Методическая разработка НОД в старшей группе по обучению пересказа произведения Г. Скребицкого и В. Чаплиной. «Как белочка зимует».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Гребнева Татьяна Валерьевна

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_rasskaza_kak_belochka_zimuet.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по обучению пересказа.

Пересказ произведения Г. Скребицкого и В. Чаплиной.

«Как белочка зимует».

Цель: закрепление умения последовательно пересказывать литературный текст
Задачи:

- Закрепить знания о жизни зверей зимой;

- Развивать умение детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы.

- Совершенствовать грамматический строй речи

-Расширить словарный запас детей (лазейка, уют, устроено, непогода)

- Воспитывать любовь к природе, животному миру, бережное и разумное отношение ко всему живому.

Оборудование: ноутбук с мультимедийным оборудованием, колонки.

Ход занятия:

1 часть (вводная)

Звуки метели.

Слайд 1

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.

В: Где мы оказались ?

Ответы детей.

В:  В лесу хорошо зимой, красиво, тихо, только снежок падает, и никого нет. Так ли это?

Ответы детей.

В: Да не так уж и тихо, вон какая метель разыгралась.

Ответы детей.

Слайд 2

В: А вот и первые следы, интересно, чьи они?

Ответы детей.

В: Давайте рассмотрим поближе. А если мы проследим за следами? Нашли кого – то?

Ответы детей. 

В: Это лиса! А как лиса зимует?

Ответы детей.

В: (дополняет ответы детей) В холодные, морозные дни лиса прячется под деревьями, кустарниками, свернется клубочком, нос  спрячет и спит. Лиса всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи, слух у нее замечательный, она слышит мышей глубоко под снегом. Так, мышами в основном, и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает им порой. Посмотрите, как лиса мышкует.

Слайд 3

Слайд 4

В: А тем временем в лесу еще кто –то прошел.  Посмотрите, вот эти следы.

Дети рассматривают следы на экране.

В: Давайте посмотрим, вдруг опять кого – то найдем. Нашли?! И чьи же это были следы?

Ответы детей.

В: А волк как зимует? Наверное, в норке спит всю зиму.

Ответы детей.

В: (дополняет ответы детей) Конечно, волк тоже прячется от вьюг в снегу, под деревом, где меньше ветер дует. Голодно зимой волку, а что спасает волка от холода?

Ответы детей.

В: Зимой волки сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться. От голода волки выходят в деревни, чтобы поживиться домашними животными. Посмотрите, вот волк вышел на дорогу.

Слайд 5

Слайд 6

В: А это чьи следы? Как вы думаете?

Ответы детей.

В: Давайте проследим за ними, и посмотрим, чьи это следы.  

Ответы детей.

В: Как же заяц переживает зиму?

Ответы детей.

В:  (дополняет ответы детей). Заяц в лесу зимой невидим для хищников и охотников благодаря тому, что его шубка приобретает белый цвет. Мех становится более густым и длинным, это  спасает зверька от лютых морозов. От холода заяц прячется в снегу, устраивает себе лежку.  С наступлением темноты животное выходит на кормежку. Питаются корой и ветками деревьев и кустарников, замерзшими ягодами, засохшей травой. Давайте посмотрим на лежку зайца.

Слайд 7

В: Ребята, посмотрите, у меня в коробочке есть чьи – то следы. Только они перепутались. Поможете мне определить,  чьи это следы?

Ответы детей. Деятельность детей (раскладывают на полу следы волка, лисы, зайца).

В: Давайте попробуем пройти по следам так, как это делают звери.

Двигательная деятельность детей.

Слайд 8

В: Посмотрите, ребята,  кто на елке сидит? И что это на дереве?

Ответы детей.

В: А как белочка зимует?  

Ответы детей.

В: Мне хочется прочесть вам рассказ, послушайте,  как про это написали  замечательные писатели Георгий Скребицкий и Вера Чаплина.

2 часть (чтение без установки на запоминание)

Воспитатель читает рассказ.

3 часть (беседа по рассказу)

-О ком этот рассказ?

- Почему белочке не страшны ни мороз, ни метель?

- Почему в гнезде тепло и уютно?

- А что белочка делает, чтобы холодный ветер не задувал?

- Как белочка спит?

-Что в это время  делает ветер снаружи?

- Что делает белочка, когда непогода утихнет?

- Где  у белочки главная еда?

- как можно назвать этот рассказ?

- на сколько частей можно разделить рассказ? (на три части)

 В: Про что говорится в первой части?

Ответы детей.

В: О чем говорится  во второй части?

Ответы детей.

Слайд 9

Слайд 10

В: О чем говорится  в третьей части?

Ответы детей.

Слайд 11

В: Посмотрите, как белка находит спрятанные  запасы.

4 часть (повторное чтение с установкой на пересказ)

- вы хорошо запомнили рассказ? Есть непонятные слова?

Непогода – плохая погода, ненастье.
Лазейка – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Лазейка – уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения.

устроено – сделано, устроить – наладить, организовать.
уют – приятно устроенный быт, обстановка.
ловко – искусно, удобно.

5 часть (пересказ).

Пересказ по частям.

6 часть (заключительная)

Оценка деятельности.

Используемая литература:

  • Отрывок из поэмы А.С.Пушкина « Евгений Онегин». 
  • Ушакова О.С, Струнина Е.М.  Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. —
  • Георгий Скребицкий и Вера Чаплина «Как белочка зимует».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: учебно - методическое пособие.

Игра на развитие навыков словообразования и словоизменения....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Заинька-трусишка»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Заинька-трусишка»Цель: Формировать умение детей последовательно пересказывать короткие пр...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ксюшины сандалики».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ксюшины сандалики».Цель: Формировать умение детей связно и последовательно пересказывать ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем - подсказок "Маленький дельфин"

Занятие по развитию речи при обучению пересказыванию формирует у детей старшего дошкольного возраста умение пересказывать небольшие тексты, способствует развитию связной речи, памяти, вниманию. В помо...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ворона и зонтик».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ворона и зонтик».Цель: Формировать умение детей связно и последовательно пересказывать те...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу «Ромашка» с помощью развивающих игр Воскобовича

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу «Ромашка» с помощью развивающих игр Воскобовича Цель: Создать условия для поддержания интереса к желанию пересказыв...