ОТСМ ТРИЗ "Круги Луллия"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Мастер - класс "Круги Луллия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_k_krugi_.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 10 « Созвездие»

 Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан»

Конспект

мастер – класса

«Круги Луллия».

Воспитатель

Емельянова Сирина Раисовна

г. Зеленодольск, РТ

2016год

Цель:  познакомить педагогов с методикой развития детей – Круги Луллия.

Оборудование:

Демонстрационный материал:  пособие Круги Луллия, набор карточек для тренинга по признаку «Части»:

 1 круг – объекты (чайник, шуба, река, котенок, телевизор, береза)

 2 круг – части этих объектов (крышка чайника, рыба, колесо, пуговица, буква, ветка).

Ход мастер - класса.

Ведущий.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам одно из пособий по реализации технологии ОТСМ -  ТРИЗ из своей практики  – круги Луллия.   Пособие Круги Луллия  были изобретены Раймондом Луллием в 14вв. Оно представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанные на стержень. Сверху устанавливается стрелка. Все круги разделяются на одинаковое количество секторов. На них располагаются картинки. Картинки крепятся на липучке. У нас у всех есть комплексно тематическое планирование, мы изучаем разные темы с детьми, и липучки дают возможность адаптировать пособие на каждую тему. Круги и стрелка свободно двигаются.  Впервые пособие используется в работе с детьми от трех лет. В этом возрасте необходимы только 2 круга разных диаметров с четырьмя секторами. Для детей от 5 лет добавляется третий круг с 8 секторами.

Основные  цели  работы с кругами Луллия:

 – освоение способов познания и преобразования мира с помощью комбинаторики;

- формирование у детей понятия «объект – признак»;

- развитие воображения, гибкости мышления, а так же, чувствительности к проблемам;

- развитие логического мышления, внимания, устной речи.

             Уникальность данного пособия состоит в том, что оно предполагает самостоятельный выбор ребенком темы, учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Эта способность является ключом к становлению творческого мышления и развитию интеллекта.

      Тренинги с кругами Луллия должны состоять из 2 частей:

1 – уточнение имеющихся знаний по выбранной теме;

2 – тренинг на развитие воображения.

   Выделяют четыре типа тренингов:

1 тип «Найди реальное сочетание»

2 тип «Объясни  необычное сочетание»

3 тип «Придумай фантастическую историю или сказку»

4 тип «Реши проблему»

  Сейчас на примере тренинга по признаку «Части» я предлагаю рассмотреть все эти этапы. Я приглашаю двух желающих.

  Цель:

- формировать обобщенное понятие, что каждый объект состоит из частей;

- обратить внимание ребенка на проблемы, связанные с изменением частей.

1. Найди реальное сочетание.

   Ведущий:

- Этот тренинг используется с детьми от 3 лет.

Сейчас у нас на кругах объекты  и части этих объектов. Необходимо соединить под стрелкой объект и его часть, рассказать, какую часть объекта показывает стрелка, и назвать другие части объекта, не нарисованные на картинке.

ПР: котенок – хвост. У котенка есть хвост, это его часть. У него есть еще, голова, туловище, лапы.

2. Объясни  необычное сочетание.

Ведущий:

- Этот тренинг используется детьми от четырех лет.

Сейчас необходимо раскрутить круги и рассмотреть полученное сочетание картинок. Попробуйте достоверно объяснить полученное объединение.

ПР: Река – крышка от чайника. Бывает такое, что люди бросают мусор в реку. Вот крышка и оказалась на дне реки.

3. Придумай фантастическую историю или сказку

Ведущий:

- Этот тренинг используется с детьми от 5 лет.

Сейчас необходимо раскрутить круги и после соединения под стрелкой картинок необходимо составить рассказ или сказку.

ПР: телевизор – ветки. Однажды волшебник заколдовал телевизор и вместо антенны у него стали расти ветки.

4. Реши проблему

Ведущий:

- Этот тренинг вводится с 5 – 6 летнего возраста.

Необходимо после раскручивания кругов и получения объединения решить реальные задачи.

ПР: телевизор – ветки. Какие проблемы появятся у телевизора, у которого вместо антенны ветки?  Он должен за ними ухаживать, а осенью убирать опавшие листья.

Это пособие можно использовать как элемент образовательной деятельности так и для свободной деятельности, а затем, когда дети усвоят, используют в самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – занятия по картине «Птичница» (с использованием интерактивной доски Elete Panaboard и элементов ОТСМ-ТРИЗ) для детей 5-6 лет

Конспект по развитию речи дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии с применением интерактивной доски...

Конспект игры – занятия по картине «Птичница» (с использованием интерактивной доски Elete Panaboard и элементов ОТСМ-ТРИЗ) для детей 5-6 лет

Конспект по развитию речи дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии с применением интерактивной доски...

Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми 6-7 лет по подготовке их к школе с использованием методов "ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"

Цель этих занятий - формировать психологическую и мотивационную готовность детей 6-7 лет к обучению в школе. На этих занятиях дети овладевают основными универсальными учебными навыками будущего школьн...

Конспект совместной деятельности по обучению детей старшей группе составлению текстов сказочного содержания с использованием приёмов технологии ОТСМ – ТРИЗ.

Тема совместной деятельности:Составление текста сказочного содержания.Совместная деятельность осуществляет интеграцию образовательных областей: Речевое развитие и Социально - коммуникативное развитие....

Дидактическое пособие ПО МЕТОДОЛОГИИ ТРИЗ - КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ»

Дидактическое пособие «Волшебные  кольца Луллия»  является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи, имеет  большие ...

Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ. Игра «В какой сказке?» Круг «Луллия».

Цель. Учить детей называть сказки, героев сказок, подбирать пословицы к сказкам, которые бы учили какому-либо жизненному правилу. Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее ...