Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Используя данную эмоционально-практически ориентированную нетрадиционную форму работы, предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет являться не механические логопедические упражнения, ориентированные на развитие органов речепорождения и произвольной памяти, а интересно, необычно организованная деятельность, содержание которой близко и понятно детям, и сами условия и задачи этой деятельности помогают детям, помогают детям обогащать и развивать свою речь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knigoizdatelstvo.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
«Нетрадиционные формы работы
с детьми по развитию связной речи.
Книгоиздательство»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно с этого возраста у человека сохраняются на всю жизнь самые первые, яркие, сильные впечатления и воспоминания. Но, кроме того, этот период является определяющим все дальнейшее развитие и психики, и характера, и личности ребенка. В связи с этим современными дошкольными образовательными учреждениями предлагаются всевозможные вариативные, комплексные и парциальные программы, авторские методики, удачные и не очень, цель которых – сделать этот период жизни ребенка как можно более насыщенным, ярким, познавательным. Чтобы реализовать все заявленное программное содержание, ДОУ увеличивает количество занятий, строго регламентирует всю деятельность детей. Поэтому сейчас является актуальной проблема разработки, апробации и внедрения новых, нетрадиционных форм и методов работы с детьми, чтобы избежать уже достаточно надоевшей и детям, и воспитателям традиционной формы - занятия.
Многие педагоги, психологи, логопеды отмечают, что, к сожалению, почти все современные дети обладают неразвитой, косной речью. Причиной тому многие факторы: и тотальная занятость родителей, и замена чтения книг просмотром телевизора и другое. Поэтому очень актуальной на сегодняшний день для дошкольного образовательного учреждения является задача развития речи детей. И здесь очень эффективным будет использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми. В дошкольном возрасте процесс познания и развития у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый ребенок маленький исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно умело использовать это стремление.
Исходя из вышеизложенного, в качестве нетрадиционной формы работы с детьми по развитию связной речи предлагается книгоиздательство. Данная форма работы подразумевает под собой два связанных направления: книгосочинительство и собственно книгоиздательство, т.е. изготовление книг.
По мнению исследователей детской речи (А.Н.Гвоздева, К.И.Чуковского, С.Н. Цейтлин и др.) сам процесс освоения речи детьми протекает по законам творчества. В теории современной дошкольной педагогики доказана способность детей к сочинению сказок (Л.М. Гурович, М.Л. Панкратова). Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания, целесообразно использовать это в работе. Предлагается давать детям для свободного сочинения текстов темы относительно актуальных моментов жизни ребенка как в детском саду, так и в семье. Кроме задачи непосредственно языкового развития, попутно частично решается проблема недостатка общения детей с родителями, с детьми, ведь родителям нужно инициировать сочинительство, выслушивать детские рассказы, записывать детские тексты. Методики сочинения текстов (документальных, реалистических, фантастических рассказов, сказок, эссе, очерков, возможно, стихов) различны: с опорой на картинку, серию картинок, модели, без опоры на наглядность и другие. Эта часть работы относится к первому направлению – книгосочинительству. Второе же направление – собственно книгоиздательство – состоит из нескольких задач, таких как знакомство детей с книгой, ее функцией и назначением, с процессом книгоиздательства, книгопечатания, с разнообразными способами оформления, брошюровки, дизайна книг. Также важным представляется единство оформления и содержания книг. И, наконец, завершающим этапом работы является собственно практическая деятельность детей – книгоиздательство. Для этой цели в группе создается уголок книгоиздательства, где в распоряжении детей есть бумага различного качества, формата, цвета, изобразительные и пишущие средства, заготовки обложек, дырокол, степлер, шнурки, тесемки, ленточки, клей, ножницы, образцы книг разного вида, диктофон, блокнот и другое.
Итак, целью работы является следующее: посредством специально организованной нетрадиционной совместной деятельности по книгоиздательству воспитателя и детей, родителей и детей способствовать развитию навыков связной речи воспитанников.
Сообразно цели общие задачи работы с детьми по направлению «Книгоиздательство» таковы:
1.Книгосочинительство:
- создание условий (развивающей среды, насыщенной яркими событиями и переживаниями жизни детей) для стимулирования сочинительской деятельности детей;
- обучение детей различным приемам сочинительства: по картинке, по серии картинок, по моделям, без опоры на наглядность и прочее;
- методическое обеспечение процесса собственно детского сочинительства (методы и приемы помощи детям, мотивации, руководства, поощрения и пр.);
- работа с родителями (обучение помощи детям при сочинительстве, обучение правилам и приемам записи детских текстов и пр.).
2.Книгоиздательство:
-оснащение уголка книгоиздательства;
-знакомство детей с книгой, ее функцией и назначением, с процессом книгоиздательства, книгопечатания, с разнообразными способами оформления, брошюровки, дизайна книг;
-собственно практическая деятельность детей по изготовлению книг.
Используя данную эмоционально-практически ориентированную нетрадиционную форму работы, предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет являться не механические логопедические упражнения, ориентированные на развитие органов речепорождения и произвольной памяти, а интересно, необычно организованная деятельность, содержание которой близко и понятно детям, и сами условия и задачи этой деятельности помогают детям, помогают детям обогащать и развивать свою речь.
Система работы с детьми по развитию навыков связной речи посредством специально организованной совместной деятельности «Книгоиздательство»
Задача развития навыков связной речи детей – задача очень сложная, многоаспективная, разноплановая. Ее решение не может быть рассчитано на короткое время. Это долгая и кропотливая работа, рассчитанная практически на все время, проведенное ребенком в дошкольном образовательном учреждении – от средней группы до момента окончания детьми подготовительной группы и выпуска в школу. Существует несколько путей и способов решения этой задачи, и их выбор зависит от уровня развития, как речевого, так и когнитивного, личностного, каждого ребенка и группы в целом. Исходя из этого первостепенная задача воспитателя – продиагностировать воспитанников и соответственно результатом этой диагностики выбрать наиболее оптимальные пути решения стоящей важнейшей задача.
I этап – диагностический
На данном этапе была проведена комплексная диагностика актуального уровня развития навыков связной речи детей тогда еще средней группы. Диагностика позволила выявить уровень развития навыков связной речи и их проявление в таких видах речевой деятельности, как составление рассказов по плану и образцу (по картинке, по серии картинок, о предмете, небольшие сказки, из личного и коллективного опыта) и пересказ (сказки, рассказа).
Сообразно с выводами, сделанными в результате анализа данных диагностики, были выделены 3 группы детей (по уровню развития навыков связной речи) и определены цель и общие задачи работы на 3 года по направлении. «Книгоиздательство»:
Цель: посредством специально организованной нетрадиционной совместной деятельности воспитателя и детей, родителей и детей способствовать развитию навыков связной речи воспитанников.
Задачи:
1. Создание условий (развивающей среды, насыщенной яркими событиями и переживаниями жизни детей) для стимулирования сочинительской деятельности детей; оснащение уголка книгоиздательства;
2. Обучение детей различным приемам сочинительства: по картине, по серии картинок, по моделям, без опоры на наглядность и пр.;
3. Методическое обеспечение процесса собственно детского сочинительства (методы и приемы помощи детям, мотивации, руководства, поощрения и пр.);
4. Знакомство детей с книгой, ее функцией и назначением, с процессом книгоиздательства, книгопечатания, с разнообразными способами оформления, брошюровки, дизайна книг;
5. Работа с родителями (обучение помощи детям при сочинительстве, обучение правилам и приемам записи детских текстов пр.);
6. Собственно практическая деятельность детей по изготовлению книг.
После постановки цели и задач первый (диагностический) этап завершился.
II этап – практический
Это самый основной, длительный и трудоемкий этап, длительность которого составила почти три года. Последовательность работы была такова:
1. Оснащение уголка книгоиздательства, обогащение развивающей среды группы: бумага различного качества, формата, цвета, пишущая машинка, изобразительные и пишущие средства, заготовки обложек, дырокол, степлер, шнурки, тесемки, ленточки, клей, ножницы, образцы книг разного вида, диктофон, блокнот и другое. В реализации этой задачи принимали участие и воспитатель, и дети, и родители.
2. Обучение детей различного приема сочинительства: по картине, по серии картинок, по моделям, без опоры на наглядность и пр. Для решения этой задачи была проведена система занятий, в ходе которых дети не только знакомились с книгой, ее функцией и назначением, с процессом книгоиздательства, книгопечатания, с разнообразными способами оформления, брошюровки, дизайна книг. Главная цель этих занятий – обучение навыкам сочинительства, развитие воссоздающего и, что особенно трудно и важно, творческого воображения. Для этого использовались разнообразные интересные приемы, такие как сочинение по моделям, разговор по телефону, встреча с мальчиком-африканцем Масмело, волшебный автомобиль, зверь зеброверепаха, развивающая игра «Чудесные вещи» и пр. Важно было также помочь всем детям, а особенно застенчивым, тревожным, малоактивным, поверить в свои силы, в свой талант, включиться в работу. Конспекты занятий представлены в Приложении.
3. Работа с родителями. Целью этой работы было объяснить родителям важность и значимость работы, проинформировать о цели работы – развитию речи детей. Перед родителями были поставлены следующие задачи: помощь детям при сочинительстве, запись детских текстов и пр. Для реализации поставленных задач были проведены родительское собрание, индивидуальные беседы и консультации, практические занятия.
4. Собственно практическая деятельность детей по изготовлению книг. Это самая интересная для детей часть работы. Очень важным было для детей осознание того, что вся прежде продленная ими огромная и кропотливая работа по сочинению сказок, рассказов, историй не пропадет даром, а будет иметь свой логический завершающий результат – воплотится в некую осязаемую вещь, которую можно хранить, показывать, перечитывать и пр. Здесь представлялась полная свобода детям в выборе форм, средств воплощения своего замысла. Воспитатель лишь оказывал помощь по просьбе детей, либо в случае необходимости, обеспечивал постоянное наличие всех необходимых материалов и оборудования для детской продуктивной деятельности. Работа в уголке книгоиздательства по изготовлению книг с рассказами, сказками собственного сочинения и с собственными иллюстрациями доставляла детям огромное удовольствие и удовлетворение.
III этап – выводы и предварительные результаты
Работа пока еще не завершена. Ее планируется завершить к маю 2003 года. Поэтому пока можно сделать предварительные выводы и проанализировать предварительные результаты работы по данному направлению.
Выводами к проделанной работе могут служить следующие важные личностные и психологические новообразования и когнитивные образы и понятия, замеченные у детей воспитателем и родителями:
1. Любое сообщение (речь, слово, рассказ и пр.) можно записать словами на бумаге.
2. Это записанное сообщение никуда не пропадает, его можно сохранить, перечитать как в группе, так и дома.
3. У детей сформировались представления о своих личных достижениях и успехах. То есть, данная форма работы способствовала формированию у детей чувства самоуважения, достоинства, уверенности в своих силах.
4. Своим сочинительством ребенок может быть интересен не только воспитателю и родственникам, но и своим друзьям и сверстникам, что чрезвычайно значимо для ребенка.
5. Если у взрослых нет времени, чтобы записать сообщение, то дети умели воспользоваться диктофоном, пишущей машинкой. Это позволило им почувствовать себя более уверенными, взрослыми, способными самостоятельно преодолевать свои трудности, стать независимыми от взрослых, но и одновременно и похожим на них.
6. Детские рассказы, книжки, дополненные авторскими рисунками самих детей, создают неповторимый личностный стиль группы, который делает ее по-домашнему обжитой, комфортной, располагающей.
Что касается непосредственно цели, поставленной перед началом работы – развития навыков связной речи, то для выявления их актуального уровня была проведена предварительная промежуточная диагностика. Задачи и методика этой диагностики соответствовали первой диагностике, проведенной в средней группе. Изменилось только содержание заданий, предлагаемых детям, в соответствии с программными требованиями к уровню знаний и умений детей подготовительной группы.
План-программа работы по развитию связной речи детей посредством специально организованной деятельности «Книгоиздательство»
Направления работы | Содержание деятельности по реализации задач | ||
1 учебный год | 2 учебный год | 3 учебный год | |
| Настольно-печатные игры, иллюстрации, настольный кукольный театр, тематическая подборка книг в книжный уголок, подборка книг художников-иллюстраторов детской книги. | Модели и макеты книг, обложек, в т.ч. сделанных воспитателем, головоломки. Покупка книжного стеллажа, наборов для вышивания. Оборудование уголка книгоиздательства: бумага, степлер, дырокол, ножницы, клей, скотч, тесемки, иглы, нитки, скрепки и пр. | Оборудование уголка книгоиздательства: пишущая машинка, диктофон, набор «Юный печатник». Оборудование Мастерской по ремонту книг. |
| Обучение сочинению рассказов и сказок по картине, по серии картинок. Составление рассказов по схеме. Игры «Что на что похоже», «Перевертыши», «Перевирание» сказок», «Вопрос-ответ». Оживление обычных предметов. Введение в сказки ребенка. | Обучение сочинению рассказов и сказок по моделям. Подбор обложки, соответствующей содержанию книги. Использование методики ТРИЗ, метода пятистрочного стихосложения. Составление загадок по методике А. Нестеренко. «Салат» из сказок. | Обучение сочинению рассказов и сказок без опоры на наглядность по методу Дж.Родари «Бином фантазии», метод А.В. Петровского «Метод транзитного пассажира». Игры «Допиши две строчки», «Придумывание истории с шестью обязательными словами», «Что было бы, если бы..». |
| Знакомство с книгой, ее функцией и назначением. | Знакомство с процессом книгоиздательства, книгопечатания. | Знакомство с разнообразными способами оформления, брошюровки, дизайна книг. Экскурсия в типографию. |
| Проведение общего родительского собрания | Регулярное проведение индивидуальных бесед и консультаций по методике Джона Гауэна; открытых мероприятий. | Регулярные практические занятия с родителями, методическая помощь и консультация. |
| Развитие навыков вырезания, скрепления, склеивания. | Развитие умений работать с материалами уголка книгоиздательства. Изготовление обложек для книг. | Развитие навыков вышивание, печатания на машинке, записи на диктофон. Самостоятельное постадийное изготовление книг. Ремонт книг. Иллюстрирование книг. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей
В статье описываются методы и приемы работы со сказками, используя технологию ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)....
Методическая разработка: «Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство»
Методическая разработка:«Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи....
Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".
Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников...
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...
Нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи с использованием элементов мнемотехники.
В статье дается определение терминологии - мнемотехника. Рассматриваются направления использования мнемотехники в уловиях педагогического воздействия при развитии речи дошкольников....
Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников: «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи».
Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников:«Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»....
Педнаходка "Использование нетрадиционных форм работы с детьми по развитию речи"
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм работы...