Этапы закрепления поставленных звуков
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Ваш ребенок поступил в речевой детский сад...
Многие родители вздохнут с облегчением, ведь теперь специалисты позаботятся о его речи, и можно не переживать по этому поводу. Однако, родители, думающие так, заблуждаются. Да, логопед поставит (исправит) нарушенные звуки, но до того, как ребенок сможет пользоваться в речи поставленным звуком, пройдет достаточно времени. Вот в этот период времени и понадобится помощь родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakreplenie_proiznosheniya.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Ваш ребенок поступил в речевой детский сад. Многие родители вздохнут с облегчением, ведь теперь специалисты позаботятся о его речи и можно не беспокоиться по этому поводу.
Однако, родители думающие так, заблуждаются.
Да, логопед поставит (исправит) нарушенные звуки, но до того, как ребенок сможет пользоваться поставленным звуком в речи, пройдет достаточно времени. Вот в этот период времени и понадобиться помощь родителей.
ЭТАПЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ
Рассмотрим этапы автоматизации на примере звука [c] в твердой позиции.
1 этап
Ребенок у же произносит поставленный звук изолированно. Поэтому мы приступаем к закреплению звука в слогах. На этом этапе поставленный звук нужно произносить утрированно, контролируя артикуляцию ребенка.
Приступаем к отраженной речи - взрослый произносит прямой слог, а ребенок повторяет. Упражнение выполняется перед зеркалом, так как положение губ, зубов и языка очень важно. Лучше всего взять большое зеркало, чтобы взрослый видел ребенка, а ребенок - взрослого.
Произносим звук [c], слегка протягивая звук, четко показывая ребенку правильную артикуляцию: сссссс....а,сссссс....о, сссссс....у, ccccc....ы, cccсс....э. Слоги произносим плавно, сохраняя так же правильную артикуляцию гласных звуков. Дыхание у ребенка должно быть спокойное.
2 этап
Ребенок научился правильно произносить поставленный звук в слогах, и мы приступает к этапу, когда поставленный звук вводится в слова. На этом этапе мы закрепляем поставленный звук также в отраженной речи и вводим звук в слова: сначала в прямых слогах, типа "сад, санки, сабля, усы" и т.д., затем в обратных слогах, типа "нос, укус, бас" и т.д. Далее переходим к словам, когда нужный нам звук находится в стечении с другим согласным звуком типа "стул, скала, снова, слава" и т. д..
Продолжаем выполнять упражнения перед зеркалом, четко показывая ребенку правильную артикуляцию нужного нам звука. Так же целесообразно продолжать произносить звук утрированно, чтобы ребенок смог хорошо услышать нужный звук, а затем правильно его произнести.
Обязательно нужно указывать на неправильно произнесенный звук и хвалить за правильно выполненное упражнение.
3 этап
На этом этапе звук закрепляется в предложении. Мы продолжаем упражнять ребенка в произнесении поставленного звука и контролировать его в словах, которые введены в предложения. Закрепление произношения происходит так же в отраженной речи. Проговариваем предложения четко и в спокойном темпе. Материал состоит из слов, которые ребенок ранее повторял за взрослым, но задание более сложное, поскольку ребенку предлагается запомнить несколько слов, произнести их и при этом проконтролировать свое произношение. С первого раза не всегда получается, поэтому предложения можно делить на части. Например, "Саня сам надевает сапоги": Саня сам.... надевает сапоги. Очень важно, чтобы каждое слово в предложение было произнесено ребенком правильно. Затем пробуем с произнести предложение полностью. Если ребенок произносит закрепляемый звук неправильно, нужно повторить предложение несколько раз. Бывает, что не все предложения могут быть произнесены ребенком правильно, тогда эти предложения можно исключить, и выбрать более легкие.
Теперь нужно контролировать речь ребенка и в свободной речи. Если в группе это делают логопед и воспитатель, то дома к этому подключаются родители. Общаясь с ребенком, вы слышите неправильно произнесенный звук, нужно обратить внимание ребенка на это, и предложить сказать слово правильно.
4 этап
Собственно с этого момента у ребенка и начинается самоконтроль за поставленным звуком. С ребенком разучиваются стихотворения, в которых много слов с поставленным звуком и которые затем рассказываются ребенком логопеду и родителям, и это есть уже самостоятельная речь. Затем переходим к прозе: самостоятельное составление предложений со словами, в которых есть нужный нам звук, составление рассказов по картинкам, подобранных так, чтобы в них присутствовало как можно больше слов с закрепляемым звуком. Общаясь с ребенком, взрослые уже активно следят за речью, и обязательно просят исправить свои ошибки:"Скажи правильно, вспомни, как надо говорить правильно и т.д."
Как видите, закрепление звука достаточно растянуто во времени. Кроме того, некоторые дети очень трудно вводят поставленные звуки в речь, и им на всем этапе обучения в речевом детском саду нужна помощь не только специалистов детского сада, но и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления поставленных звуков в речи (мнемотаблицы)
Перед тем как начать работать данными мнемотаблицами, закрепляем навыки четкого произношения и различения звуков с, сь в слогах, словах. Четко произносим слова и фразы. Выделяем звук...
Речевой материал для закрепления поставленного звука [с ] у детей с ОНР
Речевой материал для закрепления поставленного звука [с] у детнй с ОНР...
Мастер-класс для родителей: «Расскажу тебе сказку» (по автоматизации и закреплению поставленных звуков).
В данном мастер-классе представлены игры и мини-сказки по автоматизации поставленных звуков в домашних условиях...
Задания для закрепления поставленных звуков(Трофимова К.М.) декабрь 2023
задания для закрепления поставленных звуков : Звук З...
Задания для закрепления поставленных звуков (Трофимова К.М.)
Задания для закрепдения поставленных звуков : звук С...
Задания для закрепления поставленных звуков(Васина А.В.)
задания для закрепления поставленных звуков : звку Л...
Автоматизация звуков. Речевой материал для закрепления поставленных звуков.
Вне зависимости от этапа нужно помнить несколько моментов:- звук, слог, слово, стишок сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен на эт...