Консультация «Речевой уголок в группе, как часть предметно-развивающей среды»
консультация (подготовительная группа)
Подготовка детей к школе является одной из задач дошкольного учреждения. И особенно остро этот вопрос стоит, когда ребенок имеет нарушения в речевом развитии. А, как известно, старший дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи, то подготовить такого ребенка, имеющего общее недоразвитие речи к школе требует от педагогов терпения, знаний индивидуальных особенностей детей этой категории, знания структуры речевого дефекта и, конечно, же неуемной фантазии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rechevoy_ugolokivanova_i.v.docx | 231.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевой уголок в группе, как часть предметно-развивающей среды»
Консультацию подготовила воспитатель Иванова И.В.
г. Троицк 2018г.
Подготовка детей к школе является одной из задач дошкольного учреждения. И особенно остро этот вопрос стоит, когда ребенок имеет нарушения в речевом развитии. А, как известно, старший дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи, то подготовить такого ребенка, имеющего общее недоразвитие речи к школе требует от педагогов терпения, знаний индивидуальных особенностей детей этой категории, знания структуры речевого дефекта и, конечно, же неуемной фантазии.
Уже доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Большое внимание логопедами и воспитателями уделяется оборудование в группах специальных речевых коррекционных уголков. Педагоги, работающие с детьми-логопатами, давно пришли к тому, что такие речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве. Как уже апробировано практикой при организации данного уголка необходимо соблюдать следующие требования:
- Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало, игровой, дидактический, наглядный материал.
- Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
- В основу наполняемости уголка желательно учитывать тематическое планирование по лексическим темам.
- Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется еженедельно, согласно лексической теме.
- Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
- Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
- Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
- Не следует перегружать уголок оборудованием.
- Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности
- В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
фонематического слуха; - дыхания;
- воздушной струи;
- артикуляционной моторики;
- правильного звукопроизношения;
- словаря;
фразовой речи; - мелкой моторики пальцев рук;
- звукового анализа и синтеза слогов и слов.
Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей.
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, может носить многофункциональный характер, использоваться в разных целях.
Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.
Дидактическое оснащение должно подбираться для решения коррекционных задач, а также удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.
Дидактический материал в речевом уголке в старшей логопедической группе
Задачи | Дидактические пособия | Дидактические игры |
1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи | «Рыбки»; «Насекомые»; «Транспорт»; «Листочки»; «Цветочки»;«Бабочки»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке | «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др. |
2. Формирование фонематического восприятия и слуха | Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова | «Собери букет»; «В мире животных и птиц»; «Делим слова на слоги»; «Фонематика»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Звуковое домино»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Продавец и покупатель»; «Звуковые символы» и др. |
3. Развитие артикуляционной моторики | Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой (авторы Т. А. Куликовская, Е. А. Пожиленко); схема для характеристики звука; ватные палочки, ватные диски |
|
4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи) | Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков (авторы О. И. Лазаренко, Л. А. Комарова); чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте | Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Говорим правильно»; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л)» |
5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте | Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д.; «Карусель» (учим буквы); карты для чтения; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Учимся читать»; «Букварь» Н. С. Жукова, «Живая азбука», «Чтение по слогам», «Родная природа»; «Путешествие с буквами»; «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; «Белоснежка» — читаем с подсказками; книжки-малышки и др. | «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы |
6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий | Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) | «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др. |
7. Развитие связной речи | Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др. | Игры-самоделки «Составь рассказ по картинкам» («Ястреб и курица», «Два козлика» и др.) |
8. Развитие мелкой моторики | Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) | Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др. |
Список литературы.
1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (в двух частях), М.; 1993.
2. Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская. Как научить ребенка думать и говорить. М.; НПФ «Унисерв», 1993.
3. С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников. М.; 1999.
4. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. М.; 1981.
5. В.В. Коваленко, С.В. Коваленко. Артикуляционная и пальчиковая
гимнастики. М.; 2004.
6. Л.С. Савина. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.; 1999.
7. Н.В. Микляева, О.А. Полозова. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М.; 2004.
8. С.А. Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.; 1991.
9. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.; 1995.
10. А.В. Крапухин, С.Н. Шаховская, О.А. Ишимова. Учись думать и говорить. М.; 1990.
11. Л.Н. Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М.; Сфера, 2005.
12. Н.В. Новоторцева. Подготовка ребенка к школе. Первые шаги в освоении чтения.
13. О.А. Белорыбкина. Речь и общение. Ярославль, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития ...
Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды.
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у...
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у...
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды.
Стендовый доклад "Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды"...
Речевой уголок группы как часть предметно-развивающей среды
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения так...
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой явля...
Консультация для воспитателей: "Коррекционный уголок группы как часть предметно - развивающей среды"
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени....