Веселый язычек(логоритмека)
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА «Веселый язычок» (логоритмика)
Автор: воспитатель Капранова О.Д.
Пояснительная записка
Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 7 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Организация дополнительного образования детей рассматривается в алгоритме разработки дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Программ « Веселый язычок» имеет физкультурно-оздоровительную , художественно – эстетическую направленность
Нормативно – правовая база
Данная программа разработана в соответствии с:
1. Законом РФ «Об образовании», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Приказом Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922;О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2015-2016 учебном году :
3. Концепции развития дополнительного образования детей. Утвержденой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
4. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от о4.07.2014 № 41;
5.Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей: приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844;
6. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г.
О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
7. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (с изменениями на 4 апреля 2014 года): Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13. Утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26.
Речь – одна из важных сторон развития ребёнка. Речь – чудесный дар природы- - не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоёмкая работа для ребёнка. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями . Также было доказано советским учёным, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребёнка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребёнка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Продолжительность занятия от 10 до 15 минут, так как занятия являются интегрированными. Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество часов, на которые рассчитан раздел программы составляет 56 занятий в год.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Главная задача педагога-создание на занятиях атмосферы праздника, радости. По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Направленность раздела: тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учётом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приёмы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
Цель раздела
*развитие музыкально-речевых способностей у детей 3-5 лет;
*использование музыкально-логопедической ритмики, как средства в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми 3-5 лет;
*преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребёнка через музыку и движение;
*адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды;
*развитие у детей эмпатии.
Задачи :
*создание на занятиях логоритмического кружка атмосферы праздника, радости; ввести ребёнка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой;
*развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
*воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка;
*развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
*выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;
*развитие слухового внимания и памяти;
*укрепление костно-мышечного аппарата;
*развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;
*развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.
Взаимодействие с родителями:
*индивидуальные консультации;
*тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
*анкетирование;
*информирование о результативности работы;
*открытые занятия.
Предполагаемый результат:
* сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
*способность правильно выполнять артикуляции звуков;
*сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
*способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
*сформированность интонационной выразительности речи;
*способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
*улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
*способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
*улучшения показателей диагностики развития речи;
*воспитание бережного отношения к природе и животным;
*воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям родного края, труду людей;
*воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Использование наглядного материала
*иллюстрации и репродукции;
*дидактический материал;
*игровые атрибуты;
*музыкальные инструменты;
*аудиоматериалы;
*живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
* индивидуальные зеркала.
Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям:
*познавательное развитие: занятия, наблюдения, беседы, игры;
*социально - коммуникативное: используются дидактические, сюжетно-ролевые игры;
*художественно - эстетическое: используются стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен, иллюстрации к произведениям;
музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для реалаксации, упражнений, игр;
*физическое: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги;
*речевое: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Содержание раздела имеет отличительные особенности:
он охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.
Формы работы : индивидуальная, подгрупповая и групповая.
Структура логоритмического занятия:
1.Вводная часть длится 2-3 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2.Основная часть занимает 5-10 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3.Заключительная часть занимает 2-3 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Развивающая среда:
*размещение в студии альбомов с примерами артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических упражнений, массажа, дыхательных упражнений, мимических упражнений;
*размещение в студии атрибутов различных игр для самостоятельной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"
Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить првавильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического матер...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"
Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить правильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического матери...
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре совместно с родителями в средней возрастной группе....
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»
Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Сказка «О Веселом Язычке»...
"Весело, весело встретим новый год!"
Консультация для родителей...