@ Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Пешехонова Наталия Николаевна учитель-дефектолог
Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи, которое имеет тенденцию к значительному росту. Эта речевая патология, проявляется в расстройстве формирования всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Проблемы общего недоразвития речи изучались такими авторами, как Р.Е. Левина, Г.Р. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.
Анализ теоретических источников показывает, что ОНР представляет собой расстройство речи, характеризующееся системным недоразвитием всех компонентов речи. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
* Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
* Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;
* Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
* Речь детей с ОНР малопонятна.
Вторичным нарушением в структуре ОНР является дисграфия- стойкое, частичное нарушение письма. Так как у детей с ОНР страдает общая и мелкая моторики, а также зрительное восприятие, то необходимо проводить профилактическую работу по устранению возможности возникновения дисграфии у детей с ОНР ещё в дошкольном возрасте.
В связи с этим нами было проведено диагностическое обследование уровня сформированности графомоторных навыков и зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а также подбор упражнений для профилактики дисграфии у старших дошкольников с ЗПР.
В исследовании принимали участие 8 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на базе ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».
В ходе работы были изучены анамнестические данные детей и их речевые карты, в результате чего было установлено, что у всех 8 детей стоит речевое заключение ОНР (III), минимальные проявления дизартрии.
Исходя, из речевого заключения детей был подобран диагностический комплекс для обследования графомоторных навыков и зрительного восприятия у детей с ЗПР и общим недоразвитием речи.
Для проведения обследования была использована методика Е.Ф.Архиповой, которая предназначена для детей дошкольного возраста со стертой дизартрией, и комплекс методик по определению уровня зрительного восприятия у детей с ЗПР. По результатам обследования, мы пришли к выводу, что задания выполнены преимущественно на среднем уровне, т. е. сформированность графомоторных навыков и зрительного восприятия недостаточна, что требует специальной коррекционно-логопедической помощи.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
В ходе исследования зрительного восприятия мы получили следующие результаты: низкий уровень у 25% детей, средний уровень у 37.5%, высокий уровень сформированности зрительного восприятия у 37.5%.
В целом, уровень сформированности зрительного восприятия у детей с ЗПР данной группы - средний. Так как для данной категории детей характерно нарушение всех видов восприятия, в том числе и зрительного.
В итоге исследование уровня сформированности графомоторных навыков мы получили следующие результаты: высокий уровень у 37.5% детей, средний у 25% детей и у 37.5% низкий уровень. По результатам исследования можно сказать, что для данной группы детей характерен средний уровень сформированности графомоторных навыков, так как у данной категории детей наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики, что способствует снижению уровня сформированности графомоторных навыков.
Результаты нашего исследования доказали необходимость профилактики дисграфии у детей с ЗПР, еще в дошкольном возрасте. Так как нарушение графомоторных навыков может привести к моторной форме дисграфии, а нарушение зрительного восприятия к оптической дисграфии.
Всё выше сказанное доказывает необходимость профилактики дисграфии у детей с ЗПР в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пешехонова Наталия Николаевна учитель-дефектолог
Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи, которое имеет тенденцию к значительному росту. Эта речевая патология, проявляется в расстройстве формирования всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Проблемы общего недоразвития речи изучались такими авторами, как Р.Е. Левина, Г.Р. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.
Анализ теоретических источников показывает, что ОНР представляет собой расстройство речи, характеризующееся системным недоразвитием всех компонентов речи. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
* Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
* Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;
* Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
* Речь детей с ОНР малопонятна.
Вторичным нарушением в структуре ОНР является дисграфия- стойкое, частичное нарушение письма. Так как у детей с ОНР страдает общая и мелкая моторики, а также зрительное восприятие, то необходимо проводить профилактическую работу по устранению возможности возникновения дисграфии у детей с ОНР ещё в дошкольном возрасте.
В связи с этим нами было проведено диагностическое обследование уровня сформированности графомоторных навыков и зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а также подбор упражнений для профилактики дисграфии у старших дошкольников с ЗПР.
В исследовании принимали участие 8 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на базе ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».
В ходе работы были изучены анамнестические данные детей и их речевые карты, в результате чего было установлено, что у всех 8 детей стоит речевое заключение ОНР (III), минимальные проявления дизартрии.
Исходя, из речевого заключения детей был подобран диагностический комплекс для обследования графомоторных навыков и зрительного восприятия у детей с ЗПР и общим недоразвитием речи.
Для проведения обследования была использована методика Е.Ф.Архиповой, которая предназначена для детей дошкольного возраста со стертой дизартрией, и комплекс методик по определению уровня зрительного восприятия у детей с ЗПР. По результатам обследования, мы пришли к выводу, что задания выполнены преимущественно на среднем уровне, т. е. сформированность графомоторных навыков и зрительного восприятия недостаточна, что требует специальной коррекционно-логопедической помощи.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
В ходе исследования зрительного восприятия мы получили следующие результаты: низкий уровень у 25% детей, средний уровень у 37.5%, высокий уровень сформированности зрительного восприятия у 37.5%.
В целом, уровень сформированности зрительного восприятия у детей с ЗПР данной группы - средний. Так как для данной категории детей характерно нарушение всех видов восприятия, в том числе и зрительного.
В итоге исследование уровня сформированности графомоторных навыков мы получили следующие результаты: высокий уровень у 37.5% детей, средний у 25% детей и у 37.5% низкий уровень. По результатам исследования можно сказать, что для данной группы детей характерен средний уровень сформированности графомоторных навыков, так как у данной категории детей наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики, что способствует снижению уровня сформированности графомоторных навыков.
Результаты нашего исследования доказали необходимость профилактики дисграфии у детей с ЗПР, еще в дошкольном возрасте. Так как нарушение графомоторных навыков может привести к моторной форме дисграфии, а нарушение зрительного восприятия к оптической дисграфии.
Всё выше сказанное доказывает необходимость профилактики дисграфии у детей с ЗПР в дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...
Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонемат...
Предупреждение дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Обучение детей письму в школе во многом зависит от того, какую подготовку пройдет ребенок в детском саду. У детей с нарушениями речи трудности в овладении письмом отмечаются значительно чаще, чем у де...
"Основа профилактики нарушения письма у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Основа профилактики нарушения письма у дошкольников с общим недоразвитием речи...
Особенности профилактики акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
Детей нуждающихся в логопедическом сопровождении с каждым годом становится все больше. Такие негативным тенденции можно связать не только с ухудшением соматического состояния подрастающего поколения, ...
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...
Предупреждение оптико-пространственной дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Конультаци для педагогов ДОУ...