Викторина по произведениям А.С. Пушкина "Наши любимые сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Уткина Наталья Валерьевна

Викторина для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА                             ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ

Тема: «Наши любимые сказки» (по сказкам А.С. Пушкина)

Викторина для детей подготовительной к школе группы

Учитель-логопед: Уткина Наталья Валерьевна

Специалист по изо деятельности: Глинина Ольга Николаевна

                                             

                                                     

Куса, 2015г.

Цель: обогатить представления о жизни и творчестве А.Пушкина, создать    эмоционально - положительное настроение у детей.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, вызвать интерес к произведениям писателя. Совершенствовать умение слушать и понимать заданный вопрос, правильно и полностью отвечать на вопросы взрослого. Закрепить умение детей передавать в рисунке сюжет сказки при помощи красок.

        2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, речь и мышление. Развивать эстетический вкус, творческие способности.  Формировать навыки работы в команде и групповой сплоченности. 

3. Воспитывать любовь к книге, приобщать детей к словесному искусству.  Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
        Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно – эстетическое развитие.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный: портрет А.С. Пушкина, книги со сказками Пушкина, звуковое сопровождение, мультимедиа-сопровождение (слайд-шоу с картинками из сказок Пушкина).

Раздаточный:  разрезные картинки, кроссворд по сказкам, атрибуты: зеркальце, муляж яблока, веревка, орех, игрушки петушок и рыбка.

Предварительная работа.

1. Чтение сказок А. С. Пушкина.

2. Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок.


Ход викторины:

1. Вводная часть

 Ведущий: 

 - Добрый день, девчонки и мальчишки! Посмотрите на этот портрет, вы знаете кто это? Правильно, замечательный русский поэт А. С. Пушкин. В начале лета отмечается его день рождения. В этом году Пушкину исполнилось бы 216 лет! Пушкин был очень талантливым поэтом и написал чудесные сказки. И мы сегодня с вами отправимся в удивительный сказочный мир. А в этом нам поможет наша гостья Сказочница.

Сказочница:

- Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина (показ портрета). А. С. Пушкин родился в дворянской семье в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием своих родителей. Они были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека. Но особенно заботилась о нем его няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей и часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта.

- Послушайте стих-е, которое он посвятил своей любимой няне (дети читают стих-е).

- В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком.  В 6 лет он сочинил свое первое стихотвореньице. А в 8  лет писал басни, пьесы и поэмы со сказочным сюжетом. Множество своих стихов посвятил поэт прекрасной русской природе, ее красоте в разные времена года. Любимым временем года поэта была осень. Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь - любить друзей, свой народ и родную Землю. Горячо и преданно, как любил сам поэт. Всем сердцем.

- А сейчас мы посмотрим, как вы хорошо их знаете. Проведем игру-викторину на тему «Сказки Пушкина». Но для начала, вам необходимо разделиться на 2 команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд).

- Наша викторина начинается.

- Ребята, послушайте стих-е. «У лукоморья дуб зеленый» (читает ребенок).

-Из какой сказки это стих-е.? («Руслан и Людмила»)

 -Кто автор этого стих-я? (А. С. Пушкин).

2. Основная часть.

1 конкурс: «Назови сказку правильно»

-  Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
1. «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)
2. «Сказка о царе Салтане и …» (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)
3.«Сказка о Золотом …» (петушке)
4. «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде)
5. «Сказка о спящей царевне и…» (семи богатырях)

2 конкурс: «Из какой сказки отрывок?»

- Сейчас ребята будут читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.

  1. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

А царица у окна        

Села ждать его одна.

  1.  «Сказка о рыбаке и рыбке»

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

  1. «Сказка о царе Салтане»

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

  1. «Сказка о золотом петушке»

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон.

  1. «Сказка о попе и работнике его Балде»

Жил-был поп, толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда,

Идёт сам не зная куда.

6. «Сказка     о спящей царевне и

     семи богатырях»

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

7. «Сказка о мёртвой царевне и семи

   богатырях»

     Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно – золотисто

Будто мёдом налилось!

Видно семечки насквозь.

8.  «Сказка о рыбаке и рыбке»

 Вот пошёл он к синему морю:

Видит,- море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

9. «Ты, бесёнок, ещё молоденек,

Со мною тягаться слабенек;

Это было б лишь времени трата.

Обгони-ка сперва моего брата.

Раз-два-три! Догоняй-ка»

Пустились бесёнок и зайка:

Бесёнок по берегу морскому.

А зайка в лесок до дому. (Сказка о попе и работнике его Балде).

10. Петушок с высокой спицы

      Стал стеречь его границы

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

И к той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке).

3 конкурс. «Лучший знаток сказок».

-  Я буду задавать каждой команде вопросы по очереди, а вы должны дать ответ на вопрос. 
1.Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
«Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
2.Что кричал петушок, сидя на спице?
«Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку!»

3.Что молвила третья сестрица?
«Я б для батюшки царя родила богатыря».
4. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?
«Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь!»
5.Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком»
6.Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
«Смилуйся, государыня, рыбка!»
7.Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
«Жил старик со своею старухой у самого синего моря»

8. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке».

(«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.»)

Разминка:

Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет (помахивают руками)

Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)

На раздутых парусах ( опускают руки)

Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)

Мимо города большого (встают)

Пушки с пристани палят (хлопают)

Кораблю пристать велят (топают).

4 конкурс: Подскажи словечко?

1. Родила царица в ночь не то сына, не то … .(дочь)

2. Ах, ты мерзкое стекло Это врешь ты мне… (назло)

3. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка …(Золотого петушка)

4. Жил старик со своею старухой  У самого синего …(моря)

5. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи …(кругом)

6. Белка песенки поет, да орешки все …(грызет)


5 конкурс: «Кто лишний?»
- Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если это герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши, а если названный герой не относится к произведениям Пушкина – топнуть ногой.

- Приготовились…

Чебурашка,  братья-богатыри,  лиса,  Снегурочка,  комар  Конек-Горбунок,  поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка  Ряба.

6 конкурс: «Собери картинку»

- Вышли картинки-иллюстрации с утра погулять, да позабыли, в какой сказке живут. Теперь не знают, куда домой возвращаться.

- Ну, это не беда. Ребята такие смышленые, что быстро помогут иллюстрациям вернуться в свои сказки. Верно, ребята?

- У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой.
 

7 конкурс «Волшебный мешочек».
-
Капитанам команд предстоит достать из «Волшебного мешочка» по одному предмету, и назвать из какой сказки этот предмет. 
Предметы: 
яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»),
зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»),
веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»), и т.д.
В коробке лежат предметы ( орех, белка, яблоко, рыбка, петушок, зеркало). (Дети с закрытыми глазами выбирают предмет из коробки, достают и называют сказку).

8 «Конкурс для девочек».

- Героиня какой сказки обращается к зеркалу с такими словами?

« Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»

- Попробуйте и вы, девочки, обратитесь к зеркалу, выигрывает та, которая наиболее выразительно скажет слова.

Проводится подвижная игра «Зеркало»: победитель показывает движения, а другие дети как зеркало повторяют за ним.

9 Игра: «Дальше-дальше»

1. Сказочный персонаж исполняющий желания? (золотая рыбка)

2. Назовите место, где спала мертвая царевна. (гора)

3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна? (ветер)

4 . Жилище старика и старухи. (землянка)

5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)

6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (комара, муху, шмеля).

7. Что у Царевны-Лебеди блестело под косой? (месяц).

А во лбу? (звезда).

8. Сторож извещающий об опасности? (петушок).

9. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина? (Балда).

10. Сколько сыновей у царя Дадона? (2 сына).

3. Заключительная часть.

Ведущий:

- Наше мероприятие подошло к концу. Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей)

- Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)

Сказочница:

- И мне понравилось проводить эту викторину для вас. Вы большие молодцы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиям. А в группе вы проведете свой конкурс и отгадаете кроссворд и нарисуете рисунок по сказкам Пушкина. А еще  в подарок я приготовила вам слайд-шоу по сказкам А.С. Пушкина, посмотрев который вы сможете ярко представить эти сказки,  и вам будет проще их нарисовать.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои любимые сказки.Литературная викторина по русским народным сказкам и произведениям Корнея Чуковского для детей старшей группы

Уважаемые коллеги представляю Вам литературную викторину, которая прошла успешно. Дети с удовольствием цитировали, играли, отгадывали, инсценировали и получили эмоциональный заряд....

Литературная викторина для детей и родителей "Мои любимые сказки"

Закрепить знания детей о прочитанных произведениях. Продолжать учить работать командой. Воспитывать бережное отношение к книгам. Прививать любовь к чтению художественной литературы....

Литературная викторина по произведениям А.Л.Барто "Любимые игрушки"

Литературная викторина по произведениям А.Л.Барто для детей младшей группы...

1 неделя января с 9 по 12. Тема недели: «Мои любимые сказки» Цель: Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к слов в литературном произведении. Постепенное приучение слушать сказки, запоминать небольшие и про

Тема недели: «Мои любимые сказки»Цель: Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к слов в литературном произведении.Постепенное приучение слушат...

Игра-викторина по произведениям К.И. Чуковского "Узнай сказку по отрывку"

Закрепление знаний по произведениям К.И. Чуковского....

Методическая разработка литературная викторина с элементами квест-игры "Мои любимые сказки"

Данная методическая разработка предназначена для детей дошкольного возраста 5-6 лет с целью развития связной речи через сказки....