Конспект образовательной деятельности по речевому развитию " Путешествие в библиотеку" (старший дошкольный возраст)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Ральникова Наталья Михайловна

Цели:

Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке, как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.

Задачи:

.пополнение предметно – развивающей среды группы;

 • формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;

• развивать способность слушать литературные произведения разных жанров;

• принимать участие в рассказывании знакомых произведений;

• формировать потребность слушать чтение и рассказывание;

• развивать интерес детей к детской литературе.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа:

*Чтение сказок, рассказов, стихов.

*Экскурсия в библиотеку. 

*Разучивание стихотворений.

*Cюжетно -  ролевые игры: «Библиотека», «Типография», «Книжный магазин»

* Изготовление костюмов, декораций

Материалы и оборудование:

 Оформление зоны «Библиотека». Три стенда:  на первом   расставлены сказки, на втором -  рассказы, на третьем -  стихи. Декорации, костюмы.

Ход деятельности:

Воспитатель: Дети, а вы знаете, где хранятся книги?

Ответы детей

Воспитатель: Верно. Мы с вами часто посещаем городскую библиотеку. Для чего мы туда ходим?

Ответы детей

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, вы с родителями, часто бываете в библиотеке? Расскажите об этом.

Рассказы детей.

Воспитатель: Предлагаю вам посетить необычную библиотеку, не выходя из группы. Хотите?

Дети вместе с воспитателем перемещаются в ЦЕНТР КНИГИ , так называемую «библиотеку».

Воспитатель: Обратите внимание, перед вами три зоны:  в первой, живут сказки, во второй  - рассказы, в третьей – стихи. В каждой зоне есть свой герой.

Воспитатель:

О, сколько в этом доме книг!

Внимательно всмотрись –

Здесь тысячи друзей твоих

На полках улеглись.

Они поговорят с тобой

И ты, мой юный друг,

Весь путь истории земной

Как бы увидишь вдруг…(С. Михалков).

1.  Сказочница:

Здравствуйте, я заведую отделом сказок.

Сказка – это выдумка, то, чего не может быть на самом деле. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Сказки бывают: русские народные, зарубежные, народов мира, авторские, о растениях, животных и т.д. (показ)

В сказках бывает и добро, и зло. Герои сказок, тоже бывают разными, как положительными, так и отрицательными.

Положительные герои – в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Отрицательные герои всегда мешают добру. Но главное, что если человек не сдается, даже когда положение становится безвыходным,  хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. Добро всегда побеждает зло!

Показ постановки русской народной сказки «Лиса и заяц»

Заяц: Чтобы вам не унывать, приглашаю поиграть

Физкультминутка – игра с зайцем:

Заяц скачет: Скок – скок – скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают, не идет ли волк?

Раз – согнуться, разогнуться, два – нагнуться, подтянуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка!

2. Бабушка рассказушка:

Здравствуйте, здравствуйте!

Проходите, не стесняйтесь,

 По – удобнее располагайтесь!

Рассказы - это то, что случается в жизни и на самом деле. В рассказах говорится о главных героях, о том, что происходит с ними.  Их обычно пишут авторы. Рассказы бывают: грустными и веселыми, познавательными и поучительными; о детях, взрослых, о природе, животных, растениях и т.д.  Дети, а вы читали рассказы Н.Носова?

Ответы детей

Бабушка – рассказушка: И можете их перечислить?

Дети перечисляют рассказы.

Показ эпизода из рассказа Н.Носова «Затейники»

3. Кот ученый:

Здравствуйте, я – Кот ученый из стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья…», заведую отделом стихотворений. Стихотворение - это небольшой рассказ,  который написан в строчку. Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное в рифму. Стихи бывают разные, ведь их  сочиняют разные писатели. Есть грустные и веселые стихи, маленькие и большие. Считалочки, дразнилки, потешки, прибаутки, тоже относятся к стишкам, обычно, их читают маленьким детишкам. Позже детские стихи становятся более сложными. Через стихи прививается патриотизм, любовь к родине, окружающим людям, животным…А вы, знаете стихи?

Ответы детей

Чтение эпизода стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила»

Воспитатель:  Спасибо всем огромное! Дети, а кто-нибудь  из вас хочет рассказать о своей любимой книжке? (рассказ ребенка).

Воспитатель: Вам понравилась экскурсия в необычную библиотеку?

Ответы детей

Воспитатель: Что больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Хотите поиграть в игру, которая называется «Я скажу, а ты ответь!»

Вопросы:

*Кто из писателей служил на флоте и написал множество «морских историй»? (С. Я. Маршак)

* Кто написал произведение «Незнайка на луне?» (Н. Носов)

*Назовите произведение в котором был летающий человек – шалун? (Карлсон)

* Скажите, как называется эта сказка?  Жила-была на свете женщина. Она очень хотела иметь детей, особенно девочку, но время шло, а ее желание так и не исполнялось. Однажды, она пошла к колдунье, чтобы та ей помогла и получила от нее ячменное зернышко. (Дюймовочка)

* Послушайте внимательно, и отгадайте, как называется эта сказка и кто автор?:

    * И дети, и взрослые говорили: «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!» (Г. Х. Андерсен, «Гадкий утенок»)

* Назовите автора сказки, где есть такие герои , как ткачиха, повариха, …. (А. С. Пушкин)

* В кого превращался  Гвидон? (муха, комар, шмель)

*Кто вместо шапки на ходу, мог надеть -  сковороду? (Рассеянный)

  *Почему девочку, которая была доброй и трудолюбивой, назвали Золушкой?   (Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой)

Воспитатель: Спасибо, вы такие молодцы! Все были внимательны, активны. А самое главное, вы порадовали друг друга своими знаниями о художественной литературе!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «Кошка» по развитию речи в группе раннего дошкольного возраста

Цель: побуждать детей к активному общению, развивать речь.Задачи:Образовательная: формировать умение внимательно рассматривать игрушку.Развивающая: развитие активного и пассивного словаря.Активн...

Конспекты образовательной деятельности по речевому развитию "Путешествие в мир животных"

Конспект занятия составлен для детей старшей группы. В ходе занятия дети закрепляют знания о животных прошлого и настоящего, дети проявляют интерес к жизни и условиям обитания животных как будущего, т...

Конспект образовательной деятельности по области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи»

Развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием,...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭЛИМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ «МЫЛЬНАЯ СКАЗКА»

Конспект образовательной деятельности с детьми ЗПР с элиментами эксперементирования. Эта работа направлена на развитие у детей интереса к опытам и экспериментам, главныой составляющей которых является...

конспект образовательной деятельности по речевому развитию "Путешествие в деревню Сказкино"

Знакомить детей с историей возникновения народных сказок. Уточнить знания детей о разнообразии русских народных сказок. Воспитывать желание читать сказки и понимать их смысл....