Воспитание культуры общения у детей на логопедических занятиях.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Одной из сторон нравственного воспитания является культурно – речевое воспитание детей. Воспитание культуры общения – одна из актуальных задач в современном обществе. Мы воспитываем такие нравственные качества как вежливость , деликатность, предупредительность, скромность, общительность и навыки коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакт со сверстниками, умение без крика договориться, вежливо обращаться с просьбой, если необходимо, то уступить и ждать, делиться игрушками, спокойно разговаривать. Культура общения обязательно предполагает культуру речи , которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон.
Проблема воспитания современных детей осложняется тем фактом, что все больше появляется детей с различными речевыми нарушениями, в том числе с общим недоразвитием речи (ОНР). Овладение культурой общения детьми с ОНР затруднено в связи со сложностью в формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения. Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В. подчеркивают такую особенность общения детей с ОНР с окружающими: - в речи малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, -часто не умеют договориться между собой, объяснить свою точку зрения, - не понимают мотивов поведения партнера и не могут согласовать ролевое взаимодействие. А недостаточность употребления в их речи слов вежливости, они объясняют простым незнанием их.
"Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость." Мигель Сервантес де Сааведра. Вежливость . Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца.
Цель: Формирование коммуникативных навыков, накопление у детей словарного запаса вежливых слов и выражений , воспитание культуры общения по средствам игр и упражнений . Задачи: - Обогащение словаря вежливыми словами; - Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми; - Научить правильно употреблять вежливые слова в речи; - Стимулирование речевой активности; - Воспитывать внимательное отношение к окружающим; - Развитие умения анализировать конкретные жизненные ситуации, делать выводы, учить детей выделять нравственную сторону в поступках героев; - Познакомить детей с несловесными средствами общения .
Коррекционно - развивающие занятия проводились по подгруппам и индивидуально. Работа выстраивалась так, чтобы во всех видах деятельности обогащался словарь детей различными вежливыми словами, речевыми оборотами, соответствующими требованиям этикета. Велась работа по формированию лексико- грамматических категорий. Развитию связной речи. Особое внимание уделялось умению строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Обучению детей различным типам высказывания: описанию, повествованию, рассуждению. Решение задач осуществлялось в 2 этапа Подготовительный этап: - Подбор литературы по данной теме; - Разработка этапов ознакомления с навыками культуры общения; - Разработка конспектов занятий, досуга; Подборка и систематизация игр и упражнений, изготовление дидактического материала для игр.
Основной этап : Чтение художественных произведений: Э. Мошковская " Вежливое слово" В. Осеева "Волшебное слово" Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.
Цель: Формировать положительное взаимоотношение между детьми. Побуждать их к добрым поступкам. Показать детям, что мимика и жесты помогают полнее выразить мысли, а иногда они способны заменить собою целые слова. Беседа: "Оцени поступок" "Как мы общаемся друг с другом" "Правила поведения в общественном месте"
Цель: Совершенствовать навыки культуры общения. Расширять словарный запас вежливого общения с людьми. Сюжетно-ролевая игра "В магазине" Игра - импровизация "Встреча" Игра - соревнование "Кто больше" Игра - фантазирование
Цель: Упражнять детей в употреблении вежливых слов в подходящий момент. Игровые задания: " Чудо мешочек" " Вежливый мяч" " Подбери картинку" "Отгадай и назови"
Досуг " Урок вежливости " Цель: Дать возможность детям переживать хорошее как радость, испытывать неприязнь к плохому. Обратить внимание детей на то, что добрые чувства, отношения вызывают уважение, дружбу, любовь. Вызвать желание совершать хорошие поступки, относиться с уважением к людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО - СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ СО СВЕРСТНИКАМИ
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ...
Воспитание культуры общения у детей 6-7-го года жизни со сверстниками на материале художественной литературы
Перспективный план...
«Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста»
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д.«Общение–актуальная...
Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
итоговая работа на тему: "Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста"...
Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста
Главная задача моей работы заключается в том, чтобы помочь детям дошкольного возраста овладеть этикетными средствами нашей речи, правилами культуры поведения....
Воспитания культуры общения у детей 6-7 лет.
Развитие культуры общения у старших дошкольников может осуществляться во всех видах детской деятельности....
«Воспитание культуры общения у детей»
laquo;Воспитание культуры общения у детей»...