Программа по дополнительному образованию «Речецветик»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Шалаева Ирина Сергеевна

Программа расчитана на млдший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_rechetsvetik.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

приказ №____от __________

____________Л.Г. Ясакова

Программа по дополнительному образованию

«Речецветик»

для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Автор: Шалаева Ирина Сергеевна

2016 год

Пояснительная   записка

 В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами ,благотворно действуют на развитие детей . Ученые доказали ,что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Выполнение упражнений и  ритмических  движений  пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи ,повышают речевую активность ребенка.

Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится   контроль  за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет  «рассказать руками» целые истории.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

1 группа

Упражнения для кистей рук

2 группа

Упражнения для пальцев условно статические

3 группа

Упражнения для пальцев динамические

Условия вхождения: возраст 3-4 года

Продолжительность занятий-15 минут 1 раз в неделю.

Количество детей 8 человек

Принципы: последовательности

                    систематичности

                    личностно-ориентированный подход.

Технологии: игровое обучение

                       педагогика сотрудничества.

Методы: наглядный (показ, иллюстрации)

                 словесный (беседа, вопросы, художественное слово).

                  практический.

Перспективный план

Задачи:

1. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями).                                                                                                                                      2. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.                                                                                                                                  

3. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке (тестопластика).                                                                                                                        4. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

      ТЕМА

     Программное содержание

     Вне занятий

Сентябрь

1.

«Смотрит солнышко в окошко».  

  • Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.
  • Развивать моторику рук.

Пальчиковая гимнастика: «Солнышко»

Пальчиковые         упражнения.

«Ладушки-ладушки»,

«Братцы»,

«Солнышко».

2.

«Любимые игрушки». Пальчиковая гимнастика:

«пальчики-мальчики».

  • Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.
  • Развивать подвижность пальцев рук.

«Пальчики-мальчики»,

«Солнышко»,

«Дождик».

3.

«Мы строители». Пальчиковая гимнастика:      «За работу».

  • Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Дом и ворота»,

«Зайчики»,

«За работу».

4.

«Дорога для машин».

Пальчиковая гимнастика:      «На работу».

  • Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания.

«Замок»,

«Братцы»,

«Дождик».

                                                                   Октябрь

1.

«Помоги Петрушке собрать букет».  

Пальчиковая гимнастика:

«Цветок».

  • Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику
  • Развивать движения пальцев рук.
  • Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре.

«Рыбка»,

«Большой палец»,

«Бабушка».

2.

«Петушок - золотой гребешок». Пальчиковая гимнастика:

«Оса».

  • Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Создать эмоционально-положительное отношение игровому заданию.

«Кораблик»,

«В домике»,

«Белка».

3.

«Украсим кукле платье».

Пальчиковая гимнастика:

«Погладим котенка».

  • Активизировать речь детей, проговаривать четко слова.
  • Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук.

«В парке есть глубокий пруд»,

«В лесу»,

«Как-то маленький удав».

                                                                          Ноябрь

1.

«Найди цветок для бабочки».

 Пальчик. гимнаст.

 «Бабочка».

  • Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Орешки»,

«Дом и ворота»,

«Белка».

2.

«Куклы пришли с прогулки».  Пальчиковая гимнастика:

«Считалка».

  • Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику
  • Продолжать развивать мелкие движения рук.
  • Формировать интерес к овладению предметно-игровым действиям.

«Считалка»,

«Веселый оркестр»,

«Замок».

3.

«Соберем шарики». Пальчиковая гимнастика:

«Шарики».

  • Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику
  • Формировать целостный образ предмета.

«Здравствуйте»,

«Забор»,

«Ёжики».

4.

«Пальчики играют».

  • Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику
  • Развивать моторику пальцев рук через игру.
  • Вызвать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры.

«Забор»,

«Бабочка».

                                                                       Декабрь

1.

«Веселые пальчики».

Пальчиковая гимнастика:

«Мальчик-пальчик».

  • Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику
  • Развивать   моторику движений пальцев рук.
  • Вызвать интерес и желание работать.

« Динозавры»,

«Старушки -  

  хохотушки»,

«Забор».

2.

«Про улитку».

Пальчиковая гимнастика:

«Улиточка».

  • Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Пять пальцев»,

«Рыб»,

«Пеликан».

3.

«Про солнышко и снеговика».

Пальчиковая гимнастика:

«Солнышко».

  • Активизировать словарь  через пальчиковые игры.
  • Развивать моторику пальцев рук через игру.
  • Вызвать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры.

«Рыбки»,

«Есть у нас игрушки»,

«Осьминог».

                                                                             Январь

1.

Пальчиковая гимнастика:

«Большой палец».

«Купим пуговицы».

  • Активизировать словарь через пальчиковую игру.
  • Учить детей сортировать пуговицы по цвету.
  • Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы количеством.

«Крокодил»,

«Дом»,

«Замок».

2.

Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются».

  • Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику
  • Развивать творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

«Крокодил»,

«Вертолет»,

«Пчелка».

3.

«В лесу родилась елочка».

Пальчиковая гимнастика:     «На работу».

  • Активизировать словарь через пальчиковую игру.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Вертолет»,

«Жираф»,

«Собака и грач».

                                                                           Февраль

1.

«Волшебная страна».

Пальчиковая гимнастика: «Пчелка».

  • Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику
  • Развивать моторику пальцев рук.
  • Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова

«Пчелка»,

«Ежик»,

«Кошка».

2.

Пальчиковая гимнастика             «Дружные пальчики».

  • Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику
  • Продолжать развивать моторику пальцев рук

«Жираф»,

«Зайчата»,

«Цветок».                

3.

«Пальчики играют с куклой».

  • Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику
  • Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова.
  • Формировать развитие мелкой моторики.

« Кошка», «Зайчата»,

«Пароход».

4.

« Змея».

Пальчиковая

гимнастика: «Змеечка».

  • Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику
  • Развивать моторику пальцев рук.
  • Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова

«Моем руки»,

«Фонари»,

«Пароход».

                                                                           Март

1.

«Помоги утенку добраться до дома».

Пальчиковая гимнастика:

«Гуси».

  • Активизировать словарь через пальчиковую игру.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Вызвать интерес к выполнению задания.

«Пальчики здороваются»,

«Фонари»,

«Засолка капусты».

2.

«Бусы для мамы».

Пальчиковая гимнастика:

«Бусинки – горошки».

  • Активизировать речь через  пальчиковые игры.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Вызвать интерес к выполнению задания.

«Моем руки»,

«Жук»,

«Здравствуйте».

3.

«Дорожка для колобка».

Пальчиковая гимнастика: «Замок».

  • Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику
  • Формировать умение соотносить слова с движением.
  • Развивать моторику, интерес к выполнению задания.

«Моем руки»,

«Месим тесто»,

«Шарик».

                                                                          Апрель

1.

Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш».

  • Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику
  • Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Петушок»,

«Замок»,

«Дом».

2.

«Про ракету и кораблик».

Пальчиковая гимнастика:

«Кораблик».

  • Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику
  • Развивать моторику пальцев рук.
  • Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова.

«Строим мы в лесу шалаш»,

«Петушок»,

«Флажки».

3.

«Красивый цветок».

Пальчиковая гимнастика:

«Цветок».

  • Активизировать речь через  пальчиковые игры.
  • Воспитывать у детей интерес к выполнению задания.
  • Развивать творческую способность, смекалку.

«Ёжики»,

«Дерево»,

«Посмотри, луноход».

4.

Пальчиковая гимнастика: «Оса».

  • Активизировать речь через развитие пальцев рук.
  • Развивать моторику пальцев рук.
  • Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова.

«Цветок»,

«Утенок»,

«Водичка-водичка».

                                                                          Май

1.

«Одуванчики цветы, словно солнышко желты».

Пальчиковая гимнастика: «Цветы».

  • Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику
  • Развивать моторику пальцев рук.
  • Формировать умение создавать игровую обстановку.

«Волшебник»,

«Цветы»,

«Спал цветок волшебным сном».

2.

«Плывет, плывет кораблик».   Пальчиковая гимнастика:

«Кораблик».

  • Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику.
  • Упражнять детей в умении работать с крупой, рисовать пальчиком.
  • Развивать ощущение собственных движений.

«Волшебник»,

«Ёжики»,

«Засолка капусты».

3.

Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики». «Нарисуй любую игрушку».

  • Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.
  • Развивать мелкие движения пальцев рук
  • Закрепить умение рисовать пальчиком по крупе.

«Ёжики»,

«Птичка пьет водичку»,

«Корни».

4.

«Дождь идет».

Пальчиковая гимнастика:

«Ёжик».

  • Активизировать словарь.
  • Развивать движения пальцев рук.
  • Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности

«Труба»,

«Стол»,

«Бабушка».

                    Критерии оценки результатов знаний, умений и навыков  воспитанников

  • Дети научились выполнять основные упражнения пальчиковой гимнастики работая с каждым пальчиком; работая пальчиком правой и левой руки.
  • Умеют подражать взрослому, понимают смысл речи, повышена речевая активность.
  • У детей сформировано умение соотносить движения с текстом.
  • У детей развиты умения учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: в пальчиковых играх с предметами, лепке.
  • Развита тактильная чувствительность, зрительно-двигательная координация движений, умение соотносить предметы в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Речецветик"

Программа дополнительного образования "Речецветик" по формированию правильного звукопроизношения...

Программа дополнительного образования "Речецветик"

Занятия с логопедом — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, послед...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Речецветик"

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний ...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы в рамках общеобразовательной программы по дополнительному образованию «Речецветик» Лексическая тема: «Знакомство с животными жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы в рамках общеобразовательной программы по дополнительному образованию "Речецветик". Лексическая тем: "Знакомство с...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...