Методическая разработка НОД в старшей группе по обучению пересказа произведения Г. Скребицкого и В. Чаплиной. «Как белочка зимует».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_rasskaza_kak_belochka_zimuet.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по обучению пересказа.
Пересказ произведения Г. Скребицкого и В. Чаплиной.
«Как белочка зимует».
Цель: закрепление умения последовательно пересказывать литературный текст
Задачи:
- Закрепить знания о жизни зверей зимой;
- Развивать умение детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы.
- Совершенствовать грамматический строй речи
-Расширить словарный запас детей (лазейка, уют, устроено, непогода)
- Воспитывать любовь к природе, животному миру, бережное и разумное отношение ко всему живому.
Оборудование: ноутбук с мультимедийным оборудованием, колонки.
Ход занятия:
1 часть (вводная)
Звуки метели.
Слайд 1
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
В: Где мы оказались ?
Ответы детей.
В: В лесу хорошо зимой, красиво, тихо, только снежок падает, и никого нет. Так ли это?
Ответы детей.
В: Да не так уж и тихо, вон какая метель разыгралась.
Ответы детей.
Слайд 2
В: А вот и первые следы, интересно, чьи они?
Ответы детей.
В: Давайте рассмотрим поближе. А если мы проследим за следами? Нашли кого – то?
Ответы детей.
В: Это лиса! А как лиса зимует?
Ответы детей.
В: (дополняет ответы детей) В холодные, морозные дни лиса прячется под деревьями, кустарниками, свернется клубочком, нос спрячет и спит. Лиса всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи, слух у нее замечательный, она слышит мышей глубоко под снегом. Так, мышами в основном, и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает им порой. Посмотрите, как лиса мышкует.
Слайд 3
Слайд 4
В: А тем временем в лесу еще кто –то прошел. Посмотрите, вот эти следы.
Дети рассматривают следы на экране.
В: Давайте посмотрим, вдруг опять кого – то найдем. Нашли?! И чьи же это были следы?
Ответы детей.
В: А волк как зимует? Наверное, в норке спит всю зиму.
Ответы детей.
В: (дополняет ответы детей) Конечно, волк тоже прячется от вьюг в снегу, под деревом, где меньше ветер дует. Голодно зимой волку, а что спасает волка от холода?
Ответы детей.
В: Зимой волки сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться. От голода волки выходят в деревни, чтобы поживиться домашними животными. Посмотрите, вот волк вышел на дорогу.
Слайд 5
Слайд 6
В: А это чьи следы? Как вы думаете?
Ответы детей.
В: Давайте проследим за ними, и посмотрим, чьи это следы.
Ответы детей.
В: Как же заяц переживает зиму?
Ответы детей.
В: (дополняет ответы детей). Заяц в лесу зимой невидим для хищников и охотников благодаря тому, что его шубка приобретает белый цвет. Мех становится более густым и длинным, это спасает зверька от лютых морозов. От холода заяц прячется в снегу, устраивает себе лежку. С наступлением темноты животное выходит на кормежку. Питаются корой и ветками деревьев и кустарников, замерзшими ягодами, засохшей травой. Давайте посмотрим на лежку зайца.
Слайд 7
В: Ребята, посмотрите, у меня в коробочке есть чьи – то следы. Только они перепутались. Поможете мне определить, чьи это следы?
Ответы детей. Деятельность детей (раскладывают на полу следы волка, лисы, зайца).
В: Давайте попробуем пройти по следам так, как это делают звери.
Двигательная деятельность детей.
Слайд 8
В: Посмотрите, ребята, кто на елке сидит? И что это на дереве?
Ответы детей.
В: А как белочка зимует?
Ответы детей.
В: Мне хочется прочесть вам рассказ, послушайте, как про это написали замечательные писатели Георгий Скребицкий и Вера Чаплина.
2 часть (чтение без установки на запоминание)
Воспитатель читает рассказ.
3 часть (беседа по рассказу)
-О ком этот рассказ?
- Почему белочке не страшны ни мороз, ни метель?
- Почему в гнезде тепло и уютно?
- А что белочка делает, чтобы холодный ветер не задувал?
- Как белочка спит?
-Что в это время делает ветер снаружи?
- Что делает белочка, когда непогода утихнет?
- Где у белочки главная еда?
- как можно назвать этот рассказ?
- на сколько частей можно разделить рассказ? (на три части)
В: Про что говорится в первой части?
Ответы детей.
В: О чем говорится во второй части?
Ответы детей.
Слайд 9
Слайд 10
В: О чем говорится в третьей части?
Ответы детей.
Слайд 11
В: Посмотрите, как белка находит спрятанные запасы.
4 часть (повторное чтение с установкой на пересказ)
- вы хорошо запомнили рассказ? Есть непонятные слова?
Непогода – плохая погода, ненастье.
Лазейка – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Лазейка – уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения.
устроено – сделано, устроить – наладить, организовать.
уют – приятно устроенный быт, обстановка.
ловко – искусно, удобно.
5 часть (пересказ).
Пересказ по частям.
6 часть (заключительная)
Оценка деятельности.
Используемая литература:
- Отрывок из поэмы А.С.Пушкина « Евгений Онегин».
- Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. —
- Георгий Скребицкий и Вера Чаплина «Как белочка зимует».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: учебно - методическое пособие.
Игра на развитие навыков словообразования и словоизменения....
Методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему: Комплексы гимнастики после сна (для детей старшего возраста)
комплекс гимнастики после дневного сна...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Заинька-трусишка»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Заинька-трусишка»Цель: Формировать умение детей последовательно пересказывать короткие пр...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ксюшины сандалики».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ксюшины сандалики».Цель: Формировать умение детей связно и последовательно пересказывать ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем - подсказок "Маленький дельфин"
Занятие по развитию речи при обучению пересказыванию формирует у детей старшего дошкольного возраста умение пересказывать небольшие тексты, способствует развитию связной речи, памяти, вниманию. В помо...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ворона и зонтик».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ворона и зонтик».Цель: Формировать умение детей связно и последовательно пересказывать те...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу «Ромашка» с помощью развивающих игр Воскобовича
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу «Ромашка» с помощью развивающих игр Воскобовича Цель: Создать условия для поддержания интереса к желанию пересказыв...