Актуальность
Проблема формирования гендерной идентичности современных детей и подростков, является одной наиболее актуальной, получивших достаточно широкое освещение в научной литературе. В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Первичная гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда, определив анатомический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его тому, что значит быть мальчиком или девочкой. Осознание ребенком своей принадлежности к мужскому или женскому полу и идентификация себя с его типичными представителями, у которых черты мужественности или женственности в поведении, в выполняемых половых социальных ролях выражены наиболее отчетливо, является важной составной частью формирующегося самосознания личности и характеризует особенности ее психического пола в отличие от пола биологического. В настоящее время недостаточное внимание уделяется дифференцированному подходу в воспитании мальчиков и девочек. Современная педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как к несущественной характеристике ребенка, хотя, почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя, — половая принадлежность. Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в дошкольные годы. Так, первые анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками замечены уже в эмбриональный период их развития. Под воздействием половых гормонов, считают физиологи, формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и в некоторых особенностях развития мозга. У новорожденных девочек по сравнению с мальчиками почти всегда меньше масса тела, сердца и легких, удельный вес мускулатуры. Но уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии, а в дальнейшем — раньше ходить и говорить. Их организм отличается большей сопротивляемостью к заболеваниям. У них лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. Можно привести и некоторые другие примеры. Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки — с помощью слуха. У девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. И поэтому в воспитании и обучении девочек и мальчиков необходимо использовать разный подход. Хотя случаи задержки умственного развития (а также гемофилии, заикания, неврозов) чаще встречаются у мальчиков, их мозг, по данным исследований Т.П. Хризман, по сравнению с девочками, — «более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая экономней и целенаправленней». У мальчиков шести-семи лет уровень вербального мышления значительно выше, чем у девочек. Однако в плане социальных контактов, последние более «продуктивны и активны». Дети разного пола по-разному воспринимают и обрабатывают позитивную информацию, включая разные корковые системы. А это определяет разное эмоциональное отношение к воспринимаемому миру, его осмыслению. Эмоциональной сфере девочек свойственны более яркие и частые проявления сочувствия окружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешней адаптируются к новым условиям. Мальчики и девочки отличаются также интересами и предпочтениями, что наиболее ярко проявляется в содержании, характере их игр и речи. Как утверждает доктор психологических наук Т.А.Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются некоторые особенности развития мозга. В исследовании Т.П.Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста “разная стратегия мозга”, их эмоции имеют разную генетическую основу. По данным Т.М.Титоренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два разных человека – с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному. Половое развитие — результат не столько биологических особенностей пола. Хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей — членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.
Изучив материалы по данной теме, мы провели оценку речевого развития детей группы, исходя из гендерных аспектов, и выявили, что уровень речевого развития мальчиков гораздо ниже, чем у девочек. Поэтому и решили заняться данной проблемой углубленно.
В связи с этим была пересмотрена развивающая среда, основываясь на гендерные аспекты речевого развития детей.Были разработаны разные виды занятий по развитию речи с учетом гендерного подхода, это: занятия с девочками, занятия с мальчиками, фронтальные занятия. Такие занятия были апробированы, это дало не малый результат: мальчики на специальных занятиях стали активнее, у них появился интерес к усвоению нового материала. Данные занятия способствовали развитию внимания, сосредоточенности. Словарный запас стал активнее пополнятся.
Проблематика Анализ внешней и внутренней ситуации позволил выявить ряд проблем:
• Недостаточная материально – техническая база, рассчитанная на гендерные аспекты речевого развития. • Недостаток разработанных занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов.
Данная проблематика позволила определить цель проекта:
Создание условий для организации работы по развитию речи с учетом гендерных аспектов.
Задачи
1. Организовать специальную предметно развивающую среду с учетом гендерных аспектов развития речи. 2. Разработать различные формы организации мероприятий в соответствии с гендерными аспектами. 3. Разработать перспективный план занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов. 4. Разработать серию занятий по развитию речи детей с учетом гендерных аспектов.
Ожидаемые результаты
1. Положительная динамика уровня речевого развития мальчиков и девочек. 2. Наличие разработок по организации различных форм мероприятий в соответствии с гендерными аспектами. 3. Развивающая среда, с учетом гендерных аспектов речевого развития, обогащенная необходимым комплексом дидактических материалов, игр. 4. Перспективный план занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов 5. Серия занятий по развитию речи по развитию речи с учетом гендерных аспектов.
Целевые группы В случае если этот проект будет реализован, то • Сократиться разница речевого развития между мальчиками и девочками. • Родители получат дополнительные знания по развитию речи с учетом гендерных аспектов. • Дошкольное образовательное учреждение приобретет обобщенный опыт работы по данной проблеме. • Педагоги получат систему работы по гендерным аспектам речевого развития.
Механизм реализации проекта Мероприятия, направленные на реализацию проекта:
Изучение и анализ научно- методической и психолого - педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы. Обоснование темы. Определение цели и задач. Разработка гипотезы. Диагностика уровня речевого развития девочек и мальчиков Разработка перспективных планов занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов для старших и выпускных групп. Консультация с родителями группы «Значение гендерного подхода к воспитанию и обучению девочек и мальчиков» Презентация проекта «Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста» для педагогов ДОУ. Презентация проекта «Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста» для родителей. Приобретение развивающих игр с учетом гендерных аспектов. Апробация занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов. Повторная диагностика уровня речевого развития с учетом гендерных аспектов детей старшей группы. Апробация серий занятий с использованием информационных технологий. Открытое занятие для педагогов ДОУ. Открытое занятие для родителей ДОУ. Обсуждение результатов реализации проекта «Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста» на педагогическом совете ДОУ. Определение перспектив, постановка новых целей.
Оценка результативности проекта
Для определения эффективности протекания процесса по развитию речи детей дошкольного возраста были выделены основные критерии и показатели к ним: 1. Интеллектуальное развитие. Показатели достижения критерия: • Уровень речевого развития девочек и мальчиков. 2. Социальное развитие. Показатели достижения критерия: • Уровень овладения навыками общения. 3. Материально-техническая база группы. • Наличие развивающей среды с учетом гендерных аспектов. Перспектива • Разработка системы занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов. • Распространение обобщенного опыта среди педагогов ДОУ.
Работа по реализации проекта «Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста» началась с октября 2007 года. За время работы над проектом разработаны: • перспективные планы занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов для средних и старших групп; • конспекты занятий по развитию речи для детей средних и старших групп; • диагностика по определению уровня речевого развития детей дошкольного возраста с учетом гендерных аспектов. В педагогический процесс были введены специально-организованные занятия по развитию речи с учетом гендерного подхода, которые проводились 2 раза в неделю, это: 1.Занятия с девочками. «В мире комнатных цветов», «Моя любимая кукла», «Оденем куклу на прогулку», и т.д. 2. Занятия с мальчиками. «Знакомимся с инструментами», «Мой папа водитель», «Виды транспорта» и др. Программные задачи на таких занятиях решаются одинаковые, но подача нового материала происходит по-разному - девочки быстрее мальчиков включаются в усвоение нового материала, в то время как с мальчиками сначала необходимо повторить пройденный материал, а затем приступить к подаче нового. Кроме того, я стараюсь подбирать разную тематику занятий в соответствии с половой принадлежностью: для мальчиков - «Знакомимся с инструментами», «Мой папа водитель», для девочек – «В мире цветов», «Моя любимая кукла» и т.д. 3. Фронтальные занятия. Занятия, где детям даются одинаковые задания, но разный дидактический материал. Например, девочкам для пересказа даются иллюстрации к более сложным по содержанию сказкам. Мальчикам дается сказка проще по содержанию. 4. Фронтальные занятия. (С одинаковыми заданиями, и с одинаковым дидактическим материалом.) на таких занятиях хорошо определяется разница речевого развития между мальчиками и девочками.
В занятия были включены разнообразные, наиболее интересные для детей методы и приемы: это и рассматривание иллюстраций, картин, беседа по ним, использование художественного слова (чтение художественной литературы, загадывание загадок, знакомство с пословицами, заучивание коротких стихотворений); дидактические игры, игры типа «Что? Где? Когда?», «Викторина», «Умники и умницы» и т.д. Дети с удовольствием рассказывали сказки по цветным иллюстрациям, отгадывали загадки, с интересом принимали участие в обсуждениях на тему: « Как должен вести себя настоящий мужчина?», «Какая должна быть девочка?» приводили примеры из личного опыта (например, «Как я помог маме», «На улице ко мне подошел незнакомец» и др.).
В игровую деятельность детей введены новые сюжетно- ролевые игры с учетом гендерных аспектов. Например, для девочек: «Магазин косметики», «Ателье», «Парикмахерская». Для мальчиков: «Авторемонтная мастерская», «Магазин автозапчастей», и другие. Играя в сюжетно-ролевые игры, дети моделировали реальные жизненные ситуации: диалог продавца и покупателя (операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции); знакомились с профессиями, тем самым учились грамотно выражать свои мысли в слух, употребляя в речи существительные, глаголы и прилагательные (род, число, падеж) постигали смысл труда, воспроизводили трудовые процессы взрослых. В играх «Ателье для маленьких красавиц», «Супермаркет», «Строительство дома» и др. создавались наиболее благоприятные условия для развития интереса, естественная, приближённая к реальной жизни обстановка устанавливала психологически адекватную возрасту ситуацию общения, происходило становление собственной позиции ребёнка, благоприятного эмоционального психологического климата в детском коллективе. Для формирования представлений о мужественности и женственности, широко используется устное народное творчество и художественная литература. Так, из рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове, из замечательной книги А.О. Ишимовой «История России для детей», дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» и другие.
С родителями было проведено анкетирование на тему «Мальчики и девочки», «Они такие разные». Результаты анкетирования позволили определить некоторые направления совместной деятельности с родителями: ϖ информирование родителей о задачах и содержании речевого развития детей с учетом гендерных аспектов в детском саду и в семье; ϖ обогащение развивающей среды; ϖ участие родителей в работе по формированию развития речи детей в дошкольном учреждении (праздники, конкурсы); ϖ организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьёй. С помощью родителей, мы открыли свою страничку в Интернете, где родители всей группы могут ознакомиться с теоретическим материалом по проблеме, с самим проектом, с ходом его реализации. Кроме того, на этой страничке, родители могут задать интересующие их вопросы и получить на них ответы, то есть идет обратная связь, могут высказать свои пожелания и рекомендации. Результаты работы в данном направлении показывают, что занятия по развитию речи с учётом гендерных аспектов способствовали развитию внимания, сосредоточенности. Словарный запас стал активнее пополнятся. Отдельные занятия вызывают интерес, как у мальчиков, так и у девочек, в созданных условиях дети видят результат полученных знаний и умений своего, получая от этого удовольствие.
| |