Доклад "Роль сказки в формировании личности дошкольника"
консультация

Алексеева Надежда Владимировна

доклад на всеобуч для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: Роль сказки в формировании личности дошкольника.

Дошкольный возраст рассматривается как период, в течение которого личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению.

         Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги, и родители.

          Практическая значимость данного проекта основана на том, что сказка - это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития. У дошкольника начинают складываться реалистические критерии нравственных оценок.

          На основе этого можно отметить, что сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

           Таким образом, слушание сказки наряду с творческими играми имеет важнейшее значение в развитии ребенка.        

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Сказки - наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию.

А язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями и т.д.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка - уроки на всю жизнь, и для больших, и для маленьких.

Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. И если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, то можно положительно влиять на развитие детей. Корректировать и улучшать их поведение.

         Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль сказки в формировании личности дошкольника»

о значении сказок в развитии ребенка дошкольного возраста...

Проект «Роль сказки в формировании личности и в развитии дошкольников» .

Дошкольный возраст рассматривается как период, в течение которого личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему организованно перейти к систематическому школьному...

Конспект родительского собрания на тему: «Роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника»

Цель: расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать компетентными родителями.Задачи: показать роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника,Дать некоторые р...

Консультация - Сказка в формировании личности дошкольника.

В данной консультации говорится о роли сказки в жизни ребенка.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19060593","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Статья." Личность педагога ,как фактор формирования личности дошкольника"

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокул...