Проект «Роль сказки в формировании личности и в развитии дошкольников» .
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Курская Наталья Валерьевна

Дошкольный возраст рассматривается как период, в течение которого личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению.   Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги, и родители.   Практическая значимость данного проекта основана на том, что сказка - это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития. У дошкольника начинают складываться реалистические критерии нравственных оценок.  На основе этого можно отметить, что сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Таким образом, слушание сказки наряду с творческими играми имеет важнейшее значение в развитии ребенка.    Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема проекта: «Роль сказки в формировании личности и в развитии  дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_skazki_v_formirovanii_lichnosti_doshkolnikov.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:   Заведующий

МДОУ Детский сад «Золушка»

п. Янгель

____________Яхонтова О.Е.

        

МДОУ Детский сад «Золушка» п. Янгель

Проект

Тема: «Роль сказки в формировании личности и в развитии дошкольников» .

http://images.myshared.ru/19/1182584/slide_1.jpg

                                                                                                           Разработчик проекта

                                                                                                 Курская Наталья Валерьевна

                                                                                                    воспитатель первой категории

                                                                                                  МДОУ  Детский сад «Золушка»  

                                                                                             

п. Янгель, 2016 г.

ВВЕДЕНИЕ

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы  войти   в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».
Д. Родари.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети

были умными – читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были

еще умнее – читайте им больше сказок».
Альберт Эйнштейн

            Дошкольный возраст рассматривается как период, в течение которого личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению.

         Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги, и родители.

          Практическая значимость данного проекта основана на том, что сказка - это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития. У дошкольника начинают складываться реалистические критерии нравственных оценок.

          На основе этого можно отметить, что сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

           Таким образом, слушание сказки наряду с творческими играми имеет важнейшее значение в развитии ребенка.        

Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема проекта: «Роль сказки в формировании личности и в развитии  дошкольников».

Паспорт проекта.

Тема: «Роль сказки в формировании личности  и в развитии дошкольника».

База проекта - МДОУ  Детский сад «Золушка» п. Янгель

Участники:  дети младшей-средней группы, родители

Тип проекта:  познавательный, творческий, игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный; с  1 ноября по 31 мая.

Интеграция  образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

1. Актуальность темы.

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Сказки - наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию.

А язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями и т.д.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка - уроки на всю жизнь, и для больших, и для маленьких.

Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. И если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, то можно положительно влиять на развитие детей. Корректировать и улучшать их поведение.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

 К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей  нашей группы  показало, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, большое место уделяется телевидению. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Таким образом, целью моего проекта является рассмотрение роли сказки в формировании личности и в развитии дошкольников.

2. Цель и задачи проекта

ЦЕЛЬ: Формировании личности и развития детей через сказку.  Любовь к русским народным, авторским сказкам. Желание слушать сказки; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей.

ЗАДАЧИ:

Для детей:

-Познакомить детей с различными сказками;

-Обобщить знание по сказкам;

-Развивать мышление, воображение, интерес, внимание;

-Развивать желание сочинять сказки.

Для родителей:

- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

            - заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

3. Формы реализации проекта

            Основными формами реализации программных задач является:  чтение детских сказок, рассматривание иллюстраций, слайдов  к сказкам,  игра-драматизация: театрализованная сюжетно-ролевая,  игры в различные виды театра, дидактические игры,  комплексно – тематическое занятие, беседы, решение проблемных ситуаций в сказках, развлечения (конкурсы, викторины, олимпиады, КВН).

4. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

В ходе реализации задач по формированию личности и развитии дошкольников,  по средством сказки предполагается, что дети приобретут:

- необходимый  знания  по сказкам (народным, авторским);

- желание слушать и сочинять новые сказки;

- научатся находить своё отражение и представления об окружающем мире, и отношение к той или иной проблемной ситуации;

- овладеют навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности;

- разовьют творческий потенциал;

- повысят уровень социальной адаптации.

Ожидаемые результаты для родителей:

            - проявляет интерес к совместной деятельности с ребёнком по данной теме;

           - помогает формировании личности дошкольника;

           - сочинять совместно с ребёнком сказку и оформить её. Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов  в работе с детьми.

5. Краткое описание проекта по этапам

1.Подготовительный этап

Цель: создание благоприятных условий для реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Участники

1.1.

Анкетирование родителей

Октябрь

Воспитатель

1.2.

Изучение литературы, новых методик и технологий по теме проекта. Подбор методической,  художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

В  течении года

Воспитатель

1.3.

Разработка конспектов НОД, викторин и КВН.

Октябрь - ноябрь

Воспитатель

1.4.

Донесение до участников проекта важности данной проблемы; Собрание   «Роль сказки воспитании и развитии детей».

Индивидуальное консультирование родителей.

Октябрь

В течение года

Родители, воспитатель

2.Основной этап

Цель: реализация проекта в воспитательно-образовательном процессе.

Мероприятия

Задачи

Методы и приемы

Сроки

Участники

Работа с детьми.

2.1

Знакомство со сказкой: 

Народные сказки. «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Три медведя», «Жихарка»,  «Пузырь соломинка и лапоть», «Гуси – лебеди», «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»,  "Мужик и медведь", «Волк и семеро козлят»;

Чтение  авторских сказок:

К. Чуковский «Федорино горе», «Муха цокотуха», «Мойдодыр», «Айболит», «Путаница», «Тараканище»,  «Краденное солнце»;  

В. Сутеева «Под грибом», «Мешок яблок», «Палочка выручалочка», «Кот рыболов», «Дядя Миша»;

В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок»,  «Купание медвежат».

С. Михалкова «Три поросёнка», «Дядя Стёпа».

Воспитывать желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнёрам, сопереживать им, учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.

Формировать умение строить предложения, добиваться правильного и чёткого произношения, развивать речь; -повторять наиболее интересные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Словесные.

В течение

проекта

Воспитатель и дети.

2.2

Рассматривание иллюстраций, слайдов по сказкам

 

Развивать познавательный интерес  к сказочным сюжетам.

Словесные, наглядные

В течение

проекта

Воспитатель и дети.

2.3

Просмотр видео -  сказок.

Воспитывать умение смотреть произведение; воспитывать уважение к ребёнку-зрителю; формировать желание помочь другу, попавшему в беду.

Наглядные.

В течение

проекта

Воспитатель и дети.

2.4

Прослушивание дисков со сказками.

Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через прослушивание произведений.

Развивать слуховое внимание, воображением.

Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.

Словесные.

В течение

проекта

Воспитатель и дети.

2.5

Обсуждение проблемных ситуаций.

Беседа о безопасном поведении дома, на улице, в гостях по прочитанным сказкам.

Словесные.

В течение

проекта

Воспитатель и дети.

2.6

Инсценировка  и драматизация сказок.

Показ сказки «Теремок»

Развивать интерес к настольному театру и приёмам вождения настольных кукол, желание участвовать в представлении. Развивать у ребенка логику, самостоятельность, оригинальность мышления.

Словесные.

В течение

проекта

Май  

Воспитатель и дети.

2.7

Экскурсия в  библиотеку

- обзор и просмотр книжной выставки «В гости к сказке».

Расширять кругозор за счет представлений о мире книг, развивать умение строить общение с разными людьми, способствовать становлению субъектной позиции ребенка  речевом общении.

Словесные, наглядные

 Ноябрь

Воспитатель и дети.

2.8

Участие в конкурсах по сказкам.

Развивать познавательный интерес  к сказкам и героям.

Словесные, наглядные

В течение

проекта

Воспитатель и дети.

2.9

Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»

Развивать творчество детей.

Наглядный творческий

апрель

Дети.

2.10

Беседы по сказкам

 

Помочь ребенку разобраться в образе сказочного героя и высказать свое отношение к нему.

Словесные

В течение

проекта

Воспитатель и дети.

2.11

Дидактические игры:

«Отгадай сказку», «Сказки перепутались», «Загадки о сказках», « Что это за сказка?», лото «Сказки», «Мои любимые сказки»,  «Кто-кто в теремочке живет?», «Найди волшебный предмет», «Составь сказку»,  «Испорченный телефон».

Словесно-дидактические игры: «Сравни разных зверят», «Козлята и зайчик», «Курочка-Рябушка»,  «Вершки-корешки», «Радио», «Расскажем сказку по картинки».

Способствовать повышению уровня познавательной компетентности дошкольников. Развитию звуковой культуры речи, связной речи.

Словесные

В течение

проекта

Воспитатель и дети.

2.12

Сюжетно-ролевые игры: 

- «В театре»;

-  «Театральное представление»:

-  «Мы в сказочном лесу»;

- «Путешествие в сказку»;

- «Кот, петух и лиса»;

- «Гуси-лебеди»;

- «Лиса и заяц».  

- «Под грибком»;

Обогащение жизненного опыта детей.

Обогащение игрового опыта детей.

Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Развивать познавательные способности детей.

Словесный

наглядный творческий  

В течение

проекта

Воспитатель и дети.

2.13

Викторины для детей  и родителей.

«Сундук сказок»

«Ехали медведи на  велосипеде..»  по сказкам К. Чуковского»,

«Путешествие по сказкам»,  «По дорогам сказок»

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Создать радостное настроение от встречи с героями сказок и от общения друг с другом.

Способствовать активному участию родителей в реализации образовательного процесса.

Словесный

наглядный творческий  

Ноябрь

Январь

Март

Май

Воспитатель дети  и родители.

Работа с родителями.

2.14

Консультации для родителей:

«Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей», «Нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок»,

«Как выбрать полезную сказку для ребенка»,

«Роль  сказок в развитии речи ребенка», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки», «Роль сказки в воспитании и развитии ребенка»; Оформление папки передвижки «Книжки в вашем доме».

Дополнить, обобщить и систематизировать знания родителей по данной теме. Способствовать повышению информационной культуры родителей о роли сказки в жизни детей.

Словесные

В течение проекта

Родители, воспитатели

2.2 Образовательная  деятельность.

Цель. Создание благоприятных условий для творческой активности у детей. Формировать   интерес к  сказке через занятие. Развивать умение ясно и чётко излагать свои мысли.

Тема

Цели.

Срок

Ответственный.

2.2.1

Тема: «Путешествие в русскую народную сказку Маша и медведь».

Цель: развивать у детей интерес к художественной литературе посредством сказки.

Образовательные задачи:

- учить эмоционально воспринимать содержание сказки, понимать и оценивать характер, поступки героев, запоминать последовательность событий;

- формировать умение интонационно выразительно передавать образы героев при воспроизведении песенок и текста из сказки;

- учить понимать и запоминать старославянские слова из текста сказки.

Развивающие задачи: развивать психические познавательные процессы, слуховое и зрительное внимание, образную память, образные движения посредством игры, инсценировки; мышление, воображение, любознательность.

Воспитательные задачи: воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, культуру речевого общения.

Ноябрь

Воспитатель

2.2.2

«Мишка косолапый» рисование.

Вызвать интерес к изображению косолапого мишки.

Учить рисовать медведя по контуру.  

Прививать интерес к рисованию и воспитывать познавательную активность.

Упражнять в рисовании пальчиком.

Развивать чувство формы и цвета.

Вызвать сочувствие и желание помочь персонажу.

Предварительная работа.

Игра – драматизация сказки «Маша  и медведь».

Декабрь

Воспитатель

2.2.3

«Заюшкина избушка» с элементами познавательно-исследовательской деятельности

Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.

Развивать первичные навыки в проектно- исследовательской деятельности. Формировать умение замечать изменения в природе.

Расширять представления детей о том, что весной лёд, снег и сосульки превращается в воду;

Март  

2.2.4

ФЭМП  «Колобок»

Закреплять цифры и числовой ряд в пределах 5;

Продолжать учить откладывать нужное количество предметов;

Соотносить количество предметов с цифрой;

Учить сравнивать объемные и плоскостные фигуры круг и шар между собой;

Учить отвечать на вопрос предложением;

Закрепить название геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал прямоугольник;

Апрель

2.2.5

 «Под грибом»  (лепка) по сказке В. Сутеева  

Уточнить и обогатить представление детей об авторских и русских народных сказках, закреплять умение грамотно оформлять свои ответы, эмоционально реагировать на литературное произведение, развивать интерес и любовь к книге,  развитие творческих способностей детей, через художественное творчество, совершенствовать навыки работы с пластилином.

Май

 

3. Заключительный этап

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта.

Мероприятия

Срок

Участники

3.1.

Оформление папки   по проекту   

Воспитатель

3.2.

Самоотчёт по проекту.

Май

Воспитатель

3.3.

КВН «По дорогам сказок»

Воспитатель дети  и родители.

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Роль сказок в развитии детей среднего возраста трудно переоценить. Сказка способствует становлению мировоззрения ребенка и знакомит детей с простейшей моделью мироустройства, обогащает предметный и социальный опыт малыша, способствует развитию комбинаторной способности ума. Одним словом, самое главное, сказки позволяют детям испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.

         Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.

         Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

         Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

         Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большева Т.В., Учимся по сказке. СПб., 2001.

2. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Формы и методы работы со сказками. М.,2010.

3. Киселева М.В., Арт-терапия в работе с детьми.  СПб.,2007.

5. Пашина Л., Сказка - ложь, да в ней намёк. Дошкольное воспитание №12.- М., - 2008.

6. Пропп, В.Я., Исторические корни волшебной сказки. СПб.,1986.

7.  Фирсова  А.М., Филиппова  Л. В.,  Филиппов  Ю.В., Кольцова И.Н., Сказка как источник творчества детей. М.,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль сказки в формировании личности дошкольника»

о значении сказок в развитии ребенка дошкольного возраста...

Педагогический проект "Роль экологического воспитания в формировании нравственно-этических качеств дошкольника"

Посредством  реализации данного проекта предполагается воспитание потребности ребенка в общении с природой, сострадания, заботы, умения наблюдать, анализировать происходящее, давать правильную оц...

Конспект родительского собрания на тему: «Роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника»

Цель: расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать компетентными родителями.Задачи: показать роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника,Дать некоторые р...

Консультация - Сказка в формировании личности дошкольника.

В данной консультации говорится о роли сказки в жизни ребенка.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19060593","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Статья "Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии дошкольника"

Детская литература считается важнейшим ресурсом развития личности ребенка, обладающим значительным воспитательным и развивающим потенциалом. Она играет важнейшую роль в формировании ребенка в годы ста...