развитие речи "Колосок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
НОД по развитию речи в старшей группе по сказке "Колосок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolosok.docx | 87.74 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО СКАЗКЕ «КОЛОСОК»
Задачи: Учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картин. Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением (словоизменение). Закрепить навыки практического употребления в речи предлогов на, за, перед, около, рядом, из-за. Развивать внимание, память, мышление, связную речь. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к труду на примере поступков героев прослушанного произведения; умение слушать друг друга.
Материал: текст сказки «Колосок», иллюстрации к сказке, домик, две мышки, петушок, колосок, дид. игра «Четвёртый лишний».
Словарная работа: обмолотить, намолол, мельница , колосок.
Ход:
1. Организационный момент.
Воспитатель. Сегодня к нам пришли гости. Посмотрите на них и поздоровайтесь.
А теперь, ребята поздоровайтесь ласково друг с другом.
Для того, чтобы язычок хорошо работал, проведём гимнастику для язычка.
Гимнастика для языка.
Ча-ча-ча-печка очень горяча
Чу-чу-чу- калачи испечь хочу
Чо-чо-чо- ничего, что горячо.
Чи- чи- чи- очень вкусны калачи.
С пылу, с жару, из печи!
Ач- ач- ач – всем ребятам дам калач
2. Игра «Четвёртый лишний».
Воспитатель: Ребята, у меня на доске выложены картинки, назовите лишнюю.
*кефир, морковь , огурец, перец;
*лимон, мандарин, масло, слива;
*клубника, колбаса, крыжовник, малина;
*сок, холодильник ,чайник, плита;
*пирог, сыр, батон, хлеб.
Дети называют лишний предмет и объясняют, почему он лишний.
Воспитатель: Послушайте слова: сыр, пирог, колбаса, масло. Что это? (Продукты).
-Сыр и масло готовят из чего? (Из молока).
- Колбасу изготавливают из чего? (Из мяса).
- Из чего пекут пироги? (Из муки).
- Из чего получается мука? (Из зёрен,).
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руке? – Колосок.
Ребята, кто из вас знает, что такое колосок?
-Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелёк –
это соломина. (Воспитатель показывает колосок).
Воспитатель: Я где- то видела точно такой же колосок. Давайте подойдём к столу.
(на столе - домик, петушок, две мышки, колосок) и посмотрим, что здесь. Посмотрите, здесь такой же колосок, как и у меня в руке. Здесь спряталась сказка. Она так и называется «Колосок». Хотите послушать?
Чтение сказки.
Беседа по содержанию сказки и словарная работа.
-Ребята, вам понравилась сказка?
- Как называется сказка?
-Что нашёл петушок? (Колосок).
Что потом сделал с колоском? (обмолол)
Куда Петушок отнёс зерно? (на мельницу)
Зачем? (намолоть муки)
-Вам все слова в сказке понятны? Тогда скажите мне, пожалуйста: Петушок колосок обмолотил.(слово повторяют индивидуально, а затем и все вместе).
Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).
Молотить - это значит выбивать зёрна из колоска.
Петушок муки намолол. Как объяснит, что сделал Петушок? (Ответы детей).
Молоть - это перетирать зёрна в муку.
Мельница-это здание, где из зёрен мелют муку.
Что из муки сделал Петушок? (тесто).
Какие из теста получились пироги? (вкусные, ароматные, мягкие, пышные).
-Какой был Петушок? (заботливый, трудолюбивый, хлопотливый , старательный).
А мышата какие? (ленивые, игривые, хитрые , беззаботные, шалуны..).
-Чем занимались мышата, когда Петушок работал?
-Какую ещё работу выполнял Петушок?
-Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
Почему голос у мышат становился всё тише и тише после каждого вопроса петушка?
(Им было стыдно. Почему?).
Физкультминутка.
По весне поле вспахали, дети делают скользящие движения ладоней друг о
друга.
Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону («сеют»).
Солнце припекает, перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают
руки («солнце»).
Землю согревает. Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями,
раскрытыми, к полу.
Высоко поднялись колоски, Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу
К солнышку тянутся они. и медленно поднимают руки.
Ветер налетает, Покачивают руками над головой.
Колоски качает.
Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево.
Влево качнулись.
А как дождичек идёт, Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.
Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту (пьют).
Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.
До чего ж, красива! Трясут кистями рук над головой.
Дид. игра «Что вначале, что потом».
Воспитатель: Ребята, вы внимательно прослушали сказку, а сейчас давайте вспомним, что за чем происходило в сказке.
Для этого возьмите по одной картинке и разложите их так, как это происходило в сказке.
С чего начиналась сказка?
Что было потом… (выкладываем на мольберте).
Молодцы!
У нас получилась сказка в картинках.
Игра «Кузовок».
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в увлекательную игру «Кузовок». (Дети передают друг другу кузовок и складывают в него всё, что заканчивается на ок.
(Я кладу в кузовок – колосок, пирожок, платок, клубок, снежок, флажок, колпачок, мешок, утюжок, башмачок, замок, листок…).
Игра: «Составь предложение». (дети составляют предложения ,используя предлоги : на, за, перед, рядом, из-за, около).
Воспитатель: Теперь поиграем в игру «Составь предложение» .Выставляется силуэт домика. Воспитатель помещает петушка на домик, за домик, перед домиком, около домика, из-за домика.
Словесная игра «Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных».
Воспитатель: Я буду называть предметы, а вы будете превращать их в маленькие:
Петух- петушок шапка- шапочка
Мышь-мышонок сумка-сумочка
Стол- столик стул-стульчик
Дом- домик ковёр- коврик
Игра «Назови ласково».
Булка- булочка сушка - сушечка
Батон- батончик баранка - бараночка
Пирог- пирожок сухарь-сухарик
Хлеб-хлебушек пышка- пышечка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...