Развитие речи через воображение
консультация по развитию речи на тему

Оксана Владимировна Осипова

методы направленные на развитие речи у дошкольников. Мнемотаблицы, схемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.r._cherez_voobrazhenie.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города.Омска                                                  «Центр развития ребенка-детский сад №44»

Консультация

«Развитие речи детей через воображение»

подготовила

педагог психолог Осипова О.В.

Омск  2017

        На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществить элементарное словесное (сочинение сказок, стихов, историй) и художественное (рисунки) творчество.

У ребенка в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая характеризуется бурным развитием процессов воображения.

Воображая себя космонавтом, ребенок строит соответственно свое поведение и поведение играющих с ним сверстников: изображает ракету и себя в ней, отдает рапорт «главному конструктору» и т.д.

Ролевые игры дают богатую пищу воображению, позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, находчивость). Ребенок учится давать оценки и делать сравнения.

На протяжении всего дошкольного детства у ребенка формируются разные виды деятельности (конструктивная, музыкальная, художественно-речевая, изобразительная). И все они способствуют развитию воображения, позволяют прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание придумать, сочинить что-то самостоятельно.

Одной из форм опосредования мыслительной деятельности дошкольников -это наглядное моделирование.

Развитие наглядного моделирования включает в себя овладение действиями замещения: дети должны научиться использовать различные заместители предметов по определенному признаку.

Можно использовать такую дидактическую игру: «Какая это игрушка?»

елочка, тарелка, обруч, колесо

Неваляшка, матрешка, паровоз, лодка, воздушный шар, руль...

Воспитатель предлагает детям, глядя на картинку, придумать, на какую игрушку похожа фигурка.

Для детей младшего возраста мы берем картинки, чтобы детям было легче придумывать, а для детей уже постарше - эти картинки можно не брать, а показывать только схематическое изображение: «На какую игрушку похожа это фигурка?»

В работе с детьми удобнее всего использовать сказки - это наиболее доступный жанр художественной литературы для дошкольников.

Например, для малышей сказка «Репка». Воспитатель читает сказку и предлагает детям подобрать вырезанные из цветной бумаги заместители персонажей данной сказки. Форму, цвет и размер дети выбирают сами.

        

  • Сегодня к нам в гости пришла сказка. А главная героиня этой сказки желтая, круглая. Как вы думаете, что это? Что бывает желтым и круглым?
  • Правильно. А репка, какая?
  • Вспомните, в какой сказке говорится про репку.
  • Желтым и круглым бывает солнышко, шарик, мяч, тарелка, колобок, солнечный зайчик…
  • Желтая, круглая.
  • Сказка так и называется «Репка».

Прикрепляется изображение репки к фланелеграфу.

  • Посадил дед репку. А сколько репок посадил дед?
  • Дед посадил одну репку

Прикрепляется изображение деда к фланелеграфу.

  • Выросла репка большая –

пребольшая. Какая репка выросла?

  • Большая-пребольшая.

Психолог и педагоги показывают руками размер репки.

  • А дальше что было?
  • Один дед не мог вытянуть из

земли. А кого он позвал себе на помощь?

  • Стал дед репку тащить из земли. Тянет - потянет, вытянуть не может.
  • Сначала бабку, потом внучку,

 Жучку, кошку, а помогла вытянуть репку маленькая мышка.

Педагоги называют персонажей сказки, психолог прикрепляет их изображения к фланелеграфу.

  • Давайте их сосчитаем.

Психолог показывает указкой на изображения героев, считает, педагоги хором повторяют.

  • 1, 2, 3, 4, 5, 6.
  • Всего шесть героев сказки. Назовите их еще раз.
  • Педагоги, у каждого на столе стоит тарелочка, в ней лежат геометрические фигуры. Какие это фигуры?
  • Положите перед собой круг. Это репка.
  • 1, 2, 3, 4, 5, 6.
  • Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
  • Круг и квадраты.

.

Психолог прикрепляет большой желтый круг к фланелеграфу под изображением репки. Педагоги берут из тарелочки круг, кладут на стол.

  • Найдите самый большой квадрат. Какого он цвета?
  • Положите квадрат справа от репки – это дед. Кто это будет?
  • Он синего цвета.
  • Это дед. Это дедка.

Психолог прикрепляет большой синий квадрат к фланелеграфу.

  • Теперь найдите квадрат поменьше. Какого он цвета?
  • Это будет бабка.
  • Он красного цвета.

Аналогичная работа проводится с остальными квадратами.

