Художественная литература как средство развития детей
статья по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Художественная литература как средство развития детей
дошкольного возраста
Развитие детей дошкольного возраста путём приобщения его к книжной культуре является важной педагогической задачей. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека, познает мир, личностно развивается.
Детская книга представляет собой средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Детские книги – необходимые «советчики» во всем многообразном и сложном процессе воспитания и обучения дошкольников. Книга не только развивает, учит и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные, творческие начала, она помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность, внутренний смысл. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Вместе с этим познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен, это и популярные рассказы о многообразии мира людей и живой природы, учебные книги и художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания.
Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Систематическое и целенаправленное обращение к художественной литературе способствует формированию книжной культуры у детей, развитию речевого творчества.
В соответствии с ФГОС ДО речевого развития ребёнка включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Реализация задач речевого развития происходит через использование разнообразных приемов:
- наглядные: работа с иллюстративно - печатным материалом (рассматривание картин и иллюстраций, печатных альбомов, энциклопедий);
- словесные: повторное проговаривание и разучивание текстов художественных произведений, беседы по прочитанным произведениям, поисковые вопросы по прочитанному тексту, непосредственно чтение художественной литературы, словесные игры.
Ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге осуществляется в ДОУ, с раннего возраста.
В группе раннего возраста приобщение к художественной литературе осуществляется через чтение народных песенок, сказок, потешек и авторских произведений, сопровождается показом игрушек, картинок и персонажей.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
В средней группе обращается внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).После рассказывания сказок дети учится отвечать на вопросы, связанные с содержанием.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они различают жанры специфические особенности литературных произведений. При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями педагог помогает ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать его содержание. Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель раскрывает перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает их внимание на то, какими словами автор характеризует героев, и их поступки.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи.
Использованные ресурсы:
- Гризик Т.И. Развитие речи детей 4-5 лет.-М., 2010.
- Иванова О.А.Учимся читать художественную литературу.- М.,2009.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М., 2014.
- Развитие речи детей 3-5 лет. О.С.Ушаковой.- М.: Сфера, 2016.
- http://nsportal.ru
- http://www.maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""
Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли. Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....
Художественная литература как средство развития речи детей раннего возраста.
Статья о влиянии художественной литературы на развитие речи детей раннего возраста....
Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Методы и приёмы знакомства детей с художественной литературой как средством развития театрализованной игры»
Консультация для педагогов «Методы и приёмы знакомства детей с художественной литературой как средством развития театрализованной игры»Цель формирующего эксперимента - определить содержание педагогиче...
Использование художественной литературы как средство развития нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Использование художественной литературы как средство развития нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста...
Методическая разработка "Художественная литература как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
В методической разработке приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе рассматривается как средство развитие их речи. Это обусловлено рядом причин: во-первых, в воспитании дошколь...
"Чтение художественной литературы как средство развития детей"
quot;Чтение художественной литературы как средство развития детей"...