Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе: «Звуки и слова »
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №127
Город Дзержинск Нижегородской области.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе:
«Звуки и слова »
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Малинина Валентина Викторовна
Дзержинск
Цель: формирование грамматически правильного строя речи детей подготовительной группы
Задачи:
- Объяснить детям, что наша речь состоит из слов.
- Вырабатывать внимание и прививать интерес к звучащему слову.
- Учить подбирать родственные и аналогичные слова.
- Учить подбирать прилагательные и глаголы к словам, обозначающим названия игрушек, согласовывать их в роде и числе.
- Тренировать в подборе подходящих по смыслу слов к картине при определении их названия.
Методические приемы:
- Сюрпризный момент
- Образцы слов
- Поисковые и наводящие приемы
- Использование магнитофонных записей
- Игровые элементы
- Подведение детей к выводам
- Хоровые и индивидуальные ответы
- Физкультминутки
- Подведение итогов
Дифференцированный подход:
ВУ – подбирают родственные и аналогичные слова самостоятельно
СУ - подбирают родственные и аналогичные слова при помощи наводящих вопросов воспитателя
НУ – повторяют за сверстниками подобранные ранее родственные слова, аналоги, прилагательные и глаголы
Материал:
- Магнитофон, записи.
- Игрушки: мишка, кукла, мяч
- Сюжетная картинка
Ход НОД
Действия воспитателя |
Действия детей |
Приветствие «Вот и сели снова в круг» -Вот и сели снова в круг, Слева друг, и справа друг. Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Звучит магнитофонная запись: на ней слышатся капельки дождя, шум ветра, пение птиц. -Ребята, что за чудесные звуки наполнили нашу группу сегодня? Что вы услышали? -Молодцы ребята, а теперь я предлагаю вам закрыть глазки и послушать внимательно, какие еще звуки могут жить в нашей группе (воспитатель сминает бумагу, роняет деревянный кубик, дует в свисток) -Правильно, ребята, мы слышим различные звуки. Мир полон звуков, и мы можем назвать их словами. Вся наша речь состоит из слов. Вот к нам в гости пришел плюшевый мишка. Как мы можем его назвать? -Вот сколько слов и все они про нашего мишку. Давайте расскажем про него, какой он? -А что он сейчас делает? -А в лесу что он делает? -Как вы думаете, мишка любит играть? -Так давайте с ним поиграем. Дети стоят в кругу, воспитатель бросает им мяч, называя при этом слово. Дети должны отбросить мяч назад воспитателю, назвав при этом однокоренное слово. -Кот -Зима -Молодцы ребята, а вы слышите какие-то звуки ? -Кто же спешит к нам в гости? (воспитатель выносит куклу) -Вот и куколка пришла к нам гости и тоже хочет, чтобы дети рассказали о ней что-то интересное. Как мы можем ее называть? -Какая наша Машенька? -Что Машенька делает? -Молодцы ребята, вы сказали много слов, и мы многое узнали о мишке и кукле. Я сейчас задам вопрос, а вы должны ответить на него одним словом. -Кто ты Арина? -А как Дима может назвать себя одним словом? -Вот видите, как можно по-разному сказать про одного и того же человека. Маша пришла к нам не с пустыми руками, что же она принесла? Что изображено на картине? Правильно, а можем мы назвать эту картину одним словом? -Давайте попробуем, какое название можно дать картине? Посмотрите, ребята на картине собирают букетики из опавших листьев, значит какое время года изображено на картине? Верно, а мы можем назвать так картину? -Вот видите, всего одним словом мы смогли назвали целую картину на которой детки играют, гуляют и собирают осенние листочки. -Давайте вспомни, кто к нам приходил в гости? -Что принесла куколка нам ? -А что было самым трудным? -Да это было сложно, но вы справились, и мы назвали картину словом «Осень», а из чего же состоят слова? -Молодцы. Давайте попрощаемся с мишкой и куклой, и пригласим их еще к нам в гости. | Дети, проговаривая слова, берутся за руки и дарят всем улыбки. -Капает дождь, птички поют, дует ветер. -Шуршит бумага, что-то упало, свистел свисток. -Мишутка, мишенька, медвежонок, медведь. -Мохнатый, плюшевый, добрый, мягкий. -Сидит, смотрит, улыбается -Спит в берлоге, лапу сосет, ест малину. -Да -Котеночек, котик -Зимний, зимующий -Да, это кто-то стучится -Кукла Маша - Машенька, куколка, кукла Маша. -Красивая, нарядная, добрая -Играет с нами, гуляет, спит. -Человек. Девочка. -Сыночек Картину. Дети гуляют, играют, бегают, на улице осень. Да. -Прогулке -В садике -Осень -Да -Мишка и кукла Маша -Картину -Дать название картине одним словом Из звуков |
Список использованной литературы:
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., Просвещение, 1977
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка-Синтез, 2005
- Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Цветок добрых слов"
Программное содержание:Дать общее понятие о языке как об основном средстве общения людей, рассказать о многообразии русского языка, языка межнационального общения людей в России, воспитывать любовь к ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Предложение и слово.»
Обучение грамоте в подготовительной к школе группе....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звук «Щ». Буква «Щ».»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звук «Щ». Буква «Щ».»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами квест-игры Тема: «Дифференциация «Л» - «Ль». «Неизменяемое слово».
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами квест-игры предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций.Цель: формирование навыка дифференциации твердых...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе «Звук К-КЬ. Цветы»
Занятия по звуковой культуре речи позволит совершенствовать фонематическое восприятие детей, и создать условия для формирования звуковой культуры речи....
Обучение грамоте в подготовительной к школе группе "Звуко-буквенный анализ слова"
Презентация по формированию умения и навыка звукового анализа слова...
- Мне нравится (1)