Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста "Пересказ произведения Зотова "Сказка про щегла"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для детей
старшего дошкольного возраста для детей с ОНР
Пересказ произведения Зотова “ Сказка про щегла»
подготовила учитель – логопед Повернова Н.Н.
Цель: закреплять умение пересказывать литературное произведение.
Задачи:
- Расширять словарь по теме: «Птицы» (подбирать родственные слова, осваивать значение многозначных слов (глаголов);
- Закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; образовывать сложные прилагательные;
- Формировать умение образовывать приставочные глаголы;
- Продолжать развивать умение толковать пословицы и крылатые выражения, используя в доказательстве сложноподчиненные предложения; углублять представление детей о прямом и переносном значении слов.
- Продолжать учить детей включать в повествование элементы описания, соблюдать временную последовательность событий.
Оборудование: картинки птиц ласточка, грач, скворец ; веточки для построения гнезда; картинки насекомых; картинка скворечника; аудиозаписи голосов ласточки , грача, скворца и пения птиц; задания, напечатанные на листочках в форме пера; счетные палочки; серия картинок, нарисованная по тексту Зотова «Сказка про щегла»;
Ход занятия:
1. Логопед:
- Ребята, посмотрите за окно на березку. Внимательно проследите глазами снизу вверх, вокруг. Вы кого – то заметили на березке?
- А сидела только на березке только что сорока, которая прилетела к нам в гости.
Показывают игрушку сороки.
- Как ещё сороку называют? (сорока – белобока).
- У сороки длинный хвост, значит она… (длиннохвостая).
- Сорока к нам прилетела из леса и принесла на своем хвостике вот такую весть.
- Как вы понимаете выражение «принесла на своем хвостике весть»?
- Сорока все трещит , трещит мне на ухо.
- Как понять, что сорока «трещит», объясните. (Ответы детей)
- О чем можно сказать еще «трещит» ?
Варианты ответов: трещит лед, трещит старое дерево, палка трещит, одежда трещит по швам, кузнечики трещат.
Логопед:
- Ребята, есть такое выражение «Голова трещит». Как вы понимаете это выражение?
- Так вот, сорока принесла нам на своем хвостике весть о том, что лес спит, потому, что птички не поют и не хотят встречать весну.
- И просит она вас, дети, помочь ей разбудить птиц и наконец-то разбудить лес. Поможете?
2. Логопед:
- Сорока принесла на своем хвостике вам подсказки.
Первая подсказка. На пере показывается задание.
Логопед:
- О ком говорят, что он «зиму ломает»? (о граче).
Показывают картинку грача.
- Да, есть такая пословица: « Грач зиму ломает». Объясните, как вы понимаете эту пословицу.
- Вспомните слова – родственники к слову грач и положите к нему веточку, чтобы он мог построить себе гнездо.
За каждый ответ ребенок берет веточку и выкладывает гнездо.
птенец грача – грачонок
его мать – грачиха
его гнездо – грачиное
скопление грачиных гнезд – грачевник
хвост у грача – грачиный
крыло у грача – грачиное
Логопед:
- Ребенок говорит, что грач проснулся и сказал вам «крак». Послушайте, как кричит грач.
Включается аудиозапись песни грача.
Вторая подсказка. На пере напечатана загадка.
Логопед:
- Послушайте загадку:
Черный костюмчик,
Белая рубашка,
Прилетела из – за моря
Быстрокрылая птаха.
- О ком говорится в этой загадке?
Выставляется картинка ласточки.
- Что значит черный костюмчик, а белая рубашка?
В доказательствах дети используют сложноподчиненные предложения.
Логопед:
- Теперь образуйте новые слова. Называете и кладете насекомое, которым питается ласточка.
Дети образуют слова и выкладывают картинки насекомых.
Ласточка любит тепло – теплолюбивая ласточка.
У ласточки острые крылья – острокрылая ласточка.
У ласточки белая грудка – белогрудая ласточка.
У ласточки звонкий голос – звонкоголосая ласточка.
- Вот и ласточка проснулась, запела .
Включается аудиозапись песни ласточки.
Третья подсказка.
Выставляется картинка скворечника.
Логопед:
- Ребята, что это такое? Как вы думаете, какая птица живет в этом домике?
- Вы говорите ласковые слова и кладете палочки, из которых мы построим скворечник.
Дети говорят и выстраивают скворечник из счетных палочек.
скворец – скворушка
птица – птичка
клюв – клювик
крыло – крылышко
хвост – хвостик
гнездо – гнездышко
Логопед:
- А теперь мы поиграем со словами:
скворец по небу – (что делает?) летает
из скворечника – вылетает
к скворечнику – подлетает
от скворечника – отлетает
весной скворцы - прилетают
осенью – улетают.
Звучит аудиозапись песни скворца.
- Разбудили мы с вами и скворца.
3. Четвертая подсказка
Выставляется картинка с серенькой птичкой.
Логопед:
- Как вы думаете, какая птичка здесь грустит?
- Вспомните, «Сказку про щегла» и перескажите ее с помощью картинок.
Выставляется серия картинок по сказке «Сказка про щегла». Дети пересказывают сказку, включая в повествование элементы описания, соблюдать временную последовательность событий.
Логопед:
- Сорока мне стрекочет, что щегол проснулся.
Включается аудиозапись песни щегла.
- В этой сказке щегол щеголяет, как вы понимаете слово «щеголять»?
Итог:
Включается аудиозапись голосов птиц.
Логопед:
- Вот и запели наши птицы. Послушайте, как красиво они поют.
- Разбудили мы птиц! Лес проснулся!
- Сорока говорит вам: « Спасибо милые дети, полетела я в лес –там у меня много дел, надо весну встречать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятиядля второй младшей группы "Путешествие в лес"
Разработка музыкально - ритмического занятия для младшей группы...
Конспект занятиядля детей средней группы "Деревянные чудеса"
Расширить представления о дереве,его качествах и свойствах....
Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ) С ОНР. Тема:«В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЗВЕРЯМ»
Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Дикие животные»....
Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"
Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...
Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.
В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...
- Мне нравится (1)