Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды.
статья по логопедии на тему
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnyy_ugolok_statya.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционный уголок группы как часть
предметно-развивающей среды
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.
Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в ДОУ компенсирующего вида для детей с ОНР. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (самостоятельная и под руководством педагога) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности воспитатели организуют индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне; зеркало; игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Педагоги нашего ДОУ усовершенствовали уже имеющиеся коррекционные уголки в группах. При подборе дидактического материала учитывались:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).
В основу наполняемости было положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с педагогами не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.
Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Опыт показывает, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. При случайном, формальном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и они плохо усваивают лексическую тему.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подбираются в порядке нарастающей сложности, направлены на коррекцию речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы (приложение 1). Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.
Весь материал, в рамках лексической темы, подобранный специалистами группы, соответствует возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал доступен для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.
Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры. Мелкий игровой материал помещается в пластиковые, прозрачные контейнеры с легко снимающимися крышками.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При достаточном освещении. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в коррекционном уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно игрушку. Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Одежда игрушки содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (крючки, липучки, пуговицы, шнурки, кнопки, пряжки, зажимы, молнии, ленточки, и т.д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.
Как показывает наш опыт, разработанные логопедами рекомендации к содержанию коррекционного уголка позволили педагогам создать дополнительные условия для создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в группе. У нас были проведены консультация по организации коррекционных уголков и выставка-конкурс, в которой принял участие весь педагогический коллектив. В этой работе в полной мере проявились творческие способности педагогов. А подведение результатов на конкурсной основе выявило высокий уровень их мастерства.
Таким образом, мы смогли вооружить педагогов простыми и эффективными средствами для организации коррекционных уголков, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка. В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
Список литературы:
1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (в двух частях), М.; 1993.
2. Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская. Как научить ребенка думать и говорить. М.; НПФ «Унисерв», 1993.
3. С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников. М.; 1999.
4. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. М.; 1981.
5. В.В. Коваленко, С.В. Коваленко. Артикуляционная и пальчиковая
гимнастики. М.; 2004.
6. Л.С. Савина. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.; 1999.
7. Н.В. Микляева, О.А. Полозова. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М.; 2004.
8. С.А. Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.; 1991.
9. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.; 1995.
10. А.В. Крапухин, С.Н. Шаховская, О.А. Ишимова. Учись думать и говорить. М.; 1990.
11. Л.Н. Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М.; Сфера, 2005.
12. Н.В. Новоторцева. Подготовка ребенка к школе. Первые шаги в освоении чтения.
13. О.А. Белорыбкина. Речь и общение. Ярославль, 1998.
Приложение № 1
Наполняемость коррекционного уголка в старшей группе.
Разделы | Игры |
Мелкая моторика | Мозаика Шнуровка Рисуем по клеточкам |
Дыхание | Игра «Бабочки полетели» Игра «Подуй на птичку» |
Фонематический слух | Игра «Шумящие коробочки» Игра «Телеграмма» |
Звуковой анализ и синтез (грамота) | Игра «Цепочка слов» Игра «Звонкий - глухой» Игра «Схемы и слова» |
Звукопроизношение | Игра «Веселый язычок» (артикуляционная гимнастика) Лото-мозаика Скороговорки |
Лексика | Картинный словарь (предметные картинки на звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ) «Тематическое лото» Игра «Знаю все профессии» Игра «Семья» Игра «Назови одним словом» Игра «Расскажи про свой город» |
Слоговая структура | Игра «Длинные и короткие слова» |
Грамматический строй речи | Игра «Назови ласково» Игра «Один - много» Лото «Маленькие слова» |
Связная речь | Игра «Что сначала, что потом» Игра «Придумай продолжение истории» Игра «Что перепутал художник?» Игра «Звук, свет, вода» |
Высшие психические функции | Игра «Найди отличия» (внимание) Игра «Узнай, что это?» (восприятие) Игра «Чей силуэт?» Игра «Предметы и контуры» Игра «Путаница» Игра «Крылья, лапы и хвосты» Игра «Четвертый лишний» |
Дополнительно:
1. Картотеки:
- дыхательных упражнений;
- пальчиковых игр;
- упражнений по развитию фонематического восприятия;
- загадок.
2. Светлова И. Домашний логопед. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития ...
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у...
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды.
Стендовый доклад "Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды"...
Речевой уголок группы как часть предметно-развивающей среды
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения так...
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой явля...
Консультация «Речевой уголок в группе, как часть предметно-развивающей среды»
Подготовка детей к школе является одной из задач дошкольного учреждения. И особенно остро этот вопрос стоит, когда ребенок имеет нарушения в речевом развитии. А, как известно, старший дошкольный...
Консультация для воспитателей: "Коррекционный уголок группы как часть предметно - развивающей среды"
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени....