Проект «Роль сказки в формировании личности и в развитии дошкольников» .
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Дошкольный возраст рассматривается как период, в течение которого личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги, и родители. Практическая значимость данного проекта основана на том, что сказка - это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития. У дошкольника начинают складываться реалистические критерии нравственных оценок. На основе этого можно отметить, что сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Таким образом, слушание сказки наряду с творческими играми имеет важнейшее значение в развитии ребенка. Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема проекта: «Роль сказки в формировании личности и в развитии дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_v_formirovanii_lichnosti_doshkolnikov.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Заведующий МДОУ Детский сад «Золушка» п. Янгель ____________Яхонтова О.Е. |
МДОУ Детский сад «Золушка» п. Янгель
Проект
Тема: «Роль сказки в формировании личности и в развитии дошкольников» .
Разработчик проекта
Курская Наталья Валерьевна
воспитатель первой категории
МДОУ Детский сад «Золушка»
п. Янгель, 2016 г.
ВВЕДЕНИЕ
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети
были умными – читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были
еще умнее – читайте им больше сказок».
Альберт Эйнштейн
Дошкольный возраст рассматривается как период, в течение которого личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению.
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги, и родители.
Практическая значимость данного проекта основана на том, что сказка - это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития. У дошкольника начинают складываться реалистические критерии нравственных оценок.
На основе этого можно отметить, что сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
Таким образом, слушание сказки наряду с творческими играми имеет важнейшее значение в развитии ребенка.
Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема проекта: «Роль сказки в формировании личности и в развитии дошкольников».
Паспорт проекта.
Тема: «Роль сказки в формировании личности и в развитии дошкольника».
База проекта - МДОУ Детский сад «Золушка» п. Янгель
Участники: дети младшей-средней группы, родители
Тип проекта: познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный; с 1 ноября по 31 мая.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
1. Актуальность темы.
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Сказки - наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию.
А язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями и т.д.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка - уроки на всю жизнь, и для больших, и для маленьких.
Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. И если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, то можно положительно влиять на развитие детей. Корректировать и улучшать их поведение.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей нашей группы показало, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, большое место уделяется телевидению. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Таким образом, целью моего проекта является рассмотрение роли сказки в формировании личности и в развитии дошкольников.
2. Цель и задачи проекта
ЦЕЛЬ: Формировании личности и развития детей через сказку. Любовь к русским народным, авторским сказкам. Желание слушать сказки; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей.
ЗАДАЧИ:
Для детей:
-Познакомить детей с различными сказками;
-Обобщить знание по сказкам;
-Развивать мышление, воображение, интерес, внимание;
-Развивать желание сочинять сказки.
Для родителей:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
3. Формы реализации проекта
Основными формами реализации программных задач является: чтение детских сказок, рассматривание иллюстраций, слайдов к сказкам, игра-драматизация: театрализованная сюжетно-ролевая, игры в различные виды театра, дидактические игры, комплексно – тематическое занятие, беседы, решение проблемных ситуаций в сказках, развлечения (конкурсы, викторины, олимпиады, КВН).
4. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
В ходе реализации задач по формированию личности и развитии дошкольников, по средством сказки предполагается, что дети приобретут:
- необходимый знания по сказкам (народным, авторским);
- желание слушать и сочинять новые сказки;
- научатся находить своё отражение и представления об окружающем мире, и отношение к той или иной проблемной ситуации;
- овладеют навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности;
- разовьют творческий потенциал;
- повысят уровень социальной адаптации.
Ожидаемые результаты для родителей:
- проявляет интерес к совместной деятельности с ребёнком по данной теме;
- помогает формировании личности дошкольника;
- сочинять совместно с ребёнком сказку и оформить её. Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в работе с детьми.
5. Краткое описание проекта по этапам
1.Подготовительный этап
Цель: создание благоприятных условий для реализации проекта
№ | Мероприятия | Сроки | Участники |
1.1. | Анкетирование родителей | Октябрь | Воспитатель |
1.2. | Изучение литературы, новых методик и технологий по теме проекта. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме. | В течении года | Воспитатель |
1.3. | Разработка конспектов НОД, викторин и КВН. | Октябрь - ноябрь | Воспитатель |
1.4. | Донесение до участников проекта важности данной проблемы; Собрание «Роль сказки воспитании и развитии детей». Индивидуальное консультирование родителей. | Октябрь В течение года | Родители, воспитатель |
2.Основной этап
Цель: реализация проекта в воспитательно-образовательном процессе.
№ | Мероприятия | Задачи | Методы и приемы | Сроки | Участники | |
Работа с детьми. | ||||||
2.1 | Знакомство со сказкой: Народные сказки. «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Три медведя», «Жихарка», «Пузырь соломинка и лапоть», «Гуси – лебеди», «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», "Мужик и медведь", «Волк и семеро козлят»; Чтение авторских сказок: К. Чуковский «Федорино горе», «Муха цокотуха», «Мойдодыр», «Айболит», «Путаница», «Тараканище», «Краденное солнце»; В. Сутеева «Под грибом», «Мешок яблок», «Палочка выручалочка», «Кот рыболов», «Дядя Миша»; В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок», «Купание медвежат». С. Михалкова «Три поросёнка», «Дядя Стёпа». | Воспитывать желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнёрам, сопереживать им, учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние. Формировать умение строить предложения, добиваться правильного и чёткого произношения, развивать речь; -повторять наиболее интересные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. | Словесные. | В течение проекта | Воспитатель и дети. | |
2.2 | Рассматривание иллюстраций, слайдов по сказкам
| Развивать познавательный интерес к сказочным сюжетам. | Словесные, наглядные | В течение проекта | Воспитатель и дети. | |
2.3 | Просмотр видео - сказок. | Воспитывать умение смотреть произведение; воспитывать уважение к ребёнку-зрителю; формировать желание помочь другу, попавшему в беду. | Наглядные. | В течение проекта | Воспитатель и дети. | |
2.4 | Прослушивание дисков со сказками. | Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через прослушивание произведений. Развивать слуховое внимание, воображением. Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки. | Словесные. | В течение проекта | Воспитатель и дети. | |
2.5 | Обсуждение проблемных ситуаций. | Беседа о безопасном поведении дома, на улице, в гостях по прочитанным сказкам. | Словесные. | В течение проекта | Воспитатель и дети. | |
2.6 | Инсценировка и драматизация сказок. Показ сказки «Теремок» | Развивать интерес к настольному театру и приёмам вождения настольных кукол, желание участвовать в представлении. Развивать у ребенка логику, самостоятельность, оригинальность мышления. | Словесные. | В течение проекта Май | Воспитатель и дети. | |
2.7 | Экскурсия в библиотеку - обзор и просмотр книжной выставки «В гости к сказке». | Расширять кругозор за счет представлений о мире книг, развивать умение строить общение с разными людьми, способствовать становлению субъектной позиции ребенка речевом общении. | Словесные, наглядные | Ноябрь | Воспитатель и дети. | |
2.8 | Участие в конкурсах по сказкам. | Развивать познавательный интерес к сказкам и героям. | Словесные, наглядные | В течение проекта | Воспитатель и дети. | |
2.9 | Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой» | Развивать творчество детей. | Наглядный творческий | апрель | Дети. | |
2.10 | Беседы по сказкам
| Помочь ребенку разобраться в образе сказочного героя и высказать свое отношение к нему. | Словесные | В течение проекта | Воспитатель и дети. | |
2.11 | Дидактические игры: «Отгадай сказку», «Сказки перепутались», «Загадки о сказках», « Что это за сказка?», лото «Сказки», «Мои любимые сказки», «Кто-кто в теремочке живет?», «Найди волшебный предмет», «Составь сказку», «Испорченный телефон». Словесно-дидактические игры: «Сравни разных зверят», «Козлята и зайчик», «Курочка-Рябушка», «Вершки-корешки», «Радио», «Расскажем сказку по картинки». | Способствовать повышению уровня познавательной компетентности дошкольников. Развитию звуковой культуры речи, связной речи. | Словесные | В течение проекта | Воспитатель и дети. | |
2.12 | Сюжетно-ролевые игры: - «В театре»; - «Театральное представление»: - «Мы в сказочном лесу»; - «Путешествие в сказку»; - «Кот, петух и лиса»; - «Гуси-лебеди»; - «Лиса и заяц». - «Под грибком»; | Обогащение жизненного опыта детей. Обогащение игрового опыта детей. Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми. Развивать познавательные способности детей. | Словесный наглядный творческий | В течение проекта | Воспитатель и дети. | |
2.13 | Викторины для детей и родителей. «Сундук сказок» «Ехали медведи на велосипеде..» по сказкам К. Чуковского», «Путешествие по сказкам», «По дорогам сказок» | Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Создать радостное настроение от встречи с героями сказок и от общения друг с другом. Способствовать активному участию родителей в реализации образовательного процесса. | Словесный наглядный творческий | Ноябрь Январь Март Май | Воспитатель дети и родители. | |
Работа с родителями. | ||||||
2.14 | Консультации для родителей: «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей», «Нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок», «Как выбрать полезную сказку для ребенка», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки», «Роль сказки в воспитании и развитии ребенка»; Оформление папки передвижки «Книжки в вашем доме». | Дополнить, обобщить и систематизировать знания родителей по данной теме. Способствовать повышению информационной культуры родителей о роли сказки в жизни детей. | Словесные | В течение проекта | Родители, воспитатели |
2.2 Образовательная деятельность.
Цель. Создание благоприятных условий для творческой активности у детей. Формировать интерес к сказке через занятие. Развивать умение ясно и чётко излагать свои мысли.
№ | Тема | Цели. | Срок | Ответственный. |
2.2.1 | Тема: «Путешествие в русскую народную сказку Маша и медведь». | Цель: развивать у детей интерес к художественной литературе посредством сказки. Образовательные задачи: - учить эмоционально воспринимать содержание сказки, понимать и оценивать характер, поступки героев, запоминать последовательность событий; - формировать умение интонационно выразительно передавать образы героев при воспроизведении песенок и текста из сказки; - учить понимать и запоминать старославянские слова из текста сказки. Развивающие задачи: развивать психические познавательные процессы, слуховое и зрительное внимание, образную память, образные движения посредством игры, инсценировки; мышление, воображение, любознательность. Воспитательные задачи: воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, культуру речевого общения. | Ноябрь | Воспитатель |
2.2.2 | «Мишка косолапый» рисование. | Вызвать интерес к изображению косолапого мишки. Учить рисовать медведя по контуру. Прививать интерес к рисованию и воспитывать познавательную активность. Упражнять в рисовании пальчиком. Развивать чувство формы и цвета. Вызвать сочувствие и желание помочь персонажу. Предварительная работа. Игра – драматизация сказки «Маша и медведь». | Декабрь | Воспитатель |
2.2.3 | «Заюшкина избушка» с элементами познавательно-исследовательской деятельности | Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Развивать первичные навыки в проектно- исследовательской деятельности. Формировать умение замечать изменения в природе. Расширять представления детей о том, что весной лёд, снег и сосульки превращается в воду; | Март | |
2.2.4 | ФЭМП «Колобок» | Закреплять цифры и числовой ряд в пределах 5; Продолжать учить откладывать нужное количество предметов; Соотносить количество предметов с цифрой; Учить сравнивать объемные и плоскостные фигуры круг и шар между собой; Учить отвечать на вопрос предложением; Закрепить название геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал прямоугольник; | Апрель | |
2.2.5 | «Под грибом» (лепка) по сказке В. Сутеева | Уточнить и обогатить представление детей об авторских и русских народных сказках, закреплять умение грамотно оформлять свои ответы, эмоционально реагировать на литературное произведение, развивать интерес и любовь к книге, развитие творческих способностей детей, через художественное творчество, совершенствовать навыки работы с пластилином. | Май |
3. Заключительный этап
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта.
№ | Мероприятия | Срок | Участники |
3.1. | Оформление папки по проекту | Воспитатель | |
3.2. | Самоотчёт по проекту. | Май | Воспитатель |
3.3. | КВН «По дорогам сказок» | Воспитатель дети и родители. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль сказок в развитии детей среднего возраста трудно переоценить. Сказка способствует становлению мировоззрения ребенка и знакомит детей с простейшей моделью мироустройства, обогащает предметный и социальный опыт малыша, способствует развитию комбинаторной способности ума. Одним словом, самое главное, сказки позволяют детям испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большева Т.В., Учимся по сказке. СПб., 2001.
2. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Формы и методы работы со сказками. М.,2010.
3. Киселева М.В., Арт-терапия в работе с детьми. СПб.,2007.
5. Пашина Л., Сказка - ложь, да в ней намёк. Дошкольное воспитание №12.- М., - 2008.
6. Пропп, В.Я., Исторические корни волшебной сказки. СПб.,1986.
7. Фирсова А.М., Филиппова Л. В., Филиппов Ю.В., Кольцова И.Н., Сказка как источник творчества детей. М.,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль сказки в формировании личности дошкольника»
о значении сказок в развитии ребенка дошкольного возраста...
Роль сказки в формировании личности ребёнка. Психологический аспект
Какую роль играет сказка в жизни ребёнка?...
Педагогический проект "Роль экологического воспитания в формировании нравственно-этических качеств дошкольника"
Посредством реализации данного проекта предполагается воспитание потребности ребенка в общении с природой, сострадания, заботы, умения наблюдать, анализировать происходящее, давать правильную оц...
Конспект родительского собрания на тему: «Роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника»
Цель: расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать компетентными родителями.Задачи: показать роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника,Дать некоторые р...
Консультация - Сказка в формировании личности дошкольника.
В данной консультации говорится о роли сказки в жизни ребенка.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19060593","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Статья "Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии дошкольника"
Детская литература считается важнейшим ресурсом развития личности ребенка, обладающим значительным воспитательным и развивающим потенциалом. Она играет важнейшую роль в формировании ребенка в годы ста...