач, таких как знакомство детей с книгой, ее функцией и назначением, с процессом книгоиздательства, книгопечатания, с разнообразными способами оформления, брошюровки, дизайна книг. Также важным представляется единство оформления и содержания книг. И, наконец, завершающим этапом работы является собственно практическая деятельность детей – книгоиздательство. Для этой цели в группе создается уголок книгоиздательства, где в распоряжении детей есть бумага различного качества, формата, цвета, изобразительные и пишущие средства, заготовки обложек, дырокол, степлер, шнурки, тесемки, ленточки, клей, ножницы, образцы книг разного вида, диктофон, блокнот и другое.
Итак, целью работы является следующее: посредством специально организованной нетрадиционной совместной деятельности по книгоиздательству воспитателя и детей, родителей и детей способствовать развитию навыков связной речи воспитанников.
Сообразно цели общие задачи работы с детьми по направлению «Книгоиздательство» таковы:
1.Книгосочинительство:
- создание условий (развивающей среды, насыщенной яркими событиями и переживаниями жизни детей) для стимулирования сочинительской деятельности детей;
- обучение детей различным приемам сочинительства: по картинке, по серии картинок, по моделям, без опоры на наглядность и прочее;
- методическое обеспечение процесса собственно детского сочинительства (методы и приемы помощи детям, мотивации, руководства, поощрения и пр.);
- работа с родителями (обучение помощи детям при сочинительстве, обучение правилам и приемам записи детских текстов и пр.).
2.Книгоиздательство:
-оснащение уголка книгоиздательства;
-знакомство детей с книгой, ее функцией и назначением, с процессом книгоиздательства, книгопечатания, с разнообразными способами оформления, брошюровки, дизайна книг;
-собственно практическая деятельность детей по изготовлению книг.
Используя данную эмоционально-практически ориентированную нетрадиционную форму работы, предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет являться не механические логопедические упражнения, ориентированные на развитие органов речепорождения и произвольной памяти, а интересно, необычно организованная деятельность, содержание которой близко и понятно детям, и сами условия и задачи этой деятельности помогают детям, помогают детям обогащать и развивать свою речь.
Задача развития навыков связной речи детей – задача очень сложная, многоаспективная, разноплановая. Ее решение не может быть рассчитано на короткое время. Это долгая и кропотливая работа, рассчитанная практически на все время, проведенное ребенком в дошкольном образовательном учреждении – от средней группы до момента окончания детьми подготовительной группы и выпуска в школу.
План-программа работы по развитию связной речи детей посредством специально организованной деятельности «Книгоиздательство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство
Используя данную эмоционально-практически ориентированную нетрадиционную форму работы, предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет я...
Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи ребенка, путем пальчиковой логоритмики. Конспект занятия с детьми с ОНР подготовительной к школе группы "Зимний калейдоскоп"
Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти,...
Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".
Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников...
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...
Нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи с использованием элементов мнемотехники.
В статье дается определение терминологии - мнемотехника. Рассматриваются направления использования мнемотехники в уловиях педагогического воздействия при развитии речи дошкольников....
Выступление на районном методическом объединении "Мнемотаблицы как дидактический материал в работе с детьми по развитию связной речи"
В общей системе дошкольного образования целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение., поэтому для развития связной речи дошкольников я использую мнемотаблицы....
Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников: «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи».
Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников:«Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»....