Речевой уголок группы как часть предметно-развивающей среды
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
demidova_m.yu_.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Демидова М.Ю.
Кудашова С.В.
РЕЧЕВОЙ УГОЛОК ГРУППЫ КАК ЧАСТЬ
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
МДОУ детский сад №25 «Катюша»
г. Тольятти, Россия
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.
Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в детском саду комбинированного вида в группах для детей с ОНР. Нерегламентированная деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания детей в саду. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
В состав предметно-развивающей среды входит речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Мы усовершенствовали уже имеющиеся коррекционные уголки в группах, разработали критерии их оснащения. При подборе дидактического материала учитывались:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка).
В основу наполняемости было положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.
Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Опыт показывает, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. При случайном, формальном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и обучаемость резко снижается. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
Весь материал, в рамках лексической темы, подобранный специалистами группы, должен соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.
Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры. Мелкий игровой материал помещается в пластиковые, прозрачные контейнеры с легко снимающимися крышками.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно куклу.
Кукла помогает отвлечься от действительности, помогает ребенку не потеряться в этом мире, понимать красоту, доброту, избавиться от страха. Кукла удобна для игр детей.
Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые мы преподносили в разных видах деятельности. Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.
Коррекционная работа предполагает:
Воздействие педагога на ребёнка с помощью куклы;
Непосредственное взаимодействие с ребёнка с куклой;
Лечебные этюды;
Лечебные спектакли.
В своей работе мы обратились к рукотворным куклам. Наша кукла - гномик, которого мы назвали Речевичок, совершенствовала у детей мелкую моторику, массажировала мелкие мышцы пальцев, помогала осваивать все то, с чем мы их знакомили, развивая детей. Мы предлагали детям поздороваться с куклой за руку, помять ладошки, посмотреть, во что он нарядился, рассказать, что больше всего понравилось, глядя на гномика. Речевичок мог и успокоить ребенка, и подбодрить,
В логопедической пальчиковой гимнастике предлагали детям кукол на пальчики, которые помогали детям лучше усвоить материал. Дети ставили пальчиковый театр по русским народным сказкам.
Диагностика показала: у детей улучшилась память, речь, расширились познания. Дети, не стесняясь, выражали свои эмоции. Учились передавать настроение, интонацию. Посредством куклотерапии гасилась агрессивность.
Наши дети нуждаются в полноценном общении, особенно дети с ОНР. Куклотерапия позволяет расширить границы общения, круг интересов и знаний. Мы решили расширять и углублять нашу работу в этом направлении. Наши куклы доставляют радость детям. А что может быть важнее психологического здоровья детей. А кто смеется – здоров. Значит наши куклы лечат.
Как показал опыт, проводимая таким способом коррекционная работа воспитателя на речевых группах даст большой эффект в решении сложной проблемы – устранению нарушений звукопроизношений у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития ...
Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды.
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у...
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у...
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды.
Стендовый доклад "Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды"...
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой явля...
Консультация «Речевой уголок в группе, как часть предметно-развивающей среды»
Подготовка детей к школе является одной из задач дошкольного учреждения. И особенно остро этот вопрос стоит, когда ребенок имеет нарушения в речевом развитии. А, как известно, старший дошкольный...
Консультация для воспитателей: "Коррекционный уголок группы как часть предметно - развивающей среды"
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени....