Викторина по произведениям А.С. Пушкина "Наши любимые сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ
Тема: «Наши любимые сказки» (по сказкам А.С. Пушкина)
Викторина для детей подготовительной к школе группы
Учитель-логопед: Уткина Наталья Валерьевна
Специалист по изо деятельности: Глинина Ольга Николаевна
Куса, 2015г.
Цель: обогатить представления о жизни и творчестве А.Пушкина, создать эмоционально - положительное настроение у детей.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, вызвать интерес к произведениям писателя. Совершенствовать умение слушать и понимать заданный вопрос, правильно и полностью отвечать на вопросы взрослого. Закрепить умение детей передавать в рисунке сюжет сказки при помощи красок.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, речь и мышление. Развивать эстетический вкус, творческие способности. Формировать навыки работы в команде и групповой сплоченности.
3. Воспитывать любовь к книге, приобщать детей к словесному искусству. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно – эстетическое развитие.
Материалы и оборудование.
Демонстрационный: портрет А.С. Пушкина, книги со сказками Пушкина, звуковое сопровождение, мультимедиа-сопровождение (слайд-шоу с картинками из сказок Пушкина).
Раздаточный: разрезные картинки, кроссворд по сказкам, атрибуты: зеркальце, муляж яблока, веревка, орех, игрушки петушок и рыбка.
Предварительная работа.
1. Чтение сказок А. С. Пушкина.
2. Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок.
Ход викторины:
1. Вводная часть
Ведущий:
- Добрый день, девчонки и мальчишки! Посмотрите на этот портрет, вы знаете кто это? Правильно, замечательный русский поэт А. С. Пушкин. В начале лета отмечается его день рождения. В этом году Пушкину исполнилось бы 216 лет! Пушкин был очень талантливым поэтом и написал чудесные сказки. И мы сегодня с вами отправимся в удивительный сказочный мир. А в этом нам поможет наша гостья Сказочница.
Сказочница:
- Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина (показ портрета). А. С. Пушкин родился в дворянской семье в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием своих родителей. Они были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека. Но особенно заботилась о нем его няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей и часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта.
- Послушайте стих-е, которое он посвятил своей любимой няне (дети читают стих-е).
- В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотвореньице. А в 8 лет писал басни, пьесы и поэмы со сказочным сюжетом. Множество своих стихов посвятил поэт прекрасной русской природе, ее красоте в разные времена года. Любимым временем года поэта была осень. Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь - любить друзей, свой народ и родную Землю. Горячо и преданно, как любил сам поэт. Всем сердцем.
- А сейчас мы посмотрим, как вы хорошо их знаете. Проведем игру-викторину на тему «Сказки Пушкина». Но для начала, вам необходимо разделиться на 2 команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд).
- Наша викторина начинается.
- Ребята, послушайте стих-е. «У лукоморья дуб зеленый» (читает ребенок).
-Из какой сказки это стих-е.? («Руслан и Людмила»)
-Кто автор этого стих-я? (А. С. Пушкин).
2. Основная часть.
1 конкурс: «Назови сказку правильно»
- Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
1. «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)
2. «Сказка о царе Салтане и …» (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)
3.«Сказка о Золотом …» (петушке)
4. «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде)
5. «Сказка о спящей царевне и…» (семи богатырях)
2 конкурс: «Из какой сказки отрывок?»
- Сейчас ребята будут читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
А царица у окна
Села ждать его одна.
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
- «Сказка о царе Салтане»
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
- «Сказка о золотом петушке»
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон.
- «Сказка о попе и работнике его Балде»
Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда,
Идёт сам не зная куда.
6. «Сказка о спящей царевне и
семи богатырях»
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
7. «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях»
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто
Будто мёдом налилось!
Видно семечки насквозь.
8. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Вот пошёл он к синему морю:
Видит,- море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
9. «Ты, бесёнок, ещё молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз-два-три! Догоняй-ка»
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому.
А зайка в лесок до дому. (Сказка о попе и работнике его Балде).
10. Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
И к той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке).
3 конкурс. «Лучший знаток сказок».
- Я буду задавать каждой команде вопросы по очереди, а вы должны дать ответ на вопрос.
1.Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
«Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
2.Что кричал петушок, сидя на спице?
«Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку!»
3.Что молвила третья сестрица?
«Я б для батюшки царя родила богатыря».
4. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?
«Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь!»
5.Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком»
6.Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
«Смилуйся, государыня, рыбка!»
7.Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
«Жил старик со своею старухой у самого синего моря»
8. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке».
(«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.»)
Разминка:
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет (помахивают руками)
Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах ( опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают).
4 конкурс: Подскажи словечко?
1. Родила царица в ночь не то сына, не то … .(дочь)
2. Ах, ты мерзкое стекло Это врешь ты мне… (назло)
3. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка …(Золотого петушка)
4. Жил старик со своею старухой У самого синего …(моря)
5. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи …(кругом)
6. Белка песенки поет, да орешки все …(грызет)
5 конкурс: «Кто лишний?»
- Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если это герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши, а если названный герой не относится к произведениям Пушкина – топнуть ногой.
- Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.
6 конкурс: «Собери картинку»
- Вышли картинки-иллюстрации с утра погулять, да позабыли, в какой сказке живут. Теперь не знают, куда домой возвращаться.
- Ну, это не беда. Ребята такие смышленые, что быстро помогут иллюстрациям вернуться в свои сказки. Верно, ребята?
- У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой.
7 конкурс «Волшебный мешочек».
- Капитанам команд предстоит достать из «Волшебного мешочка» по одному предмету, и назвать из какой сказки этот предмет.
Предметы:
яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»),
зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»),
веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»), и т.д.
В коробке лежат предметы ( орех, белка, яблоко, рыбка, петушок, зеркало). (Дети с закрытыми глазами выбирают предмет из коробки, достают и называют сказку).
8 «Конкурс для девочек».
- Героиня какой сказки обращается к зеркалу с такими словами?
« Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»
- Попробуйте и вы, девочки, обратитесь к зеркалу, выигрывает та, которая наиболее выразительно скажет слова.
Проводится подвижная игра «Зеркало»: победитель показывает движения, а другие дети как зеркало повторяют за ним.
9 Игра: «Дальше-дальше»
1. Сказочный персонаж исполняющий желания? (золотая рыбка)
2. Назовите место, где спала мертвая царевна. (гора)
3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна? (ветер)
4 . Жилище старика и старухи. (землянка)
5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)
6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (комара, муху, шмеля).
7. Что у Царевны-Лебеди блестело под косой? (месяц).
А во лбу? (звезда).
8. Сторож извещающий об опасности? (петушок).
9. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина? (Балда).
10. Сколько сыновей у царя Дадона? (2 сына).
3. Заключительная часть.
Ведущий:
- Наше мероприятие подошло к концу. Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)
Сказочница:
- И мне понравилось проводить эту викторину для вас. Вы большие молодцы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиям. А в группе вы проведете свой конкурс и отгадаете кроссворд и нарисуете рисунок по сказкам Пушкина. А еще в подарок я приготовила вам слайд-шоу по сказкам А.С. Пушкина, посмотрев который вы сможете ярко представить эти сказки, и вам будет проще их нарисовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои любимые сказки.Литературная викторина по русским народным сказкам и произведениям Корнея Чуковского для детей старшей группы
Уважаемые коллеги представляю Вам литературную викторину, которая прошла успешно. Дети с удовольствием цитировали, играли, отгадывали, инсценировали и получили эмоциональный заряд....
Литературная викторина для детей и родителей "Мои любимые сказки"
Закрепить знания детей о прочитанных произведениях. Продолжать учить работать командой. Воспитывать бережное отношение к книгам. Прививать любовь к чтению художественной литературы....
Литературная викторина по произведениям А.Л.Барто "Любимые игрушки"
Литературная викторина по произведениям А.Л.Барто для детей младшей группы...
1 неделя января с 9 по 12. Тема недели: «Мои любимые сказки» Цель: Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к слов в литературном произведении. Постепенное приучение слушать сказки, запоминать небольшие и про
Тема недели: «Мои любимые сказки»Цель: Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к слов в литературном произведении.Постепенное приучение слушат...
Игра-викторина по произведениям К.И. Чуковского "Узнай сказку по отрывку"
Закрепление знаний по произведениям К.И. Чуковского....
Викторина для детей подготовительной Группы «Наши любимые сказки» (по сказкам А. С. Пушкина)
Викторина по сказкам А. С. Пушкина "Наши любимые сказки"...
Методическая разработка литературная викторина с элементами квест-игры "Мои любимые сказки"
Данная методическая разработка предназначена для детей дошкольного возраста 5-6 лет с целью развития связной речи через сказки....