статья Диалогическая речь у детей дошкольного возратса
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

статья как развивается речь в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Слободчикова

МБДОУ «ДСКВ № 116» г. Братск

Диалогическая речь у детей дошкольного возраста

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Речевое развитие дошкольника включает такое понятие как умение вести диалог, т.е. умение общаться с окружающими людьми. В процессе общения реализуется основная и первоначальная функция речи – коммуникативная – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера.

Задачи  общения: освоение языка как средства общения; установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных речевых и неречевых средств; овладение средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи; установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. п.).

Дети четырех – пяти лет испытывают насущную потребность, делится своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках, маме, сестренке, братишке. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно.

Общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды. У дошкольников (5-6 лет) общение со сверстниками становится приоритетным. Они активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности — игры, труда, занятий и др.). Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее развитие. Возникает большое разнообразие коллективных задач:

  • совместная игра;
  • навязывание собственных образцов;
  • управление действиями партнера и контроль,  за их выполнением;
  • постоянное сравнение с собой и оценка конкретных поведенческих актов.

Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения соответствующих действий: требовать, приказывать, обманывать, жалеть, доказывать, спорить и т. д.

Общение со сверстниками очень эмоционально насыщено. Действия, адресованные сверстнику, аффективно направлены (в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, чем при общении со взрослым).

Наблюдается большое разнообразие эмоциональных состояний: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. Дошкольник одобряет ровесника чаще, чем взрослого, и чаще вступает с ним в конфликтные отношения.

Контакты детей нестандартны и не регламентированы. Дошкольники в своих взаимоотношениях используют самые неожиданные действия. Их движения раскованны, не нормированы: они прыгают, кривляются, принимают разные позы, передразнивают друг друга, придумывают разные слова, сочиняют небылицы и т. д.

В среде сверстников ребенок может свободно проявлять свои индивидуальные особенности.

С возрастом контакты детей все больше подчиняются общепринятым правилам поведения. Но до конца дошкольного возраста отличительной особенностью детского общения являются его нерегламентированность и раскованность.

В общении со сверстниками инициативные действия преобладают над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность коммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.

Общение должно быть доброжелательным, адресованным, поддерживаемым комментирующими, рассуждающими, взаимосвязанными высказываниями, вопросами, побуждениями.

Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.

Литература

  1. Арушанова А.Г. «Развитие диалогического общения. Речь и речевое общение детей». М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 272с.
  2. Арушанова А.Г. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников» -М.: Сфера ТЦ, 2012.-80с.
  3. Смирнова Е.О. «Первые шаги. Развитие общения детей со сверстниками».М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация по проведенному исследованию и работе над формированием диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр

Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...

Статья. "Приемы и способы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста"

Зная особенности диалогической речи, её развития у детей можно определить задачи и содержание обучения. Основной целью развития диалогической речи у дошкольников - формирование навыка использования ди...

Статья: «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с помощью дидактической игры».

Материал полезен для педагогов и родителей по развитию у детей диалогичесой речи с помощью дидактичесих игр....

Статья «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

АннотацияДошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в...

Педагогическая технология "Развитие развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через изучение основ журналистики"

Актуальность Речь является основным средством проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной, эмоционально-волевой, познава...