  • У каждого из вас получилась такая же картинка?

  • Молодцы! Давайте посчитаем геометрические фигуры.

Педагоги при помощи психолога считают фигуры.

  • А кто сможет аккуратно сложить фигуры в тарелочки?

Педагоги складывают фигуры.

Затем дошкольники могут перейти к двигательному моделированию, разыгрывая все действия с заместителями самостоятельно. Детям предлагается распределить предметы-заместители соответственно персонажам сказки и воспроизвести с ними на игровом поле основные действия сюжета, происходящие в сказке.

Например, знакомая всем сказка «Кот, петух и лиса». Сначала дети словесно выделяют признак для подбора предметов-заместителей. Например, внешний вид персонажей — основной их цвет (кот — серый, петух — красный, лиса — рыжая). После этого дети сами распределяют заместители (лиса - большой круг, петух -поменьше). Затем они размещают на своем столе изображения домика, всех животных и разыгрывают все основные действия, происходящие в сказке (под рассказывание сказки взрослым). Дети передвигают серый кружок к зеленой полоске (кот ушел в лес), затем оранжевый кружок — лису — к домику петушка (лиса пошла за петушком), потом красный и оранжевый кружки от домика петушка (лиса уносит петушка) и так постепенно воспроизводят все основные события сказки.

(Показ сказки «Кот, петух и лиса» с моделями).

Мы с детьми моделируем и разыгрываем разные сказки: «Колобок», «Рукавичка», «Теремок», «Три поросенка», «Зимовье», «Лисичка со скалочкой» и Др.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек мы используем прием мнемотехники. В переводе с греческого, «мнемотехника» - это «искусство запоминания». Мы используем разный дидактический материал в форме мнемо-таблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью.

Например, учим с маленькими детками стихотворение «Наша Таня Громко плачет», (Показ схемы этого стихотворения.)

А с детьми постарше стихотворение «Я сосульку не сосу...» (Показ схемы)

Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.

Мнемотаблицы мы используем не только для заучивания стихотворений и потешек, а так же и для пересказа сказок и составления творческих рассказов.

(Схема русской народной сказки «Снегурочка»)

Посмотрите и скажите, к какой сказке эта схема?

В таблицах схематически изображены персонажи сказки, явления природы, некоторые действия, т.е. изображаем все то, что считаем нужным отобразить для пересказа сказки.

Через сказку мы знакомим детей с сезонными явлениями природы. Вводим цветовые буквенные обозначения времен года: осень - желтая буква О, зима -синяя буква 3, весна — зеленая буква В, лето — красная буква Л.

Давайте попробуем составить рассказ по мнемотаблице «Весна».

(Показ этой мнемотаблицы «Весна»)

«Весна»

Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. Дети пускают в них кораблики. Весной распускаются первые цветы - подснежники, а на деревьях появляются первые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!

В

Солнце

Сосульки

Лужи

Кораблик

Цветок

Дерево

Птицы

 

!

А уже в более старшем возрасте детям необходимо по печатным схемам придумать и рассказать собственную историю. При этом модель-схема должна организовывать и направлять их фантазию, помогая создавать сюжетные произведения.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц у детей появляется желание пересказывать сказки - как на занятиях, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Список использованной литературы:

1. Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. – КАРО,  2005

2. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. Практический журнал. Выпуск №12/2009

3. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников. Сост./Л.К.Ладутько, С.В.Шкляр; Изд.Содействие, 2010

4. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - Детство-Пресс, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад – презентация к педагогическому совету на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВООБРАЖЕНИЕ »

   Доклад – презентация к педагогическому совету на тему:   «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВООБРАЖЕНИЕ »Данный материал раскрывает понятия:1.воображение, ...

Сообщение на тему:" Развитие речи через воображение "

В сообщение говориться о том,как можно развивать воображение детей через образы,как помочь ребёнку запоминать и воспроизводить материал....

Всеобуч для родителей "Развитие речи через воображение"

Слово как глубокий колодец - источник. А из него можно зачерпнуть воды чуть-чуть, можно - побольше: целое ведро, можно много ведер достать, и все равно не вычерпать.Вот и мы с вами должны понимать сам...

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста...

Мастер-класс Театральная мозаика «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»

Цель: Создание условий для развития  речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии  посредством театральной деятельности. Освоение технологии изготовление традиционной ...

Мастер–класс «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»

ПРИЛОЖЕНИЕ  МАСТЕР-КЛАСС "Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии"....