Познавательно-исследовательский проект «Сказки дедушки Корнея»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Данный познавательно-исследовательский проект предназначен для воспитанников ДОУ среднего возраста. Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_skazki_dedushki_korneya.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт познавательно-исследовательского проекта «Сказки дедушки Корнея»
Структура | Содержание | |
Тема | «Сказки дедушки Корнея» | |
Адресация проекта | Проект предназначен для воспитанников ДОУ, педагогов ДОУ и родителей воспитанников. | |
Составители проекта | Воспитатель - Кудрявцева Л.Т. Воспитатель - Мироненкова Е.М. | |
Участники проекта | Воспитанники ДОУ, воспитатели ДОУ, родители воспитанников, библиотекарь, музыкальный руководитель. | |
Возраст воспитанников | Дети пятого года жизни. | |
Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта – познавательно - исследовательский. По количеству участников – групповой. По продолжительности – средней продолжительности (месяц). По профилю знаний – межпредметный. По уровню контактов – на уровне образовательного учреждения. | |
Проблема | Воспитатель приносит посылку из детской библиотеки, в ней - книги К.Чуковского. У детей возникают вопросы: - Кто написал такие интересные сказки? - Кто такой К.И.Чуковский? - Какие ещё произведения он написал? - Кто рисовал иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского? Данные вопросы вызвали необходимость в создании условий для углубленного изучения творчества К.И.Чуковского. | |
Причины |
и в семье.
ребенка – читателя.
| |
Срок реализации | Проект реализуется в течение одного месяца. | |
Цель проекта | Создание условий для ознакомления детей с творчеством К.И. Чуковского, развития познавательных, творческих и артистических способностей детей, мышления, воображения, связной речи в процессе реализации проекта «Сказки дедушки Корнея» через совместную деятельность воспитателей, воспитанников и родителей. | |
Задачи проекта |
| |
Ресурсы проекта | Информационное обеспечение:
Информационно-техническое:
| |
Предполагаемые продукты проекта | Продукты деятельности педагогов:
Продукты деятельности воспитанников:
Продукты совместной деятельности педагогов, родителей, воспитанников:
«От двух до пяти»).
героев К.И. Чуковского».
| |
Планируемые результаты | Воспитанники:
используют все части речи, простые нераспространенные предложения. Воспитатели:
Родители:
| |
Актуальность | Современный мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей длительности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействуя на людей, ослабила интерес к книге и желание взаимодействовать с ней, ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного. У детей наблюдается неустойчивый интерес к произведениям художественной литературы, недостаточное развитие коммуникативных навыков. Дети слабо имеют представления о творчестве детских писателей, а родители недопонимают важность ознакомления детей с художественной литературой. В семьях отсутствует традиция семейного чтения. В основе данного проекта лежат произведения детского писателя К. И. Чуковского, т.к. его сказки сопровождают ребенка с первых лет жизни и оказывают огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение в развитии личности дошкольника. Встреча детей с героями сказок К.И. Чуковского не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную и познавательную деятельность ребёнка. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему миру. | |
Этапы работы: | 1 этап – подготовительный. Цель: формирование целей, задач по реализации проекта «Сказки дедушки Корнея»; мотивации воспитанников, родителей посредством разных форм совместной деятельности. Задачи:
2 этап – основной (содержательный) Цель: реализация проекта по комплексно-тематическому планированию. Задачи:
3 этап – заключительный (итоговый) Цель: обобщение и систематизация представлений детей о жизни и творчестве К.И. Чуковского, организация музыкально-театрального выступления детей, презентации проекта. Задачи:
|
Проект по познавательному развитию «Сказки дедушки Корнея»
Пояснительная записка
Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
На важность приобщения детей к слушанию и, впоследствии, чтению художественной литературы указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А.Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.). Однако в истории отношения человека с книгой были периоды взаимного тяготения и отчуждения: это – естественный ход жизни. Важно не упустить момент смены приоритетов, так как, уходя из активной деятельности человека, книга унесет весь предыдущий духовный и практический опыт прошедших на Земле поколений, без которого человечество существовать не может.
На рубеже XX-XXI веков весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей длительности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействуя на людей, ослабила интерес к книге и желание взаимодействовать с ней, ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного, будит творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к ней и систематического чтения.
В современном мире наблюдается неустойчивый интерес детей к произведениям художественной литературы, отсутствие традиции семейного чтения, а также недостаточное развитие коммуникативных навыков детей. Дети слабо имеют представления о творчестве детских писателей, а родители недопонимают важность ознакомления детей с художественной литературой.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение.
В книгах можно найти ответы на все вопросы, которые возникают в жизни каждого, даже маленького, человека. Общение с книгами доставляет ребенку удовольствие, вызывает интерес, помогающий приобретать знания, стимулирует работу ума и души. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
В основе данного проекта лежат произведения детского писателя К. И. Чуковского, т.к. его сказки сопровождают ребенка с первых лет жизни и оказывают огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение в развитии личности дошкольника. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Книги К.И.Чуковского пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды. Анализ сказок К.Чуковского позволяет детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; поэтические образы привлекают детское внимание, надолго запоминаются.
Его герои: добрый доктор Айболит, герой Ваня Васильчиков, бесстрашный Бибигон, крокодил, удалой комарик – вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство. Встреча детей с героями сказок К.И. Чуковского не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Увлекательное общение с творчеством К.И.Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что является неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
Содержание работы по реализации проекта «Сказки дедушки Корнея»
Формы работы с воспитанниками
Направление развития | Совместная деятельность |
Социально-коммуникативное развитие Задачи:
| Дидактические игры:
Игра-драматизация «Как мы помогали героям любимых сказок». Этюды:
Экскурсия в детскую библиотеку «Знакомство с творчеством К.Чуковского». Трудовая деятельность:
Беседы:
Сюжетно-ролевые игры:
|
Познавательное Развитие Задачи:
| Непосредственно-образовательная деятельность (РЭМП):
Конструирование – моделирование сказки «Путаница» из геометрических фигур. Упражнение «Поможем зайчику вернуть солнышко» (по мотивам сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце») - выкладывание солнца из счётных палочек Упражнение «Раскрась тарелки по размеру» (по мотивам сказки «Федорино горе» К.И. Чуковского) Дидактические игры:
Настольно-печатные игры:
Беседы с детьми:
Просмотр с последующим обсуждением мультфильмов по произведениям К.И. Чуковского. Рассматривание иллюстраций с изображением героев и сюжетов сказок К.И. Чуковского. |
Речевое развитие Задачи:
| Непосредственно-образовательная деятельность:
Дидактические игры:
Чтение художественной литературы: Сказки К.И.Чуковского «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Лимпопо», «Крокодил», «Федорино горе», «Муркина книга», «Доктор Айболит», «Топтыгин и лиса», «Топтыгин и луна», «Цыпленок». Стихи: «Бутерброд», «Черепаха», «Чудо-дерево», «Туфелька», «Путаница», «Закалялка», «Бебека», «Храбрецы», «Котауси и Мауси», «Обжора», «Радость», «Слониха читает», «Поросенок», «Федотка», «Песня о бедных сапожках», «Муха в бане», «Приключения Бибигона». Беседы по содержанию знакомых произведений К.И. Чуковского. Заучивание наизусть отрывков из сказок и стихов К.И. Чуковского. Чтение присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях К.И. Чуковского. Отгадывание загадок по произведениям К. И. Чуковского. |
Художественно-эстетическое развитие Задачи:
| Непосредственно-образовательная деятельность (музыкальное развитие):
Непосредственно-образовательная деятельность (рисование):
Непосредственно-образовательная деятельность (лепка):
Непосредственно-образовательная деятельность (аппликация):
Непосредственно-образовательная деятельность (конструирование) «Муха-Цокотуха» (оригами) Раскрашивание «Сказка в гости к нам пришла» (по творчеству К.Чуковского) Рассматривание иллюстраций художников к произведениям К.И.Чуковского. Прослушивание аудиосказок К.И. Чуковского Театрализация сказки: «Муха – Цокотуха» |
Физическое развитие Задачи:
| Непосредственно-образовательная деятельность (физическое развитие):
Подвижные игры:
Полоса препятствий «Африка. Спешим на помощь к Айболиту». Эстафета «Помоги Федоре вернуть посуду». Выполнение движений под стихотворение «Скрюченная песня». Игры-разминки:
Пальчиковая гимнастика по отрывкам произведений К.И. Чуковского. |
Формы работы с родителями:
- Создание книжек-малышек «Любимые сказки дедушки Корнея».
- Конкурс детско-родительского творчества по произведениям К.И.Чуковского.
- Конкурс на лучшее сочинение авторской сказки «Невероятные приключения знакомых героев К.И. Чуковского».
- Акция «Подари книгу группе».
- Привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций для постановки инсценировок сказок и музыкально-театральной деятельности.
- Посещение детского кукольного театра «Айболит».
- Составление памяток для родителей:
- «Как научить ребенка любить и беречь книги?»;
- «Какие вопросы задавать ребенку после чтения книг?»;
- «Как правильно заучивать стихотворение?».
- Организация фотовыставки «Мы знакомимся с творчеством К.И. Чуковского».
- Создание книги «Детские высказывания» (по аналогии книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»).
- Создание альбома рисунков по произведению «Путаница» К.И. Чуковского.
- Консультативно-просветительская работа:
- «Приемы обучения детей рассказыванию»;
- «Знакомство со сказками».
- Папки-передвижки для родителей:
- «Народные сказки в системе воспитания дошкольников»;
- «Какие книги полезны детям?»;
- «Путь в страну книг. От слушателя к читателю»;
- «Сказочная страна дедушки Корнея».
- Музыкально-театральный спектакль для родителей по мотивам сказки «Муха-Цокотуха».
- Книга отзывов «Мы вместе многое узнаем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Сказки дедушки Корнея"
Цель проекта: расширение знаний и представлений детей о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского...
Презентация проекта "Сказки дедушки Корнея"
Цель проекта: расширение знаний и представлений детей о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского...
Проект "Сказки дедушки Корнея"
Целями данного проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка, знакомство детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского, закрепление и систематизация знаний сказок и стихов русского пи...
Познавательно-речевой краткосрочный проект «Сказки дедушки Корнея»
Проект предназначен для реализации в старшей группе детского сада. Он расширяет знания детей о творчестве К.И.Чуковского. Проект охватывает разные образовательные области и направления....
проект "Сказки дедушки Корнея"
Проект по сказкам К.И.Чуковского...
Проект"Сказки дедушки Корнея" часть2
презентация по сказкам К.И. Чуковского....
Проект "Сказки дедушки Корнея"
В проекте есть описание деятельности детей и родителей по изучению творчества К.Чуковского, а так же сценарий театрализованного представления "Муха-цокотуха"...