Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ на тему: «В гостях у сказки».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
В обычной детской сказке легко найти ТРИЗ задачи, которые мы можем обдумать вместе с ребенком. Это может быть не только хорошим подспорьем в воспитании любознательности: но и просто веселым времяпрепровождением. В какой-то момент ребята забывают “как было в сказке” — начинается момент творчества и поиска собственных идей. Работая с детьми данного возраста, моя основная цель – своевременно сформировать у них активную речь. Для достижения поставленной цели использую игровые методы и приемы ТРИЗ- технологии. Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь детей. Таким образом, методы и приемы ТРИЗ развивают все компоненты устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ на тему: «В гостях у сказки».
В средней группе№3
Подготовила воспитатель:
Ковалева Е.В
2016 год
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку
Новизна
В обычной детской сказке легко найти ТРИЗ задачи, которые мы можем обдумать вместе с ребенком. Это может быть не только хорошим подспорьем в воспитании любознательности: но и просто веселым времяпрепровождением. В какой-то момент ребята забывают “как было в сказке” — начинается момент творчества и поиска собственных идей. Работая с детьми данного возраста, моя основная цель – своевременно сформировать у них активную речь. Для достижения поставленной цели использую игровые методы и приемы ТРИЗ- технологии. Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь детей. Таким образом, методы и приемы ТРИЗ развивают все компоненты устной речи.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Тема: «В гостях у сказки»
Цель:
Углублять и расширять знания детей о сказках, развитие творческого воображения посредством работы над русскими народными сказками.
Социально-личностное развитие:
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу. Приобщение к театрализованным играм.
Художественно-эстетическое развитие:
Создание положительного эмоционального состояния у детей во время музыкального сопровождения. Уметь выполнять музыкально-ритмические движения.
Познавательно-речевое развитие:
Развивать умение строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Развивать грамматический строй речи. Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, подбирать слова с заданным звуком, развивать навыки словообразования. Находить звук в слове. Уточнять и расширять словарный запас. Умение разгадывать загадки; формировать фонематическое восприятие; упражнять в развитии чувства ритма; формировать интонационную выразительность речи.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок;
- Разгадывание сказочных загадок;
Рассматривание иллюстраций к сказкам;
- Показ кукольного театра;
- Просмотр мультфильмов по сказкам;
- Прослушивание аудио сказок;
- Речевые игры с детьми.
- Оборудование: Мультимедийное устройство,
- презентация . Книга со сказками, конверт с письмом, корзина, рукавичка, колобок, маски, грецкие орехи, корзинка с яблоками.
I этап. Организационный
Воспитатель: Ребятки, поздоровайтесь с гостями. А теперь давайте покажем нашим гостям, как мы умеем приветствовать друг друга. Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь
1. Психогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).
Здравствуй - солнце золотое,
Здравствуй – небо голубое,
Здравствуй – легкий ветерок,
Здравствуй – маленький дружок,
Здравствуй – утро,
Здравствуй – день,
Нам здороваться не лень.
На полу лежит книга..
Воспитатель: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги? Правильно, на книжной полке. Мы сейчас ее прочитаем и поставим на полку. воспитатель ее открывает - она пустая Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Здесь есть какое-то письмо:
«Сказка – это чудеса и волшебная страна.
В сказках много приключений,
много сказочных свершений.
Но чтоб сказки вам найти,
нужно многое пройти:
сложные задания,
забавные свидания.
Эй, ребята, торопитесь,
в сказках вы не заблудитесь!
И подпись: Ваши сказки».
Воспитатель: ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?
(Ответы детей)
Играет музыка « Там на неведомых дорожках» Слайд№1
А сейчас встанем все в круг и закроем глаза
1,2,3, в сказку попади
Слайд№2
(Перед детьми на экране волшебные двери)
Воспитатель: Ребята, чтобы двери открылись, нужно отгадать загадку:
Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили?
(Гуси лебеди и баба Яга) Слайд№3
Воспитатель Очень хорошо. Двери распахнулись и теперь мы можем идти дальше. Слайд№4
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречает сказочное солнышко
(на экране появляется слайд№5 с картинкой солнышко)
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся. Оно поможет нам не заблудиться в этой стране.
(Воспитатель: Ребята, солнышко, по-моему хочет что то сказать? Пойду я послушаю. (воспитатель прикладывает ухо к экрану, имитируя разговор с солнышком) Оно говорит, что прислало нам волшебную корзинку. Где же она? Какая красивая корзинка. Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в корзинку). Здесь лежат вещи из сказок . Давайте вспомним эти сказки я вам загадаю загадки-подсказки.
Задание «Угадай сказку»
Воспитатель: Это кто? (Колобок) экране появляется слайд№6 с картинкой сказки «Колобок»)
- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- А что еще бывает такое же? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)
- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)
(Воспитатель: Дети, а это из какой сказки?в корзинке есть рукавичка. (на экране появляется слайд№7с картинкой сказки «Рукавичка»)
- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).
- А из чего она сделана? ( из ниток, из ткани)
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, взять горячее).
- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)
Как одним словом сказать-какие это животные? (Ответы детей)Давайте с вами превратимся в лесных жителей и поиграем.
Дети: «Повертелись,покружились, в лесных жителей превратились.Слайд№8
Муз.Игра «Тень –тень , потетень»
Текст песни:
Выбирают восемь детей на роли Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Козы. «Звери» становятся со всеми детьми в круг. 1-й куплет поют все и, взявшись за руки, двигаются по кругу вправо. Остальные куплеты дети поют стоя.
1. Тень-тень, по-те-тень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
2. Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди догоняй-ка!»
3. Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас неплохи!»
4. Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем вам выколю глаза!»
Каждый «зверь» выходит на слова, в которых о нем поется, «свои» слова каждый герой поет сам, стараясь в движениях передать образ. Например, Лиса может изображать, как она любуется своим хвостом. Зайка — прыгает. Медведь ходит, тяжело переваливаясь с ноги на ногу. Коза идет, приставив к голове пальчики-«рожки». По окончании пения Козы все звери разбегаются, а она их ловит. Игра заканчивается, когда Коза поймает несколько зверей (два-три). При повторении игры на роли зверей выбираются другие дети.
Со зверюшками простимся и в ребят мы превратимся.
Раз, два, три, четыре, пять – вот ребята мы опять!
Воспитатель: куда мы с вами пришли и кто это нас встречает?Слайд№9
Ответы детей
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичёк. Пропусти нас, пожалуйста. Мы путешествуем по сказочному лесу.
Лесовичёк: Я буду читать отрывки из сказок, а вы скажите название сказки:
- «Не садись на пенек, не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке! »
слайд 10 (Маша и медведь) Молодцы, ребята.
- «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку»
слайд 11 (Репка)
- «На столе стояли три миски с кашей. Большая миска была Михайла Потапыча, средняя – Настасьи Петровны, а самая маленькая – Мишуткина…»
слайд12 (Три медведя)
Шла лисичка по дорожке,
Нашла лисичка скалочку.
За скалочку взяла курочку,
За курочку взяла уточку!
- слайд 13 («Лисичка со скалочкой»)
- «Прибежала лисичка к теремку, постучала и спрашивает, кто, кто в теремочке живет? »
слайд 14 (Теремок)
Лесовичёк ( пропускает детей.): Молодцы, хорошо знаете сказки Слайд№15Дает орешки, и говорит, чтобы их мы передали белочке
Там вдали за ручейком
В старом дубе белки дом.
Белка песни собрала,
В гости нас к себе позвала.
Ручеек мы перейдем
В гости к белке попадем.Слайд№16
Воспитатель: нам нужно перебраться на другой берег, но как нам это сделать?
Ответы детей
Хорошо, я предлагаю построить мост из брёвен , но чтобы появилось брёвнышко нужно хлопнуть, когда услышите слово со звуком ц ,на экране появится бревнышко.
Слова: Цапля…цокает…ходит…цветок…растет…цветет…цирк…приехал…
цифра…пятерка…,заяц…,цыпленок…,стол…,огурец…,ребят…,молодцы.
Молодцы-вот и мы в гостях у белки Слайд№17
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Орешек»
Пальчиковая гимнастика «Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает свои орешки.
Птичке синичке – вот такой орех. (Показ указательным и большими пальцами маленького ореха.)
Лисичке сестричке – вот такой орех. ( Показ ореха большим и средним пальцем.)
Зайчику усатому – вот такой орех.( Развести пальцы показывая большой орех.)
А мишке косолапому – вот такой орех.(Соединить руки над головой.)
А вот эти орешки, Лесовичок припас для белочки.( Раздаются грецкие орехи.)
Пальчиковая игра с использованием грецкого ореха.
В руки я орех возьму
И немножко покручу,
Так, так и вот так
Я орешек покручу, (Катание ореха в разных направления между пальцами.),
Я в ладошку положу,
Крепко я его сожму. ( Сжать орех в ладони.)
Не разбил орешек сам,
Белке я его отдам.( Показать орех на ладони.).
Белка: Спасибо ребята, а ещё я очень люблю ореховое варенье.
Воспитатель : Спасибо белочка. Мы отправляемся дальше.
Посмотрите , ребята –кого мы встретили?(Слайд№18-24)
Дети : яблоньку
Яблонька: Здравствуйте, ребята, помогите мне. Яблочки мои наливные собрать, а то ветки под их тяжестью ломаются. А на каждом яблочке интересное задание
(нужно продолжить фразу)
«Как выскочу, как…», «ловись рыбка …»
«Петушок, петушок…», «Я колобок, колобок..», «стоит в поле теремок …»
Яблонька: Спасибо вам ребята за помощь. Вот вам от меня гостинцы-яблочки румяные-угощайтесь!!
Воспитатель: Спасибо! До свидания, яблонька , нам пора . А вот и Солнышко опять появилось,
оно говорит ,что нам нужно возвращаться в детский сад(Слайд№25)
- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сказки. (открывает книгу) Посмотрите, сказки к нам вернулись! Слайд№26
1,2,3,4,5 - вот и в садике опять.
Открываем глазки.
Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Что вам показалось трудным? А что больше всего понравилось в мире сказок?
Ответы детей
Воспитатель: Я хочу поблагодарить вас за доброту, сообразительность и желание прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
До свидания!
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть Добро навеки
Побеждает зло.
В. Шаинский
Литература:
Под редакцией М.И.Маханева, М. Давыдова «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва 2001год.
О.М. Дьяченко и Е.А Агаевой «Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет «Чего на свете не бывает».
Интернет-ресурсы:
http://www.moi-detsad.ru/zanatia/
http://www.maam.ru/detskijsad/nod-v-starshei-grupe
http://images.yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непрерывно образовательной деятельности в областях «Физическое развитие» и «Речевое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «В гости к осени пойдём!» (старшая логопедическая группа).
Разработанный мною конспект интегрированной непрерывно образовательной деятельности в областях «Физическое развитие» и «Речевое развитие» предназначен для работы с детьми старшего до...
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Красная Шапочка»
Представленный конспект НОД предлагается использовать в работе с детьми старшей группы детского сада общеразвивающего вида в рамках лексической темы «Лес. Грибы. Ягоды »....
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в средней группе на тему: «В гостях у сказки».
Конспект Непосрественной образовательной деятельности по развитию речи с использованием ТРИЗ технологий в среденей группе "В гостях у сказки"Цель:Углублять и расширять знания детей о сказках...
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ на тему: «В гостях у сказки».
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: «В гостях у сказки»...
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ на тему: «В гостях у сказки». В средней группе
Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках, развитие творческого воображения посредством работы над русскими народными сказками....
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ на тему: «В гостях у сказки».
конспект Нод...
Конспект занятия по речевому развитию (с использованием ТРИЗ- технологий) На тему: «Путешествие по сказкам»
Образовательная программа: МДОУ «Детский сад №72»Цель: создать условия для закрепления знаний детьми сказок и их названий.Задачи:• формировать умение называть героев сказок по ил...