«Составление детьми описательных рассказов».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
ЦЕЛЬ: формировать у детей умение составлять описательные рассказы про куклу и её одежду по образцу рассказа воспитателя. Активизировать использование в речи детей предлог «на».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv._rechi.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «Составление детьми описательных рассказов».
ЦЕЛЬ: формировать у детей умение составлять описательные рассказы про куклу и её одежду по образцу рассказа воспитателя. Активизировать использование в речи детей предлог «на».
Используемые приёмы:
- Куклу вносят в группу до занятия. Она стоит (сидит) на столе педагога, и дети имеют возможность рассмотреть её. За 1-2 минуты до занятия куклу прячут. Этот приём помогает детям осмысленнее отвечать на вопросы.
- Небольшая (4-6 мин) инсценировка, дающая детям возможность обратить внимание на особенности внешнего вида куклы и её одежды, найти соответствующие слова для их характеристики.
- Кукла сообщает детям, что она после занятия будет играть с тем ребёнком, который лучше всех расскажет про неё. С помощью этого приёма детям формулируют мотив учебного задания.
- Образец рассказа, данный воспитателем.
- Повторение рассказа-образца. (Может идти от лица куклы: «Вы очень хорошо рассказываете про меня. Не забывайте сказать, что у меня светлые волосы. Они завязаны в два пушистых хвостика - в две толстые косички». Повторение рассказа – образца может и не потребоваться. Нередко образцу следуют только два первых рассказчика, остальные же забывают его и перечисляют всё, что бросается в глаза.
- Подсказы детям. (Могут идти от лица куклы: «Расскажи про мои глаза»; «Ты забыл сказать какие у меня брюки».) Подсказов должно быть не больше трёх.
- Если ребёнку много подсказывали, следует попросить его рассказать ещё раз. Повторяя, он дополняет свой рассказ.
ХОД ЗАНЯТИЯ
«Дети! – говорит педагог, - сегодня я познакомлю вас… Ой, кто это меня трогает?» - «Кукла»,- смеются дети. - «Какая кукла?» - удивляется воспитатель. – «Новая», - «А, это наверное, кукла в клетчатых брюках, - догадывается педагог. – Выходи, выходи, озорница с чёрными глазами. Какие у новой куклы глаза?»
Кукла появляется и вновь прячется за воспитателя. «Дети, кукла обещает выйти, - поясняет педагог, - если вы угадаете, какие у неё волосы». Выслушивает ответы, обобщает их: «У куклы чёрные глаза и светлые волосы».
Кукла появляется опять и говорит: «Мои светлые волосы завязаны в два пушистых хвостика. Вот один пушистый хвостик. Вот другой. Что это у меня? Какие у меня хвостики?»
«Вам нравятся брюки, надетые на кукле? – интересуется воспитатель. – Какие они?» Обобщает ответы детей.
«И я хочу спросить, - говорит кукла. – Какая у меня кофта? («Белая»). А что у меня зелёное?» («Жилет. Он длинный и красивый, украшен
цветком»). Кукла продолжает: «Мне очень нравится, когда дети рассказывают про меня. С тем, кто лучше всех это сделает сегодня, я останусь играть после занятия».
«Дорогая гостья! – вступает в разговор воспитатель. – Я тоже хочу с тобой играть после занятия, поэтому сейчас постараюсь очень хорошо рассказать про тебя и твой наряд. Слушайте. Наша новая кукла очень красивая. У неё светлые волосы. Они завязаны в два пушистых хвостика. У куклы чёрные глаза. Кукла не только красивая, но и нарядная. На ней яркие клетчатые брюки и белая кофточка. На кукле длинный зелёный жилет, украшенный цветочком.
А сейчас, дорогая гостья, - продолжает она, - про тебя будут рассказывать дети. Видишь, сколько поднятых рук? Я даже не знаю кого спросить…» После 3-4 рассказов воспитатель повторяет образец. Если в последующих выступлениях дети будут что-то пропускать, кукла может сказать: «Дети очень хорошо про меня рассказывали. Мне трудно будет выбрать того, кто расскажет лучше всех. Но мне бы хотелось, чтобы они не забывали рассказывать о том, что мои светлые волосы завязаны в пушистые хвостики».
Воспитатель быстро расставляет на столе кукольную мебель, матрёшек (мелких). «Кукла про которую вы только что рассказывали, - продолжает занятие педагог, - пришла к нам в гости со своими воспитанниками – маленькими матрёшками. Пока мы занимались, матрёшки разбежались, кто куда. Давайте поможем кукле побыстрее найти их. Вы говорите, где стоит матрёшка, а я буду передавать её кукле. («Одна матрёшка на столе, вторая на стуле, третья на диване, ещё матрёшка на коврике; одна из матрёшек забралась в шкаф и стоит на полочке» и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление детьми описательных рассказов.
Учить детей составлять описательные рассказы по игрушкам, включающие название предмета и его приметы (цвет, размер и другие особенности внешнего вида)....
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".
Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....
Конспект НОД в старшей группе.Тема: «Животные Севера и Юга. Составление сравнительно-описательного рассказа».
Цель: систематизировать знания детей о животных Севера и Юга: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей существительными, обозначающими животных, сложными прилагательными. Форм...
Конспект открытого занятия по теме: "Составление сравнительно-описательных рассказов о посуде"
Вашему вниманию предлагается конспект занятия с целями, оборудованием и ходом занятия....
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...
Конспект по развитию речи для младшей группы "Составление детьми описательного рассказа по игрушке"
Учим детей составлять описательный рассказ об игрушке, пользоваться словами, обозначающие внешний вид и способ передвижения. Закрепить произношение слов со звуком"К".. Воспитывать бережное о...
Схемы для составления дошкольниками описательных рассказов.
автор: Т. А. Ткаченко